Актуализация знаний | На доске вывешены карточки со словами «длина, время, площадь, измерение, равенство, правило» - Прочитайте слова. На какие группы вы бы их разделили? Почему? - Можно ли продолжить ряд величин? - Где в жизни используют понятие «масса»? - Что главное из сказанного следует? | Дети читают слова. - Длина, время, площадь – 1-ая группа; измерение, равенство, правило – 2-ая группа. Слова первой группы – названия величин. Слова второй группы – виды работы, которые применяются при изучении величин, составляются и запоминаются на уроках математики. - Можно добавить «массу». |
Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения | - Вы умеете определять массу какого-либо предмета? - Как выразить полученные измерения? - Какое соотношение между граммом и килограммом? - Хотели бы вы узнать что-то новое о массе? Для чего? - Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. - Как вы думаете, зачем нам нужно пройти эту познавательную работу? | - Мы знаем единицы измерения массы: граммы, килограммы. - 1кг = 1000г -Новые знания помогут нам больше узнать об этой величине, решать более трудные задачи. - Мы попробуем узнать новое о массе интересным способом, самим открыть новые знания. |
Реализация построенного проекта | - Начнем наше мини-исследование. - Что будет предметом нашего исследования? - Как выяснить, что предметы разнообразны по массе? - Что потребуется для работы? - Основным средством измерения массы являются весы. Весы изобрели древние торговцы. Народы обменивались друг с другом различным товаром. Первоначально весы использовались для взвешивания денег: на одну чашу весов клали гири с изображением товара, а на другую – кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара. - Ребята, я приглашаю вас в лабораторию весовых измерений, где вы сможете побывать настоящими работниками лаборатории. - Перед вами различные виды весов. Найдите свои весы самостоятельно. - Ребята 1-ой группы выберите аптекарские весы. - Ребята 2-ой группы – ручные пружинные весы или безмен. - Ребята 3-ей группы – напольные весы. - Ребята 4-ой группы – весы с чашей. - Продемонстрируйте ваши весы и объясните свой выбор. - Выберите из предложенных предметов пару тех, которые можно взять для взвешивания на ваших весах. - Участники 3-ей группы объектом своих измерений укажут самих себя по именам. - Организуйте дальнейшую работу по плану, предложенному мною в инструкционных картах. Представитель каждой группы получите свою инструкционную карту. Учитель выслушивает ответы учащихся, комментирует выводы детей, контролирует исправление допущенных неточностей или ошибок, задает вопросы. - Что мы составили? - В чем выражали свои измерения? - Вычислите устно: масса одного яблока 100 г, узнайте массу 200 яблок. - Как удобнее выразить массу всех яблок? - Можно поместить 20 кг яблок в одном ящике? - А если нужно перевезти 150 таких ящиков? Какова масса всех яблок? - Что потребуется? - Значит, уже вы знаете, что крупные массы выражают в тоннах. - Сколько по массе яблок помещается в 8 таких ящиках? - Это значение нельзя выразить в тоннах. Но есть единица измерения массы, большая, чем килограмм, но меньшая, чем тонна. | - Масса. - Измерить массу разных предметов и понаблюдать, сравнить. - Весы. Дети подходят и выбирают для выполнения измерений весы по заданию учителя. - Аптекарские весы – для измерения массы маленьких предметов с набором «гирек». - Безменом пользуются для взвешивания не очень крупных предметов дома, на даче. Они с пружиной, крючок нужен для «подвешивания груза». - Напольные весы распространены в быту, ими надо пользоваться, вставая на них на полу. - На одну чашу кладем товар, а на другую – гири такой массы, чтобы уравновесить чаши весов. Масса гирь(и) и будет показывать массу взвешенного товара. Дети разбирают по группам свои предметы. Получив инструкционную карту от учителя, учащиеся каждой группы знакомятся с планом работы и приступают к исследованию. - Цепочку мер массы. - В граммах и килограммах. - 100 * 200 = 20000 г - Удобнее перевести: 20000 г = = 20 кг - Можно. - 20 * 150 = 3000 кг - Многотонный грузовик (Звучит термин «тонна»). - 20 * 8 = 160 кг Дети затрудняются с ответом. - Мы не знаем новой единицы измерения массы. |
Первичное закрепление | - Почему возникли затруднения? Чего мы не знаем? - Найдите ответ на этот вопрос на с. 45 учебника. - Цепочка мер массы заполнена. - Где в жизнедеятельности человек использует центнер, тонну? - Запишем в тетрадь равенства и повторим. - Рассмотрите рисунки на полях учебника. Где используют такие весы? - Зная, что крупные массы можно выразить в центнерах, тоннах и выяснив их соотношения, чем займемся? № 204 (с. 45) - Прочитайте задачу. Поставьте вопрос. (Сколько парников занято огурцами?) - Сделаем схематический чертеж к задаче. - Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает на доске.) Решение: 100:5=20 (п.) – занято луком; 20:2=10 (п.) – занято салатом; 100-10-20=70 (п.) Ответ: огурцами занято 70 парников. | Учащиеся читают правило: для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем килограмм, единицы массы – центнер и тонну. - Массу зерна в мешках, картофеля в сетках, яблок в ящиках выражают в центнерах. Массу огромных грузов, перевозимых грузовиками, кораблями, поездами, выражают в тоннах. - В 1 центнере 100 кг, в 1 тонне 1000 кг - Безмен применяют для взвешивания пакетов с овощами, фруктами в быту. Весы с чашами нужны для взвешивания товара. Большие весы используют в сельском хозяйстве для определения массы грузовиков с перевозимым грузом – зерном, свеклой, картофелем и т. п. - Потренируемся переводить единицы измерения массы, применяя центнеры и тонны. |