3. Воспитывать интерес к математике на основе сотрудничества и
практической деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
Понимать и использовать информацию, представленную в виде текстов, схем, рисунков.
Сравнивать, анализировать и делать выводы при решении примеров в группе.
Регулятивные УУД:
Осуществлять контроль и оценку своей работы.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу и работу группы.
Коммуникативные:
Вступать в диалог (отвечать и задавать вопросы, уточнять).
Сотрудничать с товарищами при работе в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парах
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация деятельности
Учитель:
Мы начинаем урок математики. Математику называют недаром «царицей наук». Без знаний математического счета невозможно представить нашу жизнь. В переводе с древнегреческого языка слово математика означает «учится». Она нужна всем.
Перед вами три конверта со словами « справлюсь легко», «надо подумать»,«будет трудно» и листочки с видами заданий:
-математический диктант
-работа с таблицей умножения
- работа с выражениями
- решение задач
- геометрический материал
Разложите по конвертам, в зависимости от того, насколько уверенно вы чувствуете при выполнении заданий.
2. Актуализация ранее полученных на уроке знаний
А теперь приступаем к разминке. Один человек работает у доски, остальные в тетрадях.
Разминка:
- первый множитель 3, второй 6.
-2 х5
- увеличить 5 в 4 раза
- найти произведение двух чисел 3 и 7
- 5 х 6
- 6 уменьшить в 2 раза
- 4 х 8
-6 х 7
-3 умножить на3
-запиши число, которое на 2 больше, чем значение произведения 5 х 5
- 24 уменьшить в 4 раза
18 10 20 21 30 3 32 42 9 27 6
(Проверка результатов)
Немного истории.
Древнегреческий математик Пифагор (показать его портрет и прочитать фамилию), который сделал очень много ценных для науки открытий, считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или умножения трёх чисел:
1+2+3=6 1*2*3=6
Таким свойством не обладает ни одно другое число.
Найди число, которое можно встретить как результат умножения в нескольких столбиках таблицы:
18 = 3 х 6 18 = 9 х 2
Вспомните похожие числа.
(дети предлагают варианты)
12 = 2 х 6 12 = 3 х 4
24 = 6 х 4 24 = 3 х 8
Найдите тройки чисел, которые можно связать между собой.
( Работают дети)
18 + 3 = 21 10 + 20 = 30 3 х 9 = 27 и т.д.
У. : «слагаемое», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
— Компоненты каких действий я назвала?
Д. Сложения и вычитания.
У. Назовите компоненты умножения.
Д. Множитель, множитель, произведение.
У. Что обозначает первый множитель?
Д. Равные слагаемые в сумме.
У. Что обозначает второй множитель?
Д. Число таких слагаемых.
Задание 2
У. Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
14+14+14+14+14
53+53+53+53
а+а+а
Д. Заменить сумму произведением.
Д. В первом выражении 5 слагаемых, каждое равно 14, поэтому оно равно 14х5
Аналогично рассматриваются остальные примеры.
Задание 3
У. А теперь, наоборот, замените произведение суммой в выражениях, записанных на доске.
На доске: 43 х 2 6 х5 b х 3
43 + 43 6+6+6+6+6 b+b+b
Вчера в другом классе ученики выполняли подобное задание, к сожалению, я не успела проверить все работы и прошу вас мне помочь. Перед вами работа одного ученика. Оцените её.
41+ 41= 41 х 2
12 х 3 = 12 + 13 + 14
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17 — 17 + 17 = 17 – 5
Дети устанавливают, что мальчик ошибся: объясняют, в чём его ошибка.
Задание 4
У. Сравните выражения.
На доске.
8 х 5 … 5 х8 34 х 9 … 31 х 2
а х 3 … а х 2 + а
Д. 8 х 5 = 5 х 8, так как от перестановки множителей произведение не меняется. Объясняют остальные неравенства.
У. Какое свойство умножения использовали в первом примере?
Д. Переместительное.
4.Целеполагание. Постановка проблемы
У. А что означают выражения 7 х 1, 7 х 0?
Дети затрудняются ответить – возникает проблемная ситуация.
— В нашем примере было бы удобно считать, что 7 х 1 = 7, а 7 х 0 = 0. Однако выражения 7 х 1 и 7 х 0 не имеет смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Кто может озвучить тему и цель урока? Итак, цель нашего урока – уточнить, не нарушит ли равенства 7 х 1 = 7 и 7 х 0 = 0 переместительное свойства умножения.
5. Физкультминутка
6. Открытие детьми нового знания
У. Выполните действия: 1 х 7, 1 х 4, 1 х 5.
Дети решают примеры с комментированием.
— Сделайте вывод: 1 х а = ?
Д. 1 х а = а
1 х а = а
У. Имеют ли смысл выражения 7 х 1, 4 х 1, 5 х 1? Почему?
Д. Нет, так как в сумме не может быть одного слагаемое.
У. Чему они должны быть равны, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения?
Д. 7 х 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 х 1 = 7.
Аналогично рассматриваются 4 х 1 = 4, 5 х 1 = 5.
У. Сделайте вывод: а х 1 = ?
Д. а х 1 = а
Выставляется карточка
а х 1 = а
У. Объясните, как вы понимаете смысл этих записей..
Д. При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.
У. Молодцы!
Аналогично исследуется случай умножения с 0.
Вывод: при умножении числа на 0 или 0 на число получается 0.
Обратимся к учебнику. Какую бы темы вы предложили для нашего урока.
7.Физкультминутка
8. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику
9. Пришло время перейти к задаче.
На разминку у нас ушло 7 минут, на изучение нового материала и закрепление в 3 раза больше. Сколько времени у нас осталось на решение задачи и геометрического задания, если урок длится 40 минут?
40 – 7 – 7х3 = 12 минут
10. Работа с геометрическим заданием.
Периметр квадрата равен 16 см. Из трех таких квадратов сложили прямоугольник. Найди периметр получившейся фигуры.
11. Рефлексия. Мне очень понравилось сегодня, как вы работали. Какое задание вам показалось наиболее интересным. Смогли ли мы определиться с темой урока и сделать свое открытие? Вспомните про ваши конверты. Оправдались ли ваши оценки своей работы?