Просмотр содержимого документа
«Методический материал на тему "Адаптация первоклассников"»
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4 Тракторозаводского района Волгограда»
400017, Волгоград, ул. Тракторостроителей, 15, тел. (8442)74-01-85, e-mail: moy-tzr@yandex.ru
Адаптация первоклассников
к школьному обучению
Автор: Журбина Ю.В.,
учитель начальных классов
МОУ СШ №4
2015 – 2016 учебный год
Школа – это планета, на которой мы живем.
Школа – это страна, много знаний
и умений дарит нам она.
Школа – это город, и все мы любим в нем.
Школа – это просторный светлый дом,
где много дней веселых
мы вместе проведем.
МОУ СШ № 4
Тракторозаводского района г. Волгограда
Первый раз – в первый класс
С 1 сентября 2011 учебного года все образовательные учреждения России
перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО)
Школа призвана сыграть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Школе предстоит сформировать у учащихся систему умений – учиться и способность к организации своей деятельности, а также умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Мы – теперь ученики
Стандарт устанавливает три основные группы результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации; ценностно-смысловые установки: •личностные позиции •личностные качества •сформированность основ гражданской идентичности
Как основа овладения ключевыми компетентностями, умением учиться, межпредметными понятиями.
ПРЕДМЕТНЫЕ: •опыт получения, преобразования и применения новых знаний •система основополагающих элементов научных знаний.
Обучение в 1 классе ведётся на основе УМК «Школа России».
Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В работе учителя идёт опора на современные технологии в обучении и воспитании.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений учащегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфель достижений (портфолио) - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1. Cформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2. Cформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3. Индивидуальном в прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационнопознавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
•Личностные: - самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации. •Познавательные:
- работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знако-символических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, оценка своих поступков. •Регулятивные: - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. •Коммуникативные: - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.
Урок письма
Ученье – путь к уменью.
«Поступление в школу»
сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку
происходит перестройка всего его
образа жизни и деятельности.
Правильно организованный образовательный
процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.
Что же такое «школьная адаптация»?
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной
для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Цель адаптационного периода - смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.
Задачи адаптационного периода:
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
3. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного сотрудничества.
6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
7. Создание условий для освоения будущими первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к школе, как один из элементов успешной социализации.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Готовность к обучению в начальной школе рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя как психологическую, так и физическую готовность к школе, а также готовность к овладению математикой, чтением и письмом.
Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребёнка, которое должно соответствовать возрастным нормам. Основой физической готовности детей к школе является состояние здоровья ребенка, его психофизический статус. Физически здоровых детей пришло 100% или 26 учащихся.
Психологическая готовность детей к обучению также рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни и зоны развития качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормальной адаптации ребёнка в школе и для формирования учебной деятельности.
Личностная готовность, проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении принять новую социальную позицию – школьника,
Интеллектуальная готовность, основными параметрами которой являются: произвольность психической деятельности и сформированность предпосылок учебной деятельности, развитие наглядно-образного и логического мышления, памяти, мелкой моторики руки и зрительно-моторных координаций.
Готовность к овладению математикой, чтением и письмом не заключается в наличии у будущего первоклассника некоторой суммы предметных знаний и умений, а определяется сформированностью предпосылок к овладению математикой, чтением и письмом, определенным уровнем развития тех процессов, которые обеспечивают успешное усвоение данных предметов.
С помощью методики «Беседа о школе» Т.А.Нежновой
в конце сентября классный руководитель определил степень адаптированности детей к школе.
Цель беседы: выявление сформированности внутренней позиции
школьника в мотивации учения.
Коэффициент
адаптации
3 уровень
(высокая)
2 уровень
(средняя)
1 уровень
(низкая)
22 человека (85%)
3 человек (12%)
1 человек (3%)
Вывод: По результатам индивидуальной беседы с каждым ребенком было установлено: полная сформированность внутренней позиции учащихся к мотивации учения, своего поступления в школу и школьной деятельности у всех 26 учащихся.
Анкетирование для определении адаптации учащихся к школе.
По результатам проведенного анкетирования среди первоклассников выявлено следующее:
100 % учащимся нравится в школе;
100% учащихся идут с радостью;
100% учащихся пошли бы в школу;
100% учащихся не нравится;
99% учащихся не хотели бы , чтобы в школе остались одни перемены и 1% не знаю;
95% учащихся часто рассказывают о школе родителям и 5% - редко;
100% учащихся не хотели бы, чтобы менее были строгие учителя;
97% учащихся имеют много друзей и 3% - мало друзей;
97% учащихся нравятся одноклассники, 3% - не очень.
Вывод: необходимо отметить , что адаптация учащихся составляет в основном от 99,9% до 100% в сентябре-октябре 2015-2016 уч.г.
Анкета по адаптации учащихся к школе
1.Тебе нравится в школе или не очень?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится.
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) чаще хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью.
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошёл бы в школу.
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5.Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
6.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
7.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника;
- выявление мотивации учения.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ
Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1а Да – А., не знаю, нет – Б.
2 А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
5. А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6. А – школа А, Б – школа Б
7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
8. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:
0 уровень - обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б. - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А. - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 уровень - 2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
3 уровень - 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А. - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.