Просмотр содержимого документа
««Наглядные методы обучения как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников»»
Статья на тему:
«Наглядные методы обучения как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников»
Выполнила
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
Грачева Ксения Николаевна
Иркутск 2017 г
ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные знания, умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темп роста объема учебного материала диктует свои условия к применению методов обучения младших школьников. И эти методы зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество.
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Надо заметить, что, проникновение учителя в сущность поведения школьника и его мотивации чрезвычайно важно. Но порой педагог так сосредоточен на проблеме передачи знаний, что у него «не доходят руки» до анализа мотивации, но делать это очень желательно. Учитель должен стремиться проникнуть в мотивацию его поведения ученика, научиться видеть ее проявления и более глубокие, лежащие за ними причины в опыте жизни ребенка, его окружения, подлинный смысл его отдельных поступков.
Решение данной проблемы кроется в использовании методов обучения детей младшего школьного возраста, базирующихся на ведущих представлениях детской психологии. И в данном случае на помощь педагогам должны прийти наглядные методы обучения - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Хотя, подготовка и внедрение в учебный процесс наглядных методов требует от преподавателя больших усилий.
Повышенный интерес учителей к применению наглядных методов в учебном процессе напрямую связан с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Наглядные методы являются эффективным средством формирования познавательной мотивации младших школьников при реализации следующих условий:
- при предъявлении информации, учитывать ведущий вид мышления (наглядно-образное) у младших школьников;
- предъявляемая наглядность актуальна для детей младшего школьного возраста;
- используются различные виды наглядности.
Довольно часто педагоги начальной школы не уделяют должного внимания мотивации школьников. Они предполагают, что если ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что ему говорит преподаватель. Также некоторые учителя используют отрицательную мотивацию, и тогда школьниками двигает желание избежать наказания, в данном случае плохой оценки и т.д. Отрицательная мотивация порождает отрицательные эмоции, и в результате этого у некоторых детей могут развиться неврозы.
Безусловно, положительная мотивация на обучение дает больший эффект, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, не испытывает затруднений в учебе, соответственно показатель учебной успешности выше. Без внутренней мотивации и пробуждения интереса, не произойдет освоения знаний, это лишь создаст видимость учебной деятельности.
Большинство взрослых ошибочно используют внешнее мотивирование. Используя внешнюю мотивацию важно понимать, что главным должно оставаться знание, а не вознаграждение. Так же ошибочно поступают и те, кто при применении мотивирования детей к учебе используют отрицательную мотивацию, запугивая их бедностью и низким социальным статусом («станешь бомжем», «будешь мести улицы», «крутить коровам хвосты»). Данные доводы не действуют на детей, в силу их возраста, так как у них не сформирован механизм прогнозирования.
Наиболее естественный путь развития мотивации к учебной деятельности ребенка лежит через любознательность. Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности преподавателя, интересного способа преподнесения материала и т.д. Наиболее естественный способ развития мотивации к учебе через любознательность ребенка. Важно понять, что именно ему интересно. Найдя значимую для него сферу, можно соотнести школьные предметы с этой областью, и он станет стремиться к необходимым знаниям самостоятельно. Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Некоторые исследователи считает, что первопричина наличия или отсутствия познавательного интереса кроется в системе школьного что причины, объясняющие, почему у ого обучения. Одной из задач школы – преподносить предметы в живой и интересной форме, так, чтобы ребенку захотелось изучать их. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Поддержка в ребенке состояния успеха влечет к созданию внутренней мотивации. Необходимо отметить, что изучать и формировать положительную мотивацию необходимо как не у неуспевающих учеников, так и у внешне благополучных детей.
В силу возрастных индивидуальных особенностей младших школьников необходимо использовать наглядность в процессе познания, о чем свидетельствует один из самых известных принципов - принцип наглядности в обучении. В его основе лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наибольшая; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.
В «Великой дидактике» Я.А. Коменского принцип наглядности получил следующее обоснование: «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - для восприятия слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания».
По мнению Ю.К. Бабанского, наглядные методы обучения делятся на две большие подгруппы: методы иллюстраций и методы демонстраций .
Показ плакатов, чертежей, схем, карт, картин, графиков, фотографий, таблиц и т.д. относится к методу иллюстрации плоскостных средств обучения.
Демонстрация оборудования, приборов; показ динамических пособий, естественных натуральных объектов (чучело животного); технические демонстрационные средства (кино, презентация, инсталляция); звуко-наглядные средства (видеозаписи) и т.д., все это относится к методам демонстрации объемных средств обучения.
Такое разделение средств наглядности на иллюстративное и демонстрационное исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных .
По мнению И.П. Подласого, целью использования наглядных методов обучения является – расширение и обогащение чувственного опыта детей, изучение конкретных свойств предметов, развитие наблюдательности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для систематизации изученного и самостоятельного учения.
Как уже указывалось, что Ю.К. Бабанский, делит наглядные методы на метод иллюстрации, метод демонстрации и видео-метод.
Рассмотрим подробнее данную классификацию:
- метод демонстрации служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но также широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду подобных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают взаимосвязи. Осуществляется активный познавательный процесс - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.
Нужно отметить, что необходимо отличать демонстрацию как активный метод познания от обычного показа. В процессе активной демонстрации необходимо внимание обучающихся концентрировать на существенных, а не на случайных свойствах. В результате они легче, быстрее, и полнее осознаются. В данном случае слово учителя не играет главной роли при предъявлении демонстрации, но оно постоянно должно сопутствовать наблюдению. Чтобы повысить самостоятельность учеников, необходимо привлекать их к объяснению увиденного. Правильный выбор объекта способствует эффективности демонстрации, умение учителя направить внимание школьников на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Очень важно грамотно выстроить процесс демонстрации. Он должен быть построен так, чтобы:
- каждый ребенок хорошо видел демонстрируемый объект;
- по возможности, могли бы воспринимать материал всеми органами чувств (осязанием, обонянием и т.д.), а не только глазами;
- нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.
К методу иллюстрации относится: показ и восприятие предметов, процессов и явлений в условном изображении с помощью рисунков картин, схем, фотографий, плакатов, портретов, и т.д.
Для дополнения и усиления эффекта восприятия в тесной связи используют методы демонстрации и иллюстрации. К методу демонстрации следует прибегать, когда необходимо для учащихся воспринять процесс или явление в целом. К методу же иллюстрации следует прибегать, к примеру, когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами.
Эффективность иллюстрации зависит от выбора методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе.
В силу технического оснащения учебных заведений выделяется новый источник экранного преподнесения информации (проекторов, экранов, учебного телевидения, а также компьютеров) позволяет выделять и рассматривать видео-метод в качестве отдельного метода обучения. Видео-метод служит как для преподнесения новых знаний, так и для закрепления, обобщения, повторения, контроля и систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.
Для улучшения качества учебно-воспитательного процесса созданы разнообразные учебные фильмы, сказочно богатые видео-энциклопедии использование которых необходимо применять в умеренных дозах и под опытным руководством учителя.
Стоит отметить, что не надо игнорировать даже самые простые, технически несовершенные и устаревшие пособия, в том случае если они дают положительный результат. К примеру, к ним могут относиться сигнальные карточки, изготовленные учителем, учащимися или их родителями, самодельные пособия (раздаточный материал).
В процессе обучения наглядные пособия необходимо использовать как неотъемлемое средство успешного обучения, а не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения.
Как уже отмечалось ранее, при использовании наглядных методов, должно соблюдаться чувство меры, иначе это ведет к рассеиванию внимания и снижению усвоения материала. Если даже учитель располагает большим количеством хороших пособий к конкретному предмету, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке.
Демонстрировать наглядные пособия нужно по мере изложения учебного материала и лишь тогда, когда в них есть необходимость. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, картинки, карты, плакаты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Наглядный материал необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в подходящий момент. Исключение могут составить наглядные пособия в виде плакатов или табличек с правильным написанием трудных слов, математических формул, величин, таблиц умножения, которые необходимо запомнить. Перечисленные наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учеников.
С целью концентрации внимания обучающихся на уроке, необходимо руководить и направлять их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.
Н. Пирогов отмечал, что наглядные пособия эффективны не сами по себе, а в сочетании со словом учителя. Принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями.
Существуют разные способы сочетания наглядности и слова, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В. Занковым, в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении. Наиболее яркими из них являются:
- при помощи слова педагог доводит до сведения учеников о каких-либо явлениях или объектах и затем, демонстрирует соответствующие наглядные пособия, доказывая правдивость своей информации;
- при помощи слова педагог руководит наблюдениями обучающихся, а знания о соответствующих явлениях они черпают с помощью непосредственного наблюдения за предъявляемым им явлением.
Понятно, что второй способ будет более эффективнее, чем первый, так как он сосредоточен на активизации деятельности учащихся, но на практике чаще всего применяется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, при подготовке к урокам.
С одной стороны, наглядность можно использовать с целью обогащения чувственного опыта учащихся. Тогда она должна быть как можно ярче и красочнее. С другой стороны, наглядность можно использовать для разъяснения сущности явления. Когда ребенок младшего школьного возраста обучается счету, то не нужны плакаты с множеством красивых и ярких картинок, здесь необходимы плакаты к примеру, с обычными карандашами, иначе внимание детей направится не на количество предметов, а именно к ярким, красочным картинкам.
Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста, от его расположения на школьной доске или видеоэкране.
Зрение требует определенной группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 1, 9, 11, так как чётные числа расположенные вертикально запоминается хуже. Доказано, что наибольшее число вертикальных перечислений, которое может запомнить взрослый человек, равно семи плюс-минус два (имена, наименования, характеристики), ребенок же младшего возраста способен запомнить примерно в половину меньше.
Американские психологи заметили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу и составляет 33% нашего внимания, затем следует левый верхний угол доски (28%), правому нижнему принадлежит (23%) и левый нижний угол всего (16%), (смотри рис. 1).
28%
33%
16%
23%
Рис.1. Распределение внимания по зонам классной доски (видеоэкрана)
Цвет печати, а также цветовой фон играет особое значение в восприятии текста. Наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне и наоборот.
При подборе цвета важно знать, как влияет цвет на психику, соответственно и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: синий с оранжевым, красный с зеленым, и желтый с фиолетовым.
При таких сочетаниях цветов не возникает дополнительных оттенков, а происходит лишь взаимоповышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст ослабевает, если очертить буквы белым контуром, и соответственно усилится, если очертить их черным контуром.
В зависимости от темперамента детей, цвет может оказывать влияние и на их психическое самочувствие. Установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивают сангвиника и холерика, но флегматика клонят в сон, а меланхолика располагают к замкнутости. Также замечено, что на все типы центральной неровной системы одинаково возбуждающе действуют алый и красный цвета.
Запоминанию материала в долговременной памяти способствует выделение текста цветом при чтении. Чем короче, выразительнее и компактнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.
Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Для того, чтобы поступившая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осмыслить. Своеобразным проводником между новой информацией и ее осознанием выступает восприятие.
Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связанны с познавательными процессами. Способы восприятия информации существуют самые различные (обонятельные, осязательные, зрительные, слуховые, вкусовые). Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но необходимо опираться на ведущий канал в определенном возрасте. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым умозаключениям и открытиям.
И необходимо помнить, что, любая информация, которую учитель хотел бы донести до детей, должна обладать следующими свойствами: достоверностью, ясностью, актуальностью, ценностью и полнотой.
Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможен такой случай, когда учитель сочтёт достаточным использовать на уроке один лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем не стоит забывать, что в ряде случаев необходимо применять комплекс разных видов наглядности.
Исходя из вышеперечисленного, можем заметить, что наглядные методы обучения - это способы обучения с помощью демонстраций или иллюстраций с целью воздействия на зрительный, слуховой, осязательный анализаторы для эффективного восприятия материала в процессе познания.
Важность применения принципа наглядности в процессе обучения мы доказываем следующими показателями сформированности познавательной активности:
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом объекте, предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);
- ребенок самостоятельно обращается к той или иной области знаний; стремится узнать, как можно больше задавая вопросы, активно участвует в дискуссии;
- у учеников возникают положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в учебной деятельности;
Это можно обосновать влиянием ярких образов, накладывающих глубокий отпечаток, на младших школьников, об особенностях восприятия которых в данном возрасте мы уже отмечали ранее.
Ряд современных исследователей считают, что причины, объясняющие, почему одни дети обладают познавательной мотивацией, а другие - нет, следует искать, прежде всего, в самом начале организованного школьного обучения, так как именно в то время допускаются просчеты, следствием которых является слабое развитие познавательной мотивации. Для решения данной проблемы выделяют различные пути и средства, где одним из способов развития познавательной мотивации является применение на уроках наглядных методов обучения, что можно объяснить возрастными особенностями младших школьников, у которых преобладает наглядно-образное мышление.