Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Словарно - орфографическая работа в начальных классах».
Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Словарно - орфографическая работа в начальных классах».
Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится не только на уроках русского языка и чтения, но и во всей учебно – воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение слов проходило не стихийно, делали бы его эффективнее обеспечивал правильность, полноту усвоения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Словарно - орфографическая работа в начальных классах».»
Минина Татьяна Степановна
МБОУ «СОШ №30» г. Чебоксары
учитель начальных классов
Методическая рекомендация для учителей начальных классов
«Словарно- орфографическая работа в начальных классах».
По мере развития науки, культуры, по мере накопления опыта растет, разнообразится, развивается словарь. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом.
Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится не только на уроках русского языка и чтения, но и во всей учебно – воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение слов проходило не стихийно, делали бы его эффективнее обеспечивал правильность, полноту усвоения.
Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются четыре направления:
Во- первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов и т.д. При первичной записи словарного слова орфограмма обязательно должна быть выделена графически и провести слоговое проговаривание;
во – вторых, уточнение словаря, углубление понимания уже известных слов, различий между синонимами, подбор антонимов и т.д.;
в - третьих, активизация словаря, включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
в – четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Чтобы накопить достаточный словарный запас, учащийся должен усваивать ежедневно по 4 - 6 новых слов. Важно для наиболее эффективного изучения применить средства наглядности и занимательности.
Словарные слова распределяются по всем годам обучения в начальных классах. Для лучшего запоминания слова полезно записать в тетради :
по однородным орфограммам ( о- огород, огурей, помидор, горох,..; а – газета, картинка, капуста, картофель, ...)
Со второго класса полезно учить детей пользоваться школьным орфографическим словарем. А чтобы активизировать как можно большее количество, научить использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово. Учитель должен предусматривать специальные задания по активизации систематически, ежеурочно, опираясь на читаемые тексты, на наблюдения.
Формы активизация словаря:
Составление словосочетания с нужным словом.
Слово хлопьями – Снег повалил хлопьями (большими, белыми)
Еще продают овсяные хлопья.(словосочетания: прилагательное + существительное, существительное + существительное)
Составление предложений с заданными словами или одним словом. (улыбнулся, усмехнулся, ухмыльнулся).
Пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала.
(формы пересказа выборочный, сжатый, творческий , повышенное внимание к оборотам речи, отмеченные учителем).
Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов, письменные сочинения по опорным словам.
В классе необходим строгий индивидуальный контроль за усвоением словарных слов. Нужно систематически следить за теми учащимися, которые допускают ошибки в пройденных словарных словах. На таких заводится тетрадь учета, в которую вносятся ошибки, допускаемые каждым учеником, фиксируется продвижение ученика или его отставание, причины отставания и меры, принимаемые с целью устранения орфографических ошибок.
Ежедневно каждому ученику, имеющему пробелы, дается задания, которые хранятся в конверте, в котором слова, не усвоенные или слабо усвоенные учеником, распределенные по двум отделениям: