kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и формы работы над развитием речи младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы заключается в том, что в системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает возможности для реализации творческих проявлений ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы над развитием речи младших школьников.»

Выступление ШМО на тему

«Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»

Работая над данной темой, изучала научные работы педагогов, занимающихся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста

Актуальность темы заключается в том, что в системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает возможности для реализации творческих проявлений ребенка. Существует ряд причин низкого уровня мастерства учащихся в области речевых навыков.

Уровень их развития влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался такими учёными, как М.Р. Львовым, И. А. Зимней.

И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на обучение школьников различным видам речевой деятельности и формированию КРУ находится в центре внимания учёных-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики связной речи отражены в трудах Т. А. Ладыженской, С.К. Тивиковой.

Для достижения результата деятельности целью поставила перед собой создание системы работы, направленной на достижение положительной динамики коммуникативно-речевых умений младших школьников.

Формирование данных умений на уроках русского языка и литературного чтения будет проходить более эффективно при использовании определенного комплекса творческих заданий -предполагающих вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Отбираю эффективные творческие задания на основе УМК «Школа России»учебники по русскому языку для 1-4 классов, авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Но с помощью заданий, представленных в учебнике, вполне возможно сформировать только половину необходимых умений, в частности: умение ориентироваться в ситуации общения, раскрывать тему и основную идею высказывания, правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.

При этом следует отметить, что для качественного формирования остальных умений, таких как умение контролировать свою речь в процессе высказывания, умение отбирать и систематизировать материал для высказывания, умение создавать высказывание в определенной композиционной форме в зависимости от типа и стиля речи, в учебниках представлено недостаточное количество заданий.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса упражнений, направленного на формирование всего спектра коммуникативно-речевых умений младших школьников в образовательной деятельности.

Все творческие задания несут познавательную, развивающую, мотивационную, смыслообразующую, контролирующую и функцию самореализации личности.

Их можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.

Поэтому творческие задания, которые я использую в своей работе, распределила по классификации Скалкина. Представляю уважаемому жюри.

I.  Респонсивные  (вопросно-ответные)  упражнения первой группы, которая включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения.

Такие упражнения как:

-Прием «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» использую в начале урока, даю загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

-«КРОССВОРДЫ» хорошо помогают в знании значений слов по разным темам уроков

-Прием «КЛАСТЕР» использую для ориентации в содержании текста и понимании его смысла.

-«ПЕРЕХОД В ПРИРОДУ»- использую при написании сочинений и изложений о животных и птицах, а также при знакомстве с текстами о животных.

-«РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ» - любимый прием детьми, цель которых -организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.

II. Вторая группа -Игровые и композиционные -это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, направлены на организацию общения или устных выступлений.

При построении текста часто использую

-Прием «ВОСТАНОВИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»

- Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока с данным приемом.

-«СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»- помогают ребенку развивать фантазию, логику и главное учат его развернутой речи.

-«ОПОРНЫЕ СЛОВА»- помогают понять, о чем говорится в тексте.

- С помощью них можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий.

-«КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»-большую помощь оказывают в работе с изложением и сочинением

- Чтобы сочинение получилось стройным, необходимо соблюдать соответствие между частями текста, для этого использую прием «ПОСТРОЕНИЕ ДОМА»

-Упражнения, формирующие умения создавать части текста по готовому тексту

- Разнообразные «ИГРЫ со словами» можно включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Вот некоторые из них.

-«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»-

- «КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЭЛЕКТРОННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

-«РОЛЕВЫЕ И ИГРЫ, ИМИТИРУЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ- Поле чудес, Эрудит, Слабое звено, Своя игра-использую при обобщении темы или раздела.

III. К 3 группе КРУ относятся Ситуативные и Дискутивные –т.е. упражнения, при использовании которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или учебных, возникающих в реальной жизни с участием большого количества учащихся.

-Прием «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»  эта речевая игра помогает ребенку чувствовать рифму, развивать речь, запоминать новые словоформы, образные выражения 

-«ПОСЛОВИЦЫ»- созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

-«ПОГОВОРКИ»- Знакомство с ними в школе прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью.

- Приёмы работы с «ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ» также развивают мышление учащихся, обогащают словарный запас младших школьников.

-Упражнения с «СИНОНИМАМИ»-позволяют избежать повторения в речи одних и тех же слов

- «АНТОНИМЫ»- очень сильное стилистическое средство языка. Упражнения над антонимами требуют от ученика умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей.

-Упражнения, направленные на «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»- позволяют расширить знания учащихся о богатстве и разнообразии лексики русского языка.

-Применение приема «АССОЦИАЦИЙ» на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас

-Упражнения на выделения действий предметов

-Упражнения на выделения признаков предметов- для отработки умения обобщать, сравнивать и выделять существенные и несущественные  действия и признаки.

-«РИСОВАНИЕ СЛОВОМ»– этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов .

-Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока чтения, где использовался данный прием.

IV. Репродуктивно-творческие четвертая группа умений, связаны   с воспроизведением услышанного или прочитанного, где первоначальные знания закрепляются и переходят уже в навык.

-«ЗАГАДКУ» - даю в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие или придумать ее самим.

-Работа с ассоциативным полем слова-прием «МАГНИТ»-позволяет представить отдельно взятое слово с разных позиций. Дети, читая текст выписывают ключевые слова, располагая вокруг главного.

-«ПЕРЕХОД В КАРТИНУ»-прием вхождения в картину. Дети рассказывают о том, что почувствовали бы, оказавшись там.

- Творческая форма рефлексии - «СИНКВЕЙН- это небольшой текст, который требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

-«ТЕМА В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ»- заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах. Данный прием использовала на открытом урока при дифференцированной работе.

-Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения создавать новый текст на основе данного- такие упражнения формируют умение пользоваться языком как средством общения.

-Такие упражнения использую для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания..…

-Данный комплекс творческих заданий и упражнений является не единственным по формированию коммуникативно- речевых умений. С помощью подобных заданий дети научатся взаимодействовать с другими детьми в разных видах деятельности, Это активизирует их общение, которое является неотъемлимой частью урока, и в свою очередь повысит качество учебно- воспитательного процесса.

Необходимость формирования обозначенных выше коммуникативных умений объясняется тем, что без специальной работы школьники не овладевают ими в должной мере, а наоборот создадутся предпосылки для общего речевого развития, что поможет им в учебе в среднем и в старшем звене).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методы и формы работы над развитием речи младших школьников.

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 14.02.2025

Номер свидетельства: 665150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Система работы по развитию речи"
    ["seo_title"] => string(35) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "314757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459766261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства