kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование в начальной школе как метод познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Слайд 1) Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. (Слайд 2) Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. (Слайд 3) Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. В то же время их результаты ниже при выполнении заданий на практическое применение знаний в конкретных жизненных ситуациях, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, и содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.

(Слайд 4) Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

(Слайд 5) По выражению Л.С. Выготского современному обществу нужна личность, обладающая богатым творческим потенциалом, способная к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющая справляться с возрастающим потоком проблем. Принципиально новые подходы к воспитанию и образованию школьников предполагают целенаправленные действия педагогов по развитию творческих способностей детей.

(Слайд 6) Если сформировать у ребёнка такие качества как:

- любознательность,

- изобретательность,

- самостоятельность при выборе и принятии решений,

- заинтересованность и увлечённость,

- развитые эмоции и речь,

- нестандартное мышление и восприятие,

- развитое воображение,

вооружив его достаточными знаниями и практическими навыками, то можно говорить о ребёнке как о социализированной творчески мыслящей личности, соответствующей запросам общества.

(Слайд 7) Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения новых подходов (Слайд 8) в обучении и воспитании, базирующихся на универсальных учебных действиях. (Слайд 9)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование в начальной школе как метод познания »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №6















Моделирование в начальной школе

как метод познания

( выступление на IY городском открытом фестивале

педагогических идей «Таланты без границ – 2015»)








Правдюк Лариса Степановна,

учитель начальных классов

высшей категории








2015 года

(Слайд 1) Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. (Слайд 2) Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. (Слайд 3) Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. В то же время их результаты ниже при выполнении заданий на практическое применение знаний в конкретных жизненных ситуациях, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, и содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.

(Слайд 4) Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

(Слайд 5) По выражению Л.С. Выготского современному обществу нужна личность, обладающая богатым творческим потенциалом, способная к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющая справляться с возрастающим потоком проблем. Принципиально новые подходы к воспитанию и образованию школьников предполагают целенаправленные действия педагогов по развитию творческих способностей детей.

(Слайд 6) Если сформировать у ребёнка такие качества как:

- любознательность,

- изобретательность,

- самостоятельность при выборе и принятии решений,

- заинтересованность и увлечённость,

- развитые эмоции и речь,

- нестандартное мышление и восприятие,

- развитое воображение,

вооружив его достаточными знаниями и практическими навыками, то можно говорить о ребёнке как о социализированной творчески мыслящей личности, соответствующей запросам общества.

(Слайд 7) Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения новых подходов (Слайд 8) в обучении и воспитании, базирующихся на универсальных учебных действиях. (Слайд 9)

Младший школьный возраст является началом формирования универсальных учебных действий у детей. Одним из видов универсальных учебных действий являются познавательные УУД (Слайд 10), которые, в свою очередь, включают следующие действия: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование; логические действия и операции, а также моделирование изучаемого содержания.

Предлагаю вам более подробно рассмотреть тему "Моделирование в начальной школе".

(Слайд 11) Нас окружает необычайно интересный и сложный мир, познавать который человек начинает с ранних лет. Детские игрушки похожи на объекты окружающего мира: людей, животных, автомобили, здания и т.п. Играя в различные игры, дети воспроизводят отношения, которые складываются в обществе ("дочки-матери", "школа", "больница" и т.п.).

(Слайд 12) В школе на уроках в качестве наглядных пособий используются различные макеты, муляжи, карты, схемы, таблицы. Всё это служит для изучения тех объектов, явлений и процессов, которые сложно или невозможно изучить непосредственно, но можно смоделировать, т.е. создать модель объекта.

(Слайд 13) Как соотнести и разграничить наглядность и моделирование в учебном процессе?

Оба средства обучения тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах. Но при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия, а при использовании моделирования оно выделяется в действии, преобразующем объект.

Создание и исследование моделей является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности.

(Слайд 14) Моделирование в школе – это средство овладения одним из важнейших умений – умения учиться.

(Слайд 15) Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. В противном случае учащиеся не видят их в модели, и она не становится для них наглядной. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных признаков, скрытых связей и отношений. Все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются.

Конечно, сначала ребёнок действует под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно.

Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.

Что же такое модель?

В реальной жизни этот термин имеет множество значений.

(Слайд 16) Модель (фр. Modele? ит. modello? лат. modulus - мера, образец) это:

  • некоторое упрощённое подобие реального объекта;

  • воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет);

  • схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе;

  • физический или информационный аналог объекта, функционирование которого по определённым параметрам подобно функционированию реального объекта;

  • новый объект (реальный, информационный или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

(Слайд 17) Учебно-методический комплекс "Гармония", учитывая возрастные особенности младших школьников, обеспечивает поэтапное формирование моделирования как универсального учебного действия во всех образовательных областях.

В начале второго класса учащиеся знакомятся с важной установкой: на родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! Но уже в период обучения грамоте на основе букваря и прописей ведётся последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. (Слайд 18) Упражнение, с которого начинается обучение грамотному письму - постепенное развёртывание модели слова, а в дальнейшем предложения, фиксирующей все ступени перехода от орфоэпического к орфографическому образцу. Составляется модель слова. Слова на модели разделяются на слоги (под каждым словом – дужка), расставляются знаки ударения, безударные слоги обозначаются подстрочным знаком – точкой. Позже на месте безударных гласных звуков и других орфограмм вписываются буквы, которые являются "опасностями письма".

