Просмотр содержимого документа
«Место и роль учителя на современном уроке»
Есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ- мастерство и личность. Понимая это, мы осознаем, что без этого нам не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения. «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в инициативе «Наша новая школа» нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью. способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Поэтому новой целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Наша школа в этом году начала работать по федеральным государственным стандартам нового поколения. Это принципиально меняет место и роль школы в обществе, так она не просто выполняет социальный заказ, но и должна учесть потребности и желания каждого отдельного родителя и ученика, обеспечив индивидуальную траекторию развития. Новый стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок. В федеральных государственных стандартах отражен принципиально новый взгляд на систему начального образования, на изменения в его методологической основе, целях и задачах, содержании, методах и приемах, формах организации учебной деятельности, планируемых результатах начального образования. Это влечет за собой изменение требований к подготовке и повышению квалификации учителя новой школы. Теперь учитель: - планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой своего образовательного учреждения, - сам разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, чего он раньше не делал; - для реализации компетентностного подхода современный учитель простаивает свой урок, используя педагогические технологии системно- деятельностного, развивающего обучения; Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно - деятельностного подхода, как основы ФГ0С. В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетент¬ность, и способность к саморазвитию. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому в нашей школе педагоги перешли на развивающее обучение. Загляните в наши учебники, здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью сами формулируют тему урока, его основной вопрос (проблему), сами учатся открывать новые знания. Не меньшую роль в выборе развивающей системы обучения играет предпочтение действовать творчески, а не по шаблону. Конечно, гораздо проще провести урок, когда все дети чинно сидят, сложив руки. Никто не пытается спорить, возражать, предлагать свои «неправильные» решения. Так проще, но только потом много лет спустя, добрым словом бывшие ученики вспомнят того, кто научил их думать и самостоятельно принимать решения. В своей ежедневной работе мы пытаемся найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь.