В данной статье рассматриваются цели проведения тестирования, в частности для учащихся 4 классов- это прохождение ПГК. Мною был составлен комплект электронных тестов по математике, русскому языку и познанию мира по основным темам 4 класса. Систематическое использование данного комплекта тестов на уроках при обобщении , повторении и систематизации ЗУН, а также при подготовке в ПГК я и описала в статье. Рассмотрены положительные изменения при использовании тестирования, а также факторы, повшающие мотивацию обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивационный аспект тестирования »
Мотивационный аспект тестирования
Переход всего человечества от постиндустриальной фазы развития к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему – увеличение количества и повышение качества учебной информации.
Одним из путей разрешения этого противоречия является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. В науку слово «тест» попало из английского языка и означает «испытание, проба, проверка». По словарю, тест — это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных показателей, т.е. уровня знаний ученика по какому-либо предмету школьной программы.
Целью проведения тестирования является:
- Выявление уровня функциональных (предметных) ЗУН, сформированных у выпускников I ступени обучения; - Направление коррекционной работы с учащимися.
Комплект заданий в тестовой форме был составлен по определенным темам каждого предмета: русский язык, математика, познание мира. Количество заданий варьировалось от 10 до 25 в зависимости от сложности темы. После начала регулярного использования тестовых заданий было отмечено проявление следующих положительных изменений :
1) повысилась активность учащихся на занятии;
2) появился дух состязательности;
3) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;
4) появилось устойчивое стремление доказать наличие твёрдых знаний предмета;
5) усилился интерес детей к самостоятельной подготовке.
Проанализировав мотивационный эффект использования тестовых заданий можно выделить наиболее существенные факторы, повышающие мотивацию обучения.
Присутствие в ходе тестирования элемента необычности, который схож с игровой ситуацией . Первые ощущения описываются, как удивление смешанное с большим желанием попробовать свои силы. Реакция ученика, получившего неудовлетворительную оценку при тестировании, практически аналогична реакции человека, который проиграл какую-либо игру. Появляется желание попробовать "ещё разок". Пробовать предлагается после дополнительных самостоятельных занятий.
2. Получение результата на глазах тестируемого . Почти 80% учеников высказывают элементы недоверия, когда результаты объявляются через какое-то время после проведения контроля, особенно, когда не проводится разбор. Открытый процесс тестирования "отметает" всякие сомнения. Наличие игрового момента приводит к тому, что производится мгновенная самооценка, которая проявляется в мимике, жестах, словах, но направлена на себя лично. Данная самооценка, подкреплённая соответствующими комментариями учителя, существенно влияет на учебную активность ребенка.
3. Исключение предвзятого отношения в оценке ученика. Всем известна определённая категория учащихся, которые уверены в том, что "…уж мне-то никогда она хорошей оценки не поставит". Причины для этого могут быть различные, но суть одна –ученик может быть уверен в предвзятом к нему отношении или просто делать вид, что такое отношение имеет место. Это один из поводов не заниматься качественным изучением предмета, так как это якобы бесполезно. Поэтому результат тестирования трактуется в большей степени не как выражение отношения учителя, а как необходимость лучше учиться. Например, ученики получившие 15 и 18 баллов (из 20) показали существенно отличающийся результат,. Развитие духа состязательности на основе этого фактора служит мощным стимулом к самостоятельной работе.
4. Использование компьютера для интерактивного обучения побуждает больший интерес к самому процессу обучения .Именно этот элемент создаёт дополнительную мотивацию для работы с учебником.. Если тест составлен качественно, ученик убеждается, что вероятность отгадывания правильных ответов очень мала. Это вызывает желание взять учебник и разобраться, найти правильные ответы на вопросы тестовых заданий.
5. Простота использования и быстрота выполнения тестов . Данный фактор создаёт иллюзию простоты и доступности материала, а также лёгкости самого процесса обучения. Это мощный движущий стимул. Обучаемый, который на 100% уверен в том, что при определённом усилии материал можно выучить на "отлично" – уже на голову выше того, кто считает, что задача невыполнима и за неё не стоит браться.
6. Неизбежность контроля. При проведении обычного занятия контроль, как правило, выборочен, поверхностен, позволяет многим ученикам думать так: "Авось пронесёт". При проведении компьютерного тестирования производится контроль каждого обучаемого по всем вопросам темы. Это мобилизует ребят на тщательную подготовку к занятию.
Таковы основные факторы, влияющие на повышение мотивации процесса обучения при использовании компьютерных тестовых заданий.