kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методики изучения личности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

пппрти мсвапенргооорирррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методики изучения личности младших школьников»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



















Программа адаптации ребенка к школе















Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Онищенко Анастасия









Ейск, 2020г.

Адаптация — это процесс привыкания ребенка к новым условиям, своей новой роли в жизни. От того, насколько благополучно она пройдет, зависит:

  • успешность овладения учебной деятельностью;

  • сохранение здоровья;

  • комфортность пребывания в новом социуме;

  • отношение к учебе, школе.

Это сложный и иногда довольно длительный процесс, который во многом зависит от индивидуальных особенностей первоклассника. Значительную роль играет и помощь окружающих, их правильные и скоординированные действия.

Не все дети одинаково реагируют не существенное изменение привычного течения жизни. В первые дни нахождения в школе большинство детей переживают состояние, характерное для эмоционально-стрессовой ситуации. У многих из них при попадании в новые условия может возникнуть ряд трудностей в адаптации, которые приведут к нарушениям поведения или здоровья:

  • чрезмерное возбуждение;

  • агрессивность;

  • депрессия;

  • заторможенность;

  • появление чувства страха;

  • отказ идти в школу;

  • замедление роста;

  • снижение массы тела;

  • острая заболеваемость;

  • повышенная утомляемость;

  • общая слабость;

  • часто возникающая головная боль;

  • проблемы с ЖКТ.

Требования к содержанию программы

Разрабатывая программу адаптации первоклассников согласно ФГОС необходимо включить в ее содержание мероприятия, обеспечивающие:

  • выявление индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей;

  • мониторинг динамики изменения личностных качеств ребенка, его адаптации к школьным условиям;

  • профилактику появления элементов дезадаптации;

  • интеграцию каждого ребенка в классный коллектив;

С этой целью в программе следует охватить такие разделы:

  1. Введение в школьную жизнь.

  2. Изучение правил общения.

  3. Познание себя и других.

  4. Мир вокруг тебя.

  5. Забота о своем здоровье.

  6. Твой внутренний мир.

Примеры тематик мероприятий, которые нужно проводить с детьми, могут быть следующие:

  • экскурсия по школе;

  • создание правил поведения в коллективе;

  • выработка приемлемых стереотипов поведения;

  • поиск путей разрешения конфликтов;

  • разучивание приемов снятия психологического или мышечного напряжения, негативного эмоционального состояния;

  • выбор способов принятия конструктивных решений.

Иногда в программе прорабатываются разделы, посвященные таким вопросам:

  • осуществление индивидуально ориентированной помощи (педагогической, психологической или медицинской);

  • механизм взаимодействия учителя с другими специалистами, осуществляющими образовательную деятельность.


Мероприятия для предотвращения адаптации школьников:

    1. Дидактические игры

Я и мои одноклассники

В процессе занятий ребята знакомятся со своими одноклассниками, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом.


Правила школьной жизни

Учащиеся в игровой форме знакомятся с основными правилами школьной жизни; осознают, чем школьник отличается от ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются трудности с которыми учащиеся столкнулись в школе, находим пути их преодоления


Зачем мне нужно ходить в школу

В процессе занятия учащиеся задумываются над такими вопросами: «для чего я хожу в школу?», «Какой урок важнее?», «Что значит стать всем полезным?», что способствует повышению учебной мотивации. В конце занятия учащиеся рисуют рисунок «Я в школе», который является информативным о том, как ребенок адаптируется к школе.


Мой класс

Ребята учатся ориентироваться в школе (где находиться класс, столовая, спортивный зал и др.). Занятие способствуют сплочению детского коллектива, учит конструктивным формам межличностного взаимодействия внутри класса.


Какие ребята в моем классе

Занятие способствует формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему такому замечательному классу; учит взаимодействовать с одноклассниками.

    1. Диагностики

Домики”

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

  • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

  • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

  • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

  • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

  • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Развитие концентрации внимания.

  1. Помогите машине проехать к своему гаражу, не водя рукой по рисунку.



  1. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите и назовите, где, чья собака.



Развитие логического мышления.

Рассмотрите каждую строчку. Найдите и раскрасьте каждый предмет. Объясните, почему он лишний. (Первая строчка дом, он не мебель, или кресло – оно не из дерева; вторая строчка – птица, не насекомое, или жук, нет крыльев; третья строчка – Чебурашка, он не игрушка, или Карлсон, он летает.).



Мероприятия для родителей:

1)Анкета

Ф.И. ребенка_____________________________Класс______

Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно

  • без особой охоты

  • охотно, с радостью

  • затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

- пока нет

  • не совсем

  • в основном да

  • затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

- засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал

  • внезапно просыпается ночью, плачет

  • разговаривает во сне

  • просыпается с трудом

  • утром сонный и вялый

  • недержание мочи

  • плохой аппетит

  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы

  • беспричинные боли в животе

  • частые головные боли

  • болел в сентябре-октябре

  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия

  • наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.

  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту

  • другие изменения___________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

  • да______________________________________________________

  • нет

5. Опишите режим дня Вашего ребенка:

  • встает в ______

  • в школу идет самостоятельно

  • в школу ребенка отводит ______________

  • посещает группу продленного дня с________до_________

  • из школы возвращается самостоятельно

  • из школы ребенка забирает______________в___________

  • посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________________________________________________________

_________________раз в неделю

  • делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________

  • делает уроки дома с_________до__________

  • гуляет с___________до____________

  • смотрит телевизор с__________до___________

  • играет с______________до______________

  • ложится спать в ___________________

  • Ваш ребенок имеет отдельную комнату______

  • имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда

  • довольно часто

  • затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления

  • положительных и отрицательных примерно поровну

  • в основном положительные впечатления

8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто

  • бывает, но редко

  • такого практически не бывает

  • затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

  • бывает, но редко

  • такого практически не бывает

  • затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

- да

  • скорее да, чем нет

  • скорее нет, чем да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно



    1. Родительское собрание

«Адаптация первоклассника к школе»

Цель:

 1. Разъяснить родителям трудности привыкания детей  к школе, которые   проявляются в  возрастных и психологических особенностях младших   школьников;

  2. Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня.

План собрания:

  1. Возрастные особенности младшего школьника.

  2. Психологическая готовность ребёнка к школе.

  3. Режим дня вашего ребёнка.

  4. Памятка родителям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методики изучения личности младших школьников

Автор: Онищенко Анастасия Алексеевна

Дата: 05.12.2020

Номер свидетельства: 565481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методики изучения личности младшего школьника."
    ["seo_title"] => string(51) "metodiki_izucheniia_lichnosti_mladshego_shkolnika_1"
    ["file_id"] => string(6) "568069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608566847"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Методики изучения личности младшего школьника"
    ["seo_title"] => string(51) "metodiki_izucheniia_lichnosti_mladshego_shkolnika_2"
    ["file_id"] => string(6) "568572"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608923687"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Комплекс методик изучения личности младшего школьника"
    ["seo_title"] => string(57) "kompleks_metodik_izucheniia_lichnosti_mladshego_shkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "567182"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608059870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методики по изучению личности младшего школьника"
    ["seo_title"] => string(52) "metodiki_po_izucheniiu_lichnosti_mladshego_shkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "567756"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608404767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Подбор методик на изучение личности младших школьников"
    ["seo_title"] => string(58) "podbor_metodik_na_izuchenie_lichnosti_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "568111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1608578811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства