Модель - некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный,пригодный для практической работы с ним. Моделирование ученического самоуправленияпозволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модели органов ученического самоуправления»
Модели органов ученического самоуправления
Модель - некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков.
Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.
В широком смысле «модель» — это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Что касается ученического самоуправления:
во-первых, моделирование ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры;
во-вторых, представить основные компоненты структуры ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ;
в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание;
наконец, дает возможности найти основную единицу анализа ученического самоуправления, составляющую его специфику.
Задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы создаваемая модель была выполнена таким образом, что все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления
При составлении авторских моделей организации ученического самоуправления желательно использовать следующие основные разделы:
Раздел I. Требования к качеству разработки модели
Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.
Научная обоснованность:
- наличие четкой цели создания и функционирования модели;
- раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью;
- педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления;
- опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа;
- учет современных педагогических достижений и передового опыта.
Четкость структуры:
- наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования;
- взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев;
- выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса;
- взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.
Качество нормативно-регламентирующей базы:
- наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения;
Технологичность модели:
- разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления;
- воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения;
- предсказуемость результатов ее функционирования;
- возможность измерить результаты функционирования модели.
Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности:
- наличие системообразующей деятельности;
- разнообразие деятельности органов самоуправления;
- соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.
Обеспечение функционирования модели:
- наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление;
- наличие методических разработок и материалов для школьного актива;
- наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки;
- наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения;
- наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.).
Положительное отношение к данной модели:
- отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники);
- отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий;
- отношение органов управления образованием разного уровня;
- отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур.
Творческий вклад авторского коллектива:
- особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления;
- уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления [5, с.59].
Раздел II. Структура модели
Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.
Блок целеполагания:
Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.
Позиционный блок:
Общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.
Организационный блок:
Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
Нормативный блок:
Дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.
Содержательный блок:
Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
Технологический блок:
Раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.
Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей
Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.
Соответствие содержания целям и соответствие содержания деятельности и технологий, которые используются в процессе этой деятельности.
Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели
Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью:
1. Качество самой модели,
ее соответствие внутренним потребностям коллектива
2. Стиль педагогического управления.
3. Учет внешних условий
4. Учет перспектив развития
5. Постоянное обучение и самообучение.
6. Совершенствование нормативной базы [6, с.286].
Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели
Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели:
Степень достижения поставленной цели
Накопление детьми социального опыта
Характер внутренних процессов
Взаимодействие с внутренними процессами
Раздел VI. Перспективы развития модели
Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач.
Эффективное функционирование
Прогресс модели
Регресс модели.
В случае моделирования школьного ученического самоуправления важно и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его действия. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, также будет уместно строить модель на основе установления вероятностных событий.
Наглядно представить соотношение видов деятельности позволяет дополнительный прием - графическое описание - визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления [8, с.25].
Разрабатывая инновационную модель ученического самоуправления, следует учитывать следующие ее характеристики:
Модель всегда индивидуальна.
Исходной позицией создания модели ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели.
Индивидуальна
Модель — это объект, которого нет в действительности.
Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения
Нет в действительности
3. Модель носит прогностичный характер.
Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности.
Прогноз
4. Модели носят объяснительный характер.
- Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой ученического самоуправления.
- Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей.
- Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.
Объясняет
5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования.
Проектирование — акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать.
Средство соорганизации
6. Модель является инструментом для конструирования будущего.
Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного — связи между процессом ученического самоуправления и организацией учебного заведения.
Возможность конструирования будущего
Рисунок 1
Существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:
Административная модель.
Административная модель (условное название "Школьный совет") - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества [18, с. 189].
Председательь
Конференция
Совет старших классов
Совет средних классов
Совет младших классов
Рисунок 2
Таблица 1 Сильные и слабые стороны модели
Сильные стороны:
Слабые стороны:
1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории РФ;
2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.
1. Исключение потенциала воспитательных программ (в т.ч. и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении;
2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;
3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.
Игровая модель.
Игровая модель (условное название "Ньюландия") - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.
Оракул
Ареопаг
(законосовещательный орган)
Мастера своего дела
(исполнительный орган)
Собрание Мирян
Мир Юность
9-11 кл.
Мир Надежда
5-8 кл.
Солнечный Мир
1-4 кл.
Рисунок 3
Таблица 2 Сильные и слабые стороны модели
Сильные стороны:
Слабые стороны:
1.Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;
2.Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.
1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;
2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса;
3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.
Совмещенная административно-игровая модель
Совмещенная административно-игровая модель (условное название "Демократическая республика") - это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).
Президент
Старшие города
Средние города
Малые города
Мэрия
Дума
Министерства
Рисунок 4
Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения. Однако изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”. В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы - все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества [17].
Модели организации ученического самоуправления разнообразны и не стоит заострять внимание на одной. Обязательно следует исходить из потребностей и возможностей учебного заведения.
Любое дело, которое задумано, зависит от возможностей или условий его претворения. Самоуправление тоже надо взрастить и начать строить там, где есть предпосылки совместной деятельности, которую нужно организовать. Условиями для развития ученического самоуправления, являются следующие моменты:
-администрация выражает готовность поддержать новое дело, расширить и закрепить права детей, учителей и родителей;
-педагогический коллектив поддерживает идею;
-учащиеся неоднократно выражают готовность реорганизации учебной жизни, предлагают проекты, участвуют в коллективной творческой деятельности
Также стоит учитывать определенные требования к формированию системы самоуправления учащихся:
Требование преемственности с учебной деятельностью, согласно которому самоуправление способствует лучшей реализации учебной и досуговой формам деятельности учащихся.
Требование комплексного подхода к формированию системы самоуправления, который предполагает находить такие его формы, которые наиболее успешно решают взаимосвязанные задачи воспитательной работы.
Требование абсолютной добровольности участия учащихся в различных формах самоуправленческой деятельности.
Требование разнообразия форм самоуправления, сменности его видов, обеспечивающих сферу творческого, общественно-полезного самовыражения каждого учащегося.
Требование реализации самоуправления в разнообразных коммуникативных пространствах: организациях, ассоциациях, клубах по интересам, творческих коллективах.
Требование координации деятельности различных организаций, действующих на принципах самоуправления, с целью обеспечения их творческого сотрудничества