Просмотр содержимого документа
««Мобильные устройства как средство обучения в начальной школе».»
«Мобильные устройства как средство обучения в начальной школе».
Начальная школа – это тот фундамент, от которого в дальнейшем зависит успешность ребёнка. Она выступает в роли первого опыта учащегося в образовательной системе – места пробы своих образовательных сил.
Электронные устройства давно и прочно вошли в жизнь человека. Одна из наиболее важных тенденций развития и использования электронного устройства – ориентация на учебные заведения, в первую очередь, школу. В современном мире практически у каждого обучающегося общеобразовательной школы есть мобильное устройство. Быстрые темпы роста информатизации и развитие информационно – коммуникационных технологий диктуют обучающемуся такие условия жизни как: активность, мобильность, умение экономно располагаться временем и силами, но главное жить в ногу со временем.
У современного поколения школьников новые гаджеты не вызывают никакого страха и переживаний, так как дети открыты новым идеям, они воспринимают новинки компьютерной индустрии как предмет, которым можно воспользоваться не только при возможности выйти в сеть, но и в образовательном процессе. Учителя на сегодняшний день сталкиваются с серьезной проблемой снижения уровня мотивации учащихся, поэтому актуальность мобильных устройств сегодня осознается многими, ведь их использование в образовательном процессе позволяет не только повысить эффективность мотивации учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Заинтересовать ребёнка, превратить обучение в увлекательный процесс очень сложно. Обучающимся нужна деятельность на уроках, а для этого можно использовать мобильные устройства. При правильном использовании учителем электронного устройства, каждый учащийся будет вовлечён в учебный процесс.
Современные задачи и стандарты образования требуют, прежде всего, перестройки мышления педагогов, изменения учебного процесса.
Современные мобильные устройства могут дать процессу обучения гораздо больше и могут эффективно применяться для обучения любому предмету в начальных классах. В школе может быть развернута высокопроизводительная сеть Wi-Fi, покрывающая все кабинеты и обеспечивающая учащихся и учителей доступом к необходимым интернет сервисам. Учителя получают возможность выполнять в различных сервисах т подготовительные действия к урокам (готовят учебные материалы, мини контрольные работы, шаблоны документов и заданий). На самом уроке все обучающиеся работают с персональными мобильными планшетами, в процессе классной работы, выполняя различные задания учителя. Домашние задания также могут выполняться учащимися в различных сервисах, в зависимости от решения учителя.
На текущий момент нашли свое применение и хорошо себя зарекомендовали следующие сервисы:
Classroom – сервис для создания и распространения учебных материалов по предмету, сбор и проверка выполненных работ учителем, удобная функция приложения является возможность комментировать сданные работы. Каждый обучающийся может установить на свое мобильное устройство приложение и быть в курсе всех заданий, и в любой момент написать вопрос учителю. Учителю не нужно распечатывать материалы или в ручную рассылать на почту обучающимся – нужно только добавить материал в курс, и они автоматически загружаются на устройства учащихся. Разработанный специально для каждого класса курс повышает эффективность обучения. Добавлять и обновлять материал можно в любое время, что позволяет скорректировать курс в соответствии с потребностями класса сразу после урока и даже непосредственно на уроке;
Google – сервисы – для совместной работы в классе и дома;
Nearpod – среда для создания целостного урока, со всеми элементами урока, проверка знаний, объяснение нового материала, быстрое получение результатов работ и их анализа, отслеживание работ в реальном режиме времени;
Popplet – простейшие ментальные карты, для освоения и закрепления каких-либо понятий, представление общей картины понятия;
Alovevoice – представление результатов работы по какой-либо теме, в виде видеоролика;
Explaineverything – средства для создания интерактивных презентаций и учебных видеороликов. Возможна совместная работа.
Необходимо отметить, что применение мобильных устройств очень эффективно, но для достижения высокой эффективности необходимо провести большую подготовительную работу. Должны быть решены все технические вопросы: подготовлена соответствующая сетевая инфраструктура, обеспечен выход в интернет с достаточной скоростью, решены вопросы информационной безопасности и контроля доступа к сетевым ресурсам.
