Просмотр содержимого документа
«Методика изучения числительного»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
_____________/_________/
Методика изучения имени числительного в НОО
Разработала:
студентка Ш-32 группы
Ключева Милена
Ейск,2021г.
Изучение имени числительного, представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания русского языка. Интерес к данной теме заключается в том, что, обычно, дети сталкиваются с определенными трудностями, и задача педагога в том, чтобы найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения.
При изучении имени числительного в начальной школе необходимо выяснить, как заинтересовать ученика, найти наиболее подходящие методы и приёмы в подаче материала. Необходимо рассмотреть принципиально новые подходы к изучению числительного как части речи, определить эффективные способы подачи материала. Для этого необходимо рассмотрим различные формы уроков, дидактические материалы, так же выявим самые эффективные способы обучения и усвоения языкового материала.
При изучении частей речи немалую трудность для учащихся представляют числительные. Трудность изучения данной темы заключается в том, что обыденный разговорный язык вносит много упрощений в систему счетных оборотов и эти упрощения, проникая в речь учащихся, обуславливаю наличие в ней больших и составных отклонений от грамматических норм, особенно в употреблении сложных числительных.
Между тем «Имя числительное» в отличие от других частей речи, обладает одним преимуществом, при изучении которого учащиеся начальных классов знакомятся с каждым числительным в отдельности, с его образованием, правописанием и употреблением.
Изучение числительного в начальных классах начинается знакомства с именами числительными.
Трудности доставляют изучение сложных и составных числительных, также склонение числительных в многосерийных местных падежах. Орфография – еще труднее.
Что же должно быть усвоено в начальных классах? Вот круг тем: общее понятие об именах числительных; их деление по функциям на количественные и порядковые, изучаются более или менее подробно, встречаются в практическом использовании. В начальных классах не вводятся в систему изучения неопределенные числительные, числительные приблизительного счета и др.
Сходство числительных с именами существительными и с прилагательными; деление числительных по составу – простые, сложные и составные; склонение простых числительных; правописание простых и некоторых сложных числительных. Дробные неопределенные и числительные приблизительного счета в учебниках начальных классов не изучаются. Склонение простых числительных сходно со склонением существительных, но есть и различия, последние выявляются самими школьниками. Порядковые числительные склоняются, как прилагательные. Полезно ознакомить школьников со склонением сто, тысяча, сложных числительных типа пятьдесят, пятьсот, составных двести сорок семь. Некоторые выводы и обобщения: большое разнообразие в значениях, в формах, в морфемном составе, в способах изменения, в правописании числительных. Тем не менее возможно построение нескольких схем-моделей: схема числительных по значению; схема по составу слов и числительных типа 125, 786; схема-модель сходств с другими именами существительными, прилагательными; несколько таблиц склонения и пр.
Наиболее трудоемкими темами по числительным в начальной школе являются склонение и правила сочетания числительных с существительными. Следует подчеркнуть, что их усвоение должно происходить взаимосвязано: ученикам надо демонстрировать склонение не отдельного взятого числительного, а в сочетании с существительными. Надо помнить, что для ученика задача состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться правильно употреблять числительные, а не в том, чтобы систематизировать имеющиеся практические знания, внести в них некоторые поправки, осмыслить их теоретически.
Опыт учителей показывает, что учащиеся часто усваивают значение числительных без учета их существенных грамматических признаков, и поэтому они на практике смешивают числительное с другими частями речи. Например, к числительным они относят существительные: двойка, тройка; прилагательные: «пятиэтажный», «тройной»; глаголы: удвоить, утроить; наречия: вдвое, трижды, втроем.
Следует сообщить учащимся прием разграничения числительных и других частей речи числовым значением: числительные, как правило, можно записать цифрами, кроме нескольких слов (двое, трое… десятеро). Нельзя цифрами записать другие части речи (существительные, глаголы, наречия и т.д.), например, трое, утроить, втроем, но шесть книг (6 книг).
Таким образом, обращается внимание учащихся на то, что в русском языке имеются слова, значение которых связано с понятием числа, количества и их не следует смешивать с числительными, поскольку по своим грамматическим признакам они могут принадлежать к разным частям речи, то есть к глаголу, существительному, прилагательному и наречию.
В начале изучения систематического курса морфологии перед учениками всегда ставится задача, когда требуется определить часть речи, руководствоваться одним и тем же планом, действовать по одному и тому же плану, производить анализ слова как части речи в одной и той же последовательности.