Просмотр содержимого документа
«Музыкальное сопровождение учебных хореографических комбинаций»
Музыкальное сопровождение учебных хореографических комбинаций
Хореографическое искусство призвано отображать и раскрывать смысл музыки. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливается тесная взаимосвязь. Их объединяет одно и то же образное содержание.
Значение музыки на любом этапе хореографического обучения предполагает обязательное участие музыканта-концертмейстера.
Работа концертмейстера хореографического класса – специфическая форма деятельности.
Музыканту, работающему в хореографическом классе, следует, прежде всего, свободно разбираться в специфической терминологии, понимать характер базовых движений классического экзерсиса, иметь представление о наиболее значимых балетных именах и явлениях, быть в курсе событий современного хореографического мира.
Собственно профессиональные обязанности концертмейстера хореографического класса реализуются, как правило, в непосредственном сопровождении урока, и здесь первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является метро-ритмическое развитие учащихся.
Танец – создание художественного образа под музыку. И роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.
Львиную долю работы концертмейстера хореографического класса составляет музыкальное сопровождение уроков. На уроке, в первую очередь, востребованы как стандартные исполнительские качества концертмейстера, так и специфические навыки, связанные с пониманием характера исполнения того или иного движения. Поэтому подготовка к занятиям не должна ограничиваться работой над музыкальным текстом, какой бы тщательной она ни была. Именно проникновение в сущность исполнения отдельных исполнений классического экзерсиса помогает концертмейстеру выбрать такие темпы, исполнительские приемы, которые в свою очередь, окажут нужное эмоциональное воздействие на исполнение учащимися той или иной комбинации.
Для полноценной работы в классе концертмейстер должен позаботиться о наличии разнообразного музыкально-иллюстрированного материала. Первоначально опираясь на специализированные издания, каждый аккомпаниатор со временем неизбежно накапливает свой музыкальный багаж. Причем, даже при наличии очень удачного рабочего материала, важно периодически его обновлять. Любое обновление обязательно должно учитывать давно и прочно установившиеся критерии отбора музыкального материала.
Сопровождать урок может не всякая музыка, а лишь весьма специфическая, та, которую принято называть дансантной.
Общими признаками дансантности могут быть:
- наличие в музыкальном тексте общеизвестных танцевальных ритмо-формул,
- четкая метрическая пульсация,
- наличие мелодико-ритмических повторов,
- квадратная структура,
- ясно выраженная музыкальная образность (в данном случае образность рассматривается как необходимое качество, позволяющее использовать тот или иной музыкальный фрагмент в конкретных целях урока).
Если же музыка создавалась непосредственно для танца, то «сочинителю музыки следовало бы знать танец или, по крайней мере, понимать, какие темпы или какие движения, свойственные тому или иному жанру, характеру и чувству, для того, чтобы суметь приноровить музыкальный рисунок ко всем ситуациям».
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением предполагает:
ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами;
научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.
Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями.
Здесь ставятся задачи:
умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;
углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении;
координация слуха и характера движений.
На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента.
Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным.
Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.
Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro).
Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала.
Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа.
Экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.
В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Клоуны», «Море волнуется» и т.д.).
На следующем этапе обучения дети вновь сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.
На втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.
В первый год обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен четко определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца), а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для упражнений у станка, которые на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы - ритм должен быть простым, мелодия - несложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента.
Музыкальные фрагменты для упражнений у станка, должны обладать следующими свойствами:
Квадратность.
На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом - вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается.
Определенный ритмический рисунок и темп.
Для исполнения таких движений, как медленные приседания, круговые движения ногой ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения упражнений на подвижности стопы и маленьких бросков - необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
Наличие затактов.
Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю. В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях, так как с него легче начать исполнять движение.
Темповые особенности.
При аккомпанементе уроку музыкальный темп определяется частотой совпадения пульсации с определенными моментами движений. Учащиеся и концертмейстер заранее знают основной темп комбинации, т.к. характер и особенности элементов предполагают определенный темп исполнения. Темп постоянно корректируется педагогом и концертмейстером. Наиболее важным для концертмейстера показателем темпа являются движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными, опережающими или запаздывающими.
Темп сопровождения определяется следующими факторами:
многоуровневым характером обучения (на ранней стадии освоения упражнений все движения исполняются медленно, постепенно темп ускоряется);
характером и способом исполнения самих движений (плавные элементы исполняются медленно, активные и резкие - в более подвижном темпе).
Метро-ритмические особенности.
Танцевальное движение при необходимости можно представить в любом музыкальном метре. Важен лишь типовой способ исполнения движения по отношению к сильной доле («из-за такта» или «на раз»).
Таким образом, музыкальный материал, используемый на уроках хореографии, должен быть тщательно продуман, грамотно подобран в плане стилевого и жанрового разнообразия, только тогда он будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро - ритмические, темпо - динамические и структурные компоненты учебно-танцевальных заданий. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки.
Список литературы
1.Аскарова, О.Б. «Методические рекомендации для концертмейстеров (часть первая), Тюмень РИЦ ТГАКИиСТ, 2013г.
2. Базарова, Н. П., Мей, В. П. Азбука классического танца: учебное пособие / Ленинградское издание,1983.- 206с