Другим примером моделирования при освоении языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формировании соответствующих умений является принцип пирамидки. Детская игрушка выступает в роли информационного аналога текста. Стержень пирамидки - основа, на которую в определённом порядке нанизываются колечки. Если убрать стержень, пирамидка рассыплется. В тексте главная мысль – это то главное, что автор хочет сообщить читателю или слушателю. В хорошем тексте предложения располагаются по порядку. Каждое предложение вносит что-нибудь новое: добавляет, объясняет, уточняет главную мысль.

Способность моделировать ситуацию в воображении для решения какого-то конкретного вопроса – это метапредметное умение, основанное на специальной дидактике – эвристических, игровых заданиях.

(Слайд 19) Так на уроках литературного чтения игра используется как модель поведения героев произведения. Это помогает решить такие задачи урока, как анализ и характеристика поступков героя произведения, театрализация литературного произведения или его фрагмента, формирование речевых навыков учащихся.

На уроках окружающего мира при изучении темы "Формы земной поверхности" учащиеся получили задание выполнить соответствующие модели. Было оговорено, что при выполнении задания дети могут воспользоваться помощью родителей.

(Слайд 20) В результате совместной творческой работы детей и взрослых родились замечательные мини-проекты, которые были представлены не только в классе. Работы были представлены на выставке, которую посетили учащиеся других классов начальной школы. (Слайд 21) Дети-авторы работ отвечали на вопросы посетителей выставки, что способствовало закреплению знаний по изученной теме, развитию коммуникативных учебных действий и мотивировало к творческой учебной деятельности в будущем.

Аналогичная работа была проведена на уроке изобразительного искусства при подготовке к уроку по теме "Жилища разных народов". (Слайд 22)

Математика предоставляет учителю огромное поле деятельности для работы с моделями.

Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы "Число и цифра". (Слайд 23) Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая соответствует данной предметной модели. (Слайд 24)

(Слайд 25) Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создают условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий.

Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем.

(Слайд 26) Например, смысл действий сложения и вычитания можно иллюстрировать как на числовом луче, так и с помощью моделей отрезков. Модели отрезков помогают также при усвоении обучающимися важных для подготовки к решению задач понятий "целое" и "части", отношений "больше на …". "меньше на …"; отношений разностного сравнения "на сколько больше (меньше)?"

Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи.

Работа над текстовой задачей начинается с чтения текста задачи учащимися. Следующий этап работы – переход от текста к представлению ситуации, далее следует запись в знаково-символической системе.

(Слайд 27) На слайде представлены 4 модели описания одного и того же объекта – задачи. Они отличаются друг от друга тем, что выполнены на разных языках: языке слов (словесная); языке образов ( мысленная); языке рисунков и математических символов (знаково-символическая).

(Слайд 28) Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач по ряду причин:

  • может быть использована при решении задач со сколь угодно большими числами;

  • облегчает формирование навыков анализа и синтеза у учащихся;

  • позволяет подняться на достаточно высокую ступень абстрактности.

(Слайд 29) Кроме того, схема является средством, позволяющим выйти за пределы данной задачи и получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры.

Моделирование в данном случае сориентировано не на формирование у учащихся умения решать задачи определённых видов, а на формирование обобщённого умения решать текстовые задачи.

Хотелось бы ещё привлечь внимание ко второму этапу работы над задачей. Представление или мысленное моделирование ситуации.

Не секрет, что для довольно значительной части учащихся задача – это, прежде всего, числа, с которыми нужно выполнить какие-то действия. С первых же уроков обучения решению задач обращаю внимание на то, что каждая задача – это конкретная жизненная ситуация, и для её успешного решения нужно представить эту ситуацию. Здесь могут возникнуть две проблемы. Первая (решаемая сравнительно легко и быстро) – непонимание каких-то слов или понятий в тексте, обусловленное недостаточным жизненным опытом или ограниченным словарным запасом. Вторая проблема (её решение требует длительной планомерной работы) – неразвитость воображения. (Слайд 30) Современные средства получения информации не располагают к развитию творческого воображения, поскольку чаще всего предлагают информацию в готовом виде. Значит, необходима систематическая работа в этом направлении.

(Слайд 31) Дети должны как можно больше играть. Игра в начальной школе всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса как лучший вид деятельности, в котором развивается творческое воображение и фантазия.

При работе над текстовой задачей, детям предлагается разыграть её, смоделировать данную жизненную ситуацию. Этот приём моделирования позволяет учащимся быть включёнными в события, описанные в задаче. Подключив жизненный опыт, они решают задачу как ситуацию из своей жизни, что способствует уходу от формального или случайного выбора действий.

Таким образом, моделирование в обучении выступает способом познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно-теоретическую сущность изучаемых объектов. Это знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствует развитию познавательной сферы.

Моделирование – один из инструментов для достижения этой цели. Умелое использование этого инструмента учениками зависит от того, насколько хорошо владеет этим универсальным учебным действием учитель.

(Слайд 32) Перед образовательной системой страны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование в начальной школе как метод познания

Автор: Правдюк Лариса Степановна

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа по математике 1 класс (УМК"Перспективная начальная школа")"
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-1-klass-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-1"
    ["file_id"] => string(6) "298640"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456383594"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Творческая работа (проект): "Модель школьного научно-исследовательского общества начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(108) "tvorchieskaia-rabota-proiekt-modiel-shkol-nogho-nauchno-issliedovatiel-skogho-obshchiestva-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "190897"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427225380"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole_umk_nachalnaia_shkola"
    ["file_id"] => string(6) "524739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572352437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства