kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Использование технологии моделирования при изучении различных тем на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение как форма активизации познавательной деятельности учащегося должна определять собою не только главное направление в объяснении новых тем и вопросов грамматики, но и основное содержание системы грамматических упражнений. Рассмотрим это на примере изучения темы "Три склонения имен существительных. А сколько спряжений?" в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Использование технологии моделирования при изучении различных тем на уроках русского языка"»

МБОУ СОШ №1 г. Спасска Пензенской области







мастер - класс

на РМО учителей начальных классов


Учитель: Юшина О.Е





г. Спасск

январь 2019 г.






Проблемное обучение как форма активизации познавательной деятельности учащегося должна определять собою не только главное направление в объяснении новых тем и вопросов грамматики, но и основное содержание системы грамматических упражнений. Рассмотрим это на примере изучения темы "Три склонения имен существительных. А сколько спряжений?" в 4 классе.

Слайд1

Интересна и важна

Грамматика-страна,

Потому что всем, кто хочет,

дарит знания она.

- Скажите, а грамматика дарит нам свои знания?(Нет. Мы их открываем)

- Какой первый шаг мы должны сделать, чтобы открыть новые знания?(Понять, что мы не знаем)

- Посмотрите, на 1 смайлик, о чем он нам говорит?

- Какой праздник отмечался в нашей стране? (Новый год)

- Что является символом Нового года? (Украшенная ель)

(Рассказ учителя об истории этого праздника)

Слайд 2

Ель, ёлка, дерево. (Упр. 390, Ч-2)

- Какими признаками похожи, а какими различаются слова?

(Похожи: это имена существительные; изменяются по родам, числам и падежам; стоят в единственном числе; это деревья; ударение падает на первый слог. Различаются: склонением, окончаниями, количеством слогов, состоят из разных частей слова)

Запиши каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выдели окончания и объясни их различия


1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.




Д.п.




В.п.




Тв. п.




- Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у имён существительных, учёные выделили три склонения. А сколько может быть спряжений у глаголов?

Слайд 3

  • Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта или прототипа.

  • Моделирование является распространенным приемом изучения действительности. Модель позволяет продемонстрировать самое существенное в изучаемых объектах, процессах и явлениях. Использование модели не является только прерогативой точных наук. На уроках гуманитарного цикла моделирование может быть применено для решения разнообразных задач.

Слайд 4

  • Чаще к моделированию мы обращаемся на уроках русского языка, и в частности, при изучении орфограмм.

  • Проблемное обучение как форма активизации познавательной деятельности учащегося должна определять собою не только главное направление в объяснении новых тем и вопросов грамматики, но и основное содержание системы грамматических упражнений.

Рассмотрим, как это происходит на уроке.

- Какова проблема, которую мы должны решить? (Узнать, сколько спряжений у глаголов)

- Какой второй шаг? (Сам найду способ)

- (Упр. 391)

Слайд 5

Идти, говорить, нести, замолчать.

Проспрягай глаголы и запиши только их окончания

идти замолчать

ед.ч.

1л.______________ ________________________

2л.______________ _________________________

3л.______________ ________________________

мн.ч.

1л.______________ ________________________

2л.______________ _________________________

3л.______________ ________________________

Слайд 6

Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. В противном случае учащиеся не видят их в модели, и она не становится для них наглядной. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются.



Слайд 7

  • I спряжение I I спряжение

единственное число

1-е л. -у, -ю -у, -ю

2-е л. - ешь (ёшь) - ишь

3-е л. - ет (ёт) - ит

множественное число

1-е л. - ем (ём) - им

2-е л. - ете (ёте) - ите

3-е л. - ут, (ют) - ат (ят)

- Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. А запомнить поможет подсказка, которую мы с вами составим:

I спряжение Е… или ут (ют) | ЕдУТ

I I спряжение И… или ат (ят) | И спЯТ

Слайд 7

  • Для закрепления на письме орфографического навыка необходимо при произношении про себя (или вслух) графически фиксировать (стрелками, точками, выделением отдельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения с применением моделирования.

Слайд 8 (Упр. 393)

  • Поучись определять спряжение глагола по его окончанию. На что будешь обращать внимание?

  • Запиши глаголы в два столбика: I и II спряжения. Выделяй окончания, указывай лицо, число, ставь ударение, отмечай все орфограммы.

Спешишь спишешь прыгнет кричат

Играем лепят катают гонит

Какие орфограммы встретились тебе в окончаниях глаголов?

Слайд 9 (Упр. 394)

Прочитай сообщение и дополни свой ответ:

1. В личных окончаниях глаголов есть ещё две орфограммы безударных гласных, где приходится решать:

-е или -и, -ат (-ят) или -ут (-ют)?

2. В окончаниях 2-ого лица единственного числа всегда пишется ь: -ешь, (-ёшь), -ишь.

Этот Ь - орфограмма.

Слайд 10

В личных окнчаниях глаголов есть ещё две орфограммы. Но на их месте всегда смело можно писать буквы - выбора букв там не бывает. Это :

1. буквы парных по глухости-звонкости согласных т и ш:

(3 лицо) -ет, -ит, -ут, -ют, -ат, -ят;

(2 лицо, ед. ч.)-ешь, -ишь;

2. Буква -е на месте последнего безударного гласного: (2л., мно ч.) -ете,

-ите .

Слайд 11

(Упр. 395) Расскажи о глаголах по их окончаниям.

ете ___________ им _____________ ешь___________

ишь ___________ ет _____________ ит___________

ат ___________ ют _____________ ите___________

( Упр.ю 396) Каждому подлежащему найди своё сказуемое и впиши его. Устно дай характеристику предложениям. Над глаголами укажи спряжение, лицо и число.

Дятел ______. Сова ______.

С . рока ________ . С . л . вей _______.

К . мар _______.

Справочное бюро: кр . чит, жуж . ит, тр . щит, стучит, п.ёт.

Поставь имена существительные во мн. ч. Что изменится в глаголах? Запиши новые предложения, выдели окончания глаголов, укажи спряжение.

Таким образом, технология моделирования в русском языке используется при изучении правил орфографии.

Слайд 12

Выделяется шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

Технология моделирования необходима для работы в начальной школе.

Слайд 13

  • Сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о необходимости их совершенствования.

  • В настоящее время в начальных классах возможно использовать схемы, модели при формировании орфографических навыков, так как большинство правил запоминаются при схематизации и моделировании. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении модели. В таком случае они постигают смысл орфограммы и легче запоминают правило. При этом необходимо представить детям и закрепить путем повторений образец








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Юшина Ольга Евгеньевна

Дата: 16.01.2021

Номер свидетельства: 570223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Групповая форма организации учебной работы на уроках русского языка как фактор саморазвития  школьников» "
    ["seo_title"] => string(112) "gruppovaia-forma-orghanizatsii-uchiebnoi-raboty-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-faktor-samorazvitiia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "148870"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419868870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства