Мотивационно-целевой | Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Александровна, урок русского языка проведу у вас я. Посмотрите друг на друга, Подарите друг другу улыбки. Садятся девочки, садятся мальчики. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Поставьте руку на локаток, если у кого-то что-то отсутствует. Контролирую в течении урока дисциплину и посадку на уроке. - Ребята, какие части речи вы уже знаете? - Давайте вспомним на какие вопросы отвечает имя существительное. - Что же обозначает имя существительное? - Какие же слова отвечают на вопрос что? - А на вопрос кто? - На доске записаны слова, как мы можем назвать группы этих слов? (девочка, пёс, горы, река; Алёна, Россия, Дружок, Москва). - Молодцы, правильно. - Открываем свои тетради. - Отступаем две рабочие строчки вниз от предыдущей работы. - Записываем число. Сегодня 20 марта, классная работа. - Сегодня урок мы начнём с каллиграфической минутки. - Вам нужно прописать строчку буквы М и Е. - Спинки держим прямо, пишем аккуратно. На доске пишу образец и проговариваю написание вслух. - Запишем словарную работу. Не забудьте написать словарь. -Записываем словарные слова под диктовку мальчик, мебель, овощи, завтрак, сахар, рисунок, пятница, солдат, арбуз, деревня. - Поставьте ударение в словах и подчеркните орфограммы. Мини-итог. - Какое же слово лишнее? Почему? - А сколько предметов обозначают остальные слова? - Правильно. Требую полные ответы и активизирую учащихся. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке? - Правильно, мы будем говорить о словах, которые обозначают один предмет или несколько. - Попробуйте сами сформулировать тему урока. - Тема нашего урока «Единственное и множественное число имён существительных». -Какую цель перед собой поставим на уроке? - Молодцы, правильно! | Фронтальная | -Здравствуйте. Дети садятся за парты. - Мы знаем имя существительное, прилагательное, глагол. - Оно отвечает на вопросы кто? что? - Имя существительное обозначает предмет. - Неодушевленные. - Одушевленные. - Собственные и нарицательные. -Записывают число (20 марта; Классная работа) -Прописывают буквы; -Записывают словарные слова. Ставят ударение в словах и подчеркивают орфограммы. - Лишнее слово овощи. Потому что оно обозначает несколько предметов. - Остальные слова обозначают по несколько предметов. - Мы будем говорить о том, как меняются имена существительные по числам. - Единственное и множественное число имён существительных. -Цель нашего урока узнать, как изменяются слова по числам. | Л1 Л2 | П1 К1 К2 | П1 П2 |
Актуализация опорных знаний | - Посмотрите внимательно на картинки первого ряда. Что изображено? - А теперь на изображения второго ряда? - Как изменились слова во втором ряду? Работаем с парами слов, выделяем, что изменилось в словах. -Открываем учебник на странице 87. (Восемьдесят седьмой) - Давайте прочитаем определение. Ребёнок читает определение. - В каком числе может употребляться имя существительное? - Когда употребляются имена существительные в единственном числе? - А когда они употребляются во множественном числе? Мини-итог. - Я предлагаю с вами поиграть в игру. - Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете руку. А если во множественном, вы поднимаете две руки. - Слушайте внимательно. Игра «Один-много» Машины, корова, собака, стулья, бабочки, кошка, мячи, утка, девочка, мальчики, ворона. - Какие вы молодцы! | Фронтальная | - На картинках первого ряда изображена береза, медведь, карандаш. - На картинках второго ряда изображены березы. Медведи, карандаши. - Они стали обозначать несколько предметов. Читают определение. - Во множественном и единственном. - Когда слово называет один предмет. - Когда слово называет несколько предметов. Играют в игру. | Л1 Л2 | П1 К1 К2 Р2 | П2 |
Изучение новых знаний | - Давайте вспомним, что такое окончание слов. - Для чего служит окончание? - Что нужно сделать, чтобы найти окончание слова? - Как мы его выделяем в словах? - Молодцы! - Давайте выполним упражнение 117. (Сто семнадцатое) - Прочитайте задание про себя. - Кто прочитал покажите знак готовности. - Поднимите руку, кто готов прочитать задание вслух? - В каком числе стоят эти слова? - Что нам нужно сделать с этими словами? - Что нам нужно выделить в словах? - Запишите в тетради упражнение 171. Несколько детей выходят к доске записывать слова, остальные работают в тетради. - Выделите окончание слов и подчеркните буквы безударных гласных звуков в словах. - Можем ли мы проверить буквы безударных гласных звуков в слове? - Что нам нужно тогда сделать? Мини-итог. -Молодцы. -Все ли задания мы сделали в упражнении? -Правильно, мы сделали всё упражнение! -Давайте с вами разомнемся. Физминутка Потрудились — отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Выполняем упражнение 118. (Сто восемнадцатое) - Поднимите руку, кто может прочитать задание вслух? Пишу образец на доске. (2 предложения) -Записываем предложения в тетрадь. -Не забудьте подчеркнуть имена существительные, которые стоят во множественном числе. Несколько детей выходят к доске и записывают предложения. -Сравните своё решение с решением на доске. -Поставьте руку на локоток, кто сделал всё задание правильно. -Молодцы, мы сделали все упражнение! | Фронтальная Самостоятельная | - Для связи слов в предложении. - Нужно изменить слово. - Мы его выделяем маленьким квадратом. Читают задание про себя. Один ребёнок читает задание вслух. - Все слова стоят в единственном числе. - Поставить их во множественное число. - Окончание. Выполняют упражнение в тетради. Выделяют окончание в словах и подчеркивают буквы безударных глазных звуков. - Нет, мы не можем их проверить. - Запомнить написание слов. - Да, мы выполнили все упражнение. Выполняют физинутку. Ребёнок читает задание вслух. Дети читают предложения и вставляют пропущенное слово. Записывают предложения и подчеркивают слова во множественном числе. | Л1 Л2 | П1 К1 К2 Р2 | П1 П2 |
Самоконтроль | -А сейчас давайте выполним самостоятельно задания на карточках. - Прочитайте задание про себя. - Поднимите руку, кто готов прочитать задание вслух. - Что вам нужно будет сделать? - Правильно, приступайте к работе. - На работу у вас есть 5 минут. - Кто готов, поднимите руку. - Первые три человека, сдают карточки на проверку. Учитель забирает карточку и ставит оценку. | Самостоятельная | Читают задание. - Нам нужно изменить число имён существительных. Указать над каждым словом число. | Л1 Л2 | П1 П2 К1 К2 Р1 Р2 | П1 П2 |