Просмотр содержимого документа
«Литературная мастерская "В страну поэзии"»
«Поэтическая мастерская»
Цель занятия: создать условия для достижения личностных и метапредметных результатов через работу с поэтическими текстами.
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов;
- формирование прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развития личности.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- умение комментировать прочитанное;
- расширять представления о творчестве писателя;
- пересказывать прочитанное;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент. Мотивационный настрой
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…
-Писала в одном из своих стихотворений Анна Ахматова.
-Я рада видеть вас на нашем занятии под названием «Поэтическая мастерская». -Сегодня мы будем не только говорить о поэзии, но и попробуем себя в роли поэтов. Заглянем в особый мир, который откроется только чуткому, внимательному, неравнодушному к жизни человеку.
Стихи бывают разные…
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг –
Не звук и не цвет, не цвет и не звук, –
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается…
-Поэту необходимы талант и вдохновение, чтобы создавать поэтические произведения, но для написания стихотворения требуется также знание элементов теории стихосложения. Мы немного познакомимся с этим, а так же через разнообразные формы работ научимся создавать стихи.
Акмеисты считали: «Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи».
«Цех поэтов» возглавлял Николай Гумилев, здесь он учил молодых поэтов стихосложению.
2.Актуализация знаний
1. Что такое поэзия?
(ответы детей)
А вот что писали о поэзии сами известные поэты…
Поэзия — это то, что нельзя выразить прозой.
Поэзия — это мысль, замешанная на чувстве и облаченная в поэтическую форму.
Поэзия — это то, что заключено (по В. Брюсову) «меж контуром и запахом цветка».
Только поэзия способна уловить и передать тончайшие невидимые загадочные связи между человеком и человеческим;
между человеком и вещественным, предметным, материальным;
между человеком и живой природой;
между человеком и космосом.
Поэзия — это круто налившийся свист,
это щелканье сдавленных льдинок,
это ночь, леденящая лист,
это двух соловьев поединок.
(по Б. Пастернаку)
Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Я не смогу научить вас писать стихи, подобно тому, как учебник астрономии не научит создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.
Вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их. Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле.
Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию.
2. Рифма, виды рифмы
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор,
И травки бархатный, душистый,
С цветами скромными ковер
На доске вы видите четверостишие из стихотворения "В деревне" Михаила Павловича Чехова, младшего брата Антона Чехова.
Серебристой-душистый,
разговор-ковер мы слышим сходное звучание окончаний строк. Как называется это явление? (рифма)
Что же такое рифма?
Рифма – это соразмерности или созвучие окончаний стихов, важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой. Рифма не безразлична и к содержанию стихотворного произведения: она связывает слова, сходные по звучанию, но разные по значению, и заставляет соотносить понятия, традиционно относящиеся к разным сферам употребления.
Какие же рифмы бывают?
Парная (смежная) ААББ
Перекрестная АБАБ
Кольцевая (опоясная) АББА
Прокомментировать примеры рифмы
Еще есть внутренняя рифма – созвучие конечного слова в строке с одним из слов в середине строки:
«У наших ушки на макушке!» (М.Лермонтов)
либо со словом в смежной строке
Над тобой, над малой речкой,
Над водой, чей путь далек …
(А.Твардовский)
Рифма Парная (смежная)
С гнезд замахали крикливые цапли, А
С листьев скатились последние капли, А
Солнце, с прозрачных сияя небес, Б
В тихих струях опрокинуло лес. Б
А. Фет
Рифма Перекрестная
О край дождей и непогоды, А
Кочующая тишина, Б
Ковригой хлебною под сводом А
Надломлена твоя луна. Б
С. Есенин
Рифма Кольцевая (опоясная)
Как грустны сумрачные дни А
Беззвучной осени и хладной! Б
Какой истомой безотрадной Б
К нам в душу просятся они! А
С. Есенин
ЗАДАНИЕ «Угадай-ка»
На доске перед вами четверостишие. Дана только рифма. Определите, какая рифма и придумайте стихотворения с этой рифмой.
- А теперь давайте вспомним, какие бывают стихотворения?
(ответы детей)
Наряду с традиционными стихотворениями, поэзия знает много экспериментов в области строфики и фоники: фигурные стихи, акростих, тавтограммы и многое другое. С некоторыми видами таких стихотворений мы сейчас познакомимся.
1. Например,
Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы стихотворных строк, прочитанные по вертикали, складываются в самостоятельное слово или фразу. Акростих рассчитан, прежде всего, на зрительное восприятие.
4. Буриме – стихи, пишущиеся по заранее заданным (часто необычным) рифмам. Буриме получает популярность в легкой салонной поэзии 17-18 веков. Название этой старинной игры позаимствовано из французского и означает «рифмованные концы». Игра в буриме состоит в быстром написании оригинального стихотворения по готовым рифмам.
* * *