Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися
Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися
Разработка поможет изучить произвольную и непроизвольную память, степень развития аналитико-синтетической деятельности детей, выявить особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности, особенности зрительно-моторной координации, умение точно копировать образец.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися»
Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися.
Уже несколько лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся. Прочитала специальную литературу, статьи в педагогических журналах, познакомилась с методиками, которые позволяют изучать произвольную и непроизвольную память, степень развития аналитико-синтетической деятельности детей, выявлять особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности, особенности зрительно-моторной координации, умение точно копировать образец.
Я предложила эти методики своим слабоуспевающим учащимся, что позволило мне убедиться в неравномерности развития отдельных сторон психической деятельности у этих детей. Наряду с недостаточным развитием одних психических процессов наблюдалось удовлетворение или даже хорошее развитие других.
Работу я решила вести в двух направлениях: подобрать упражнения, игры на развитие памяти, внимания, мыслительной деятельности и работать с учащимися индивидуально вне уроков; элементы этих упражнений включать в урок. Приведу примеры.
Упражнения для развития логической и механической памяти.
Карточка 1- пары слов по смыслу:
нож – резать
ручка – писать
ученик – школа
курица – яйцо
лёд – коньки
Ребенок читает пары слов, запоминает. Через 10 с называю первое слово, а ребенок должен назвать пару.
Карточка 2 – пары слов, не связанные по смыслу:
рыба – песня
ботинки – стол
дерево – крыша
спички – кровать
дорога – река
Методика работы та же.
Упражнение для развития словесно-логической памяти.
Цель этого упражнения – быстрота запоминания текста, точность, последовательность воспроизведения.
Читаю текст:
Галка и голуби.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят. Выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби приняли её как свою, но она не удержалась и закричала по-галочьи. Когда голуби увидели, что она галка, то выгнали её. Она вернулась было к галкам, но и те не признали её и тоже не приняли.
Упражнение для развития зрительной памяти.
Перед ребенком раскладываю 10 картинок, предлагаю запомнить. Затем эти картинки перемешиваю с картинками второго десятка, раскладываю их в два ряда, предлагаю выбрать картинки первого десятка.
Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное:
Цветы: Животные: Птицы:
тюльпан зебра голубь
жасмин уж ворона
астра волк снегирь
гвоздика бык синица
гладиолус лиса воробей
Ребенок воспринимает тексты на слух и воспроизводит их.
Упражнения для развития мышления.
3 – 4 картинки, связанные по смыслу, располагаю в нужной последовательности. Возможен вариант с незавершенным действием. Ребенок составляет рассказ, завершает его, если нет картинки с завершением сюжета. Обращаю внимание на чёткость произношения, словарный запас, грамматический строй языка.
Упражнение на нахождение аналогии.
Лимоны кислые, а сахар … .
Ты ходишь ногами, а бросаешь … .
Мальчики вырастают в мужчин, а девочки … .
Нож и кусок стекла. Оба … .
Упражнение на нахождение сходства.
Слива – персик (это плоды, похожей формы, сладкие на вкус)
Кошка – мышка ( это животные, у них по четыре лапы, ушки, хвост, усы)
Очень любят дети игру в «Слова». Даю ребенку карточку со словом, он объясняет значение.
Нож – металлический предмет, имеющий ручку и лезвие, служит для резания хлеба, овощей, возможно, бумаги, кожи.
Шляпа
Письмо
Зонтик
Подушка
Гвоздь
Лопата
Это упражнение развивает мышление, речь ребенка, обогащает словарь. Значение потом сравниваем в словаре Ожегова.
Использую игровые моменты для активизации внимания при выполнении малоинтересных заданий. Например, очень трудно детей научить «сливать» слоги, т.е. два звука прочитать слитно. Это делаю на первых порах с помощью игры «Вдох-выдох». Вдох- посмотрим на гласную букву слога, сделаем ротик такой формы, какую требует произношение гласной, стоящей после согласной, узнаем этот слог – выдох, на выдохе прочитаем его. Это упражнение помогает научить детей читать слогами, избежать побуквенного чтения. Регулировка дыхания впоследствии помогает детям научиться читать выразительно.
Дети с плохо развитой произвольной памятью труднее запоминают и воспроизводят изучаемый материал. Стараюсь подобрать «опоры» для лучшего запоминания. При обучении грамоте – картинка с буквой и несколькими картинками на изучаемый звук ( в мягком и твердом варианте). Иногда эта «опора» - стихи; при изучении алфавита всегда использую стихотворение Б. Заходера:
А Б В Г Д Е Ж прикатили на еже,
З И К Л М Н О дружно вылезли в окно.
П Р С Т У Ф Х оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья!
Успешная организация умственной деятельности детей в школе делает их пребывание в школе радостным, желанным, помогает легко усваивать программный материал.