На основании анализа литературы можно выделить следующие преимущества мобильных устройств как «инструмента учителя»:
1. учащиеся могу взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не прятаться за большими мониторами;
2. карманные или планшетные ПК и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки.
3. существует возможность обмена заданиями и совместной работы: учащиеся и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводной сети, например, Bluetooth;
4. мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любом время, в том числе дома, в поезде, в гостиницах – это неоценимое значение для обучения по месту нахождения;
5. новые технические устройства, такие как мобильные телефоны, гаджеты, игровые устройства, и т.п., привлекают учащихся, которые, возможно потеряли интерес к обучению.
Однако, мобильные устройства имеют ряд недостатков, которые могут отрицательно сказаться на организации образовательного процесса на уроке:
1. существуют ограниченные возможности для хранения мобильных телефонов КПК;
2. батареи должны работать регулярно, и данные могут быть потеряны, если это не будет сделано правильно;
3. рынок быстро изменяется, особенно для мобильных устройств, так что устройства могут устаревать очень быстро.
Но, тем не менее, не все учителя готовы менять устоявшиеся привычки. Причины этого разнообразны, некоторые решаются относительно того, что отсутствует опыт работы с мобильными устройствами, некоторые могут стать серьезным препятствием - личная позиция и непринятие мобильных устройств. Поэтому процесс внедрения устройств идёт эволюционным путем несколько лет.
Главная задача новых образовательных стандартов – научить ребенка мыслить и учиться самостоятельно, помочь ему как личности адаптироваться в современном мире. Новые эффективные методы работы с мобильными устройствами, которые применяются при организации познавательной учебной деятельности на уроках, помогают учащимся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Разнообразные новые смартфоны и планшеты открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.
Современный школьник принадлежит к поколению гаджетов, ставших неотъемлемой частью их повседневной жизни. Именно поэтому так важно в настоящее время научиться принимать информационные и технологические вызовы современности.
Организация учебного труда младших школьников с использованием технологий мобильного устройства является на данный момент важной проблемой, которая требует решения. Дети, выросшие в поколение гаджетов и инновационных технологий, становятся менее восприимчивы к традиционным способам обучения, для лучшего усвоения образовательной программы, им необходима наглядность, которую способны предоставить технологии мобильных устройств. Но, анализируя современную ситуацию с внедрением планшетов и смартфонов в российскую систему образования, стоит отметить, что сейчас еще, к сожалению, нет конкретных обучающих программ, позволяющих использовать современные мобильные устройства на уроках в школе.
Уроки должны стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных мобильных технологий. Поэтому в основе технологий должен быть заложен принцип высокой мотивации. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течении всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом является сам обучающийся.
Однако инновационные технологии обучения не должны вытеснять традиционные. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое.
Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися активизировать познавательную деятельность учащихся проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация)
-индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Презентации позволяют мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала), оценить глубину понимания слушателями изучаемого материала.
В своей работе я использую различные виды информационных технологий – электронные учебники, презентации, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала.
Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу.
Провожу уроки в мобильном классе. Организация системы "Мобильный класс" – решение, выполненное на базе сейфа, специально созданного для надежного хранения. Система из 16 ноутбуков позволяет быстро развернуть беспроводную компьютерную сеть в учебном помещении. В результате больше нет необходимости в специально оборудованном компьютерном классе – высокие технологии становятся доступными на любом этапе учебного процесса и в любой аудитории.
Работу мобильного класса поддерживает специальное программное обеспечение удаленного администрирования, существенно расширяющее функциональность решения, предоставляющего дополнительные возможности как для коллективной работы (одновременное подключение всех учеников к ПК преподавателя, подключение преподавателя к рабочему месту ученика для оказания помощи в выполнении задания), так и средства контроля за ходом выполнения задания классом.
Компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера. В школе интенсивно вводится тестирование и я стараюсь не отставать от этого вида контроля.
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.).
Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность мне составлять новые тесты или изменять существующие.
В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку, по окружающему миру и т. д., при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.