Мастер – класс «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников»
Мастер – класс «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников»
Дорогие коллеги! У нас с вами самая замечательная профессия, мы работаем с детьми. В каждом ребёнке есть искра, искра таланта, творчества, неоспоримой гениальности. Но самое главное - в каждом ребёнке присутствует радость, радость познания, встреч, удивительных открытий. Каждое открытие сопровождается улыбкой, которую дети дарят всем окружающим. Сегодня перед началом своего мастер – класса я хотела бы подарить вам улыбку. Оглянитесь вокруг. Наш зал сегодня озарён улыбками. Возьмите их в руки. Переверните. Эти комплименты вам. Скажите, пожалуйста, среди вас есть, кому не достался комплимент, а досталась буква. Я прошу вас выйти. Выйдите, пожалуйста. Из букв на ваших улыбках попробуйте составить слово. Получилось? Какое слово? (пасека). Кто живёт на пасеке? (пчёлы) А чем пчёлы занимаются на пасеке? (делают мёд). Молодцы! Вы сегодня стали победителями конкурсного отбора участников мастер- класса «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников» »
Мастер – класс «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников»,проводимый во время конкурса «Учитель года 2015»
Тимофеева Елена Васильевна
учитель начальных классов
Дорогие коллеги! У нас с вами самая замечательная профессия, мы работаем с детьми. В каждом ребёнке есть искра, искра таланта, творчества, неоспоримой гениальности. Но самое главное - в каждом ребёнке присутствует радость, радость познания, встреч, удивительных открытий. Каждое открытие сопровождается улыбкой, которую дети дарят всем окружающим. Сегодня перед началом своего мастер – класса я хотела бы подарить вам улыбку. Оглянитесь вокруг. Наш зал сегодня озарён улыбками. Возьмите их в руки. Переверните. Эти комплименты вам. Скажите, пожалуйста, среди вас есть, кому не достался комплимент, а досталась буква. Я прошу вас выйти. Выйдите, пожалуйста . Из букв на ваших улыбках попробуйте составить слово. Получилось? Какое слово? (пасека). Кто живёт на пасеке? (пчёлы) А чем пчёлы занимаются на пасеке? (делают мёд). Молодцы! Вы сегодня стали победителями конкурсного отбора участников мастер- класса «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников..Присаживайтесь.. Сегодня мы побудем учёными и займемся исследованием мёда. Наденьте шапочки. Внимание на экран. (фильм) (отрывок из мультфильма «Винни – Пух и все, все, все.»
Мёд делают пчёлы? А если это пчёлы правильные, то мёд натуральный? Мы сейчас это проверим. У вас на столах образец мёда. Его сделали пчёлы. Как вы считаете, он правильный? Наша задача – узнать, какой мёд правильный. Давайте предположим, выдвинем гипотезу: Если этот мёд сделали пчёлы, то это правильный мёд. У вас есть пошаговая инструкция. Строго следуя по ней, проведите исследование и сделайте вывод. Но будьте осторожны!
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос
Будешь кашлять и чихать,
Слёзы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу-
Вот ответ на все вопросы.
А до бани водяной не касайся ты рукой.
За держатель, друг, берись и над паром не склонись.
Успехов вам!
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами.
В качестве главных результатов исследовательской деятельности школьников является сформированность универсальных учебных действий:
1. познавательных: освоение методов научного познания(наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализа, синтеза) умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
2. регулятивных: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать полученные результаты, сотрудничество при работе в парах и группах.
3. коммуникативных: умения учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, навыки культурной устной и письменной речи.
4.личностных: способность к самооценке, понимание причин успеха, мотивация учебной деятельности.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Работая в 1 классе, я определила необходимость поддерживать исследовательскую активность школьников; развивать умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; формировать первоначальные представления о деятельности исследователя. Стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности. С чего начать обучение исследователей? Для этого одно из направлений внеурочных занятий взяла «Я - исследователь», рассчитанное на четыре года. На первых занятиях обозначаем тему для исследования. Из набора картинок дети выбирают объект исследования, задавая вопрос: что интересует меня больше всего? Учимся определять цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь? Затем узнаём, что у исследования должна быть гипотеза– это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Гипотезы обычно начинаем словами:
предположим…
допустим…
возможно…
что, если…
Следующий шаг – составляем план.
Для того, чтобы составить план, задаём вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Детям объясняю, что их задача, получить больше сведений о предмете исследования, обработать их. Для первоклассников это сложное дело. Но существует много способов добычи информации. Мы их называем методами. Метод – это способ, приём познания окружающего мира.
Каждый метод обозначили в виде рисунка.
Найти информацию в книге
Умная сова
«Начинаем исследовать»
Найти информацию в компьютере
Подумать самостоятельно
Провести эксперимент
Познакомиться с телефильмами по данной проблеме
Посмотреть ,сравнить
Спросить у знающих людей
Изображение человека
Из них мы составляем план исследования. По составленному плану идёт практическая работа. Во время краткосрочных исследований на уроке на данном этапе, практической работе, необходима технологическая карта или пошаговая инструкция, которая помогает детям самостоятельно понаблюдать, сравнить и сделать выводы. На экране пример пошаговой инструкции, по которой работают наши исследователи мёда. Здесь же может располагаться и дополнительная информация, необходимая для выводов. Полученные выводы фиксируем на листе наблюдений. Практическая работа чаще всего проводится в парах или группах. Она способствует формированию универсальных учебных действий. Защиту результатов исследования проводим следующим образом. При микро - исследовании - это обычно выводы по опровержению или подтверждению гипотезы. А при долгосрочном исследовании – это защита проекта, доклад. Текст доклада учимся делать кратким и составлять по такой схеме:
почему избрана эта тема;
какой была цель исследования;
какие ставились задачи;
какие гипотезы проверялись;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты были получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное, презентацию, которую можно выполнить совместно со взрослыми.
Расскажу о одной методике, называется «Продолжи исследование». Она особенно актуальна на начальной стадии приобщения к исследовательской деятельности, позволяющей включить детей в процесс собственного поиска.
Из журналов и газет выписываю отрывки из статей, отредактировав их, для того, чтобы лучше воспринимались детьми. Предлагаю продолжить работу в направлении, указанном в отрывке.
По этой теме требуется собрать материал, используя словари, энциклопедии, сделать собственные наблюдения. Затем нужно всё обобщить, обдумать.
Возможен вариант, когда всем детям в классе выдаётся один и тот же отрывок. Направления поиска разные. Проведи исследование как учёный – биолог, учёный - писатель, путешественник. При подведении итогов были заметны самые глубокие, оригинальные разработки. Данная методика обучает выделять главное, определять тему, работать со справочной литературой.
Так же на начальной стадии формирования исследовательских навыков необходимо развитие умений видеть проблему. Для этого использую упражнения : «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя разную концовку», «Назови как можно больше признаков предмета».Умение выдвигать гипотезы для младших школьников тоже дело непростое. Использую задания: «Давайте вместе подумаем», «Упражнения, предполагающие обратные действия», «Чтобы произошло, если бы волшебник исполнил три самых заветных желания каждого человека на земле», «Найти возможную причину события».Умение задавать вопросы развивается с помощью заданий: «Вопросы незнакомца», «Найди загадочное слово», «Игра «Узнай, о чём спросили», «Найди причину событий с помощью вопросов».
На всех этапах исследовательской работы необходимо осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых умений. «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я.А.Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребёнок стремится рассказать о том, что узнал, другим. Причём это не столько важно , тем кто слушает, столько тому, кто рассказывает. Поэтому венцом исследования является защита, представление результатов. На доске мы видим, какие результаты представили наши исследователи.
Итак, друзья, вы закончили работу? Данные исследования трёх образцов мёда у нас на доске.
Теперь я хочу озвучить, что образец №1 –это мёд липовый натуральный купленный,образец№2- мед цветочный домашний с пасеки,образец№3 – магазинный мёд. Представитель каждой группы расскажите о своём образце мёда. А теперь сделаем общий вывод по сегодняшнему исследованию. Какой мёд лучше? Какой из представленных образцов настоящий?
Вывод: по всем показателям лучшим будет образец под №2.А в других образцах присутствуют посторонние ингредиенты. Значит это мёд не совсем натуральный.
Вернёмся к гипотезе Если этот мёд сделали пчёлы, то это правильный мёд.
Гипотеза не подтвердилась. Не весь мёд правильный, натуральный. Так какой же мёд натуральный?А дома у вас есть мёд? А придёте, его проверите? Для вас это исследование имеет какое – то значение? Обращение к залу: А вы запомнили, какой мёд натуральный? Значит сегодняшнее исследование стало полезным для вас?
Мёд – это концентрированный высокопитательный продукт. Кроме того, он содержит большое количество ароматических веществ, которые улучшают вкусовые качества различных продуктов при добавлении в них мёда. Но нужно помнить, что этими качествами обладает только натуральный мёд. И вообще возьмите за правило не покупать сразу много мёда у незнакомых торговцев. Возьмите 100-200 граммов мёда и проверьте его качество дома, как это сделали сейчас мы на мастер -классе, а потом уж делайте вывод- покупать такой мёд или нет.
Фильм.
Для того, чтобы у вас всегда было оптимистичное настроение, как у Винни-пуха, а также возможность ,в случае чего перевоплотиться , ну, например ,в тучку, мы дарим вам эти голубые шарики. Спасибо за внимание! Будьте здоровы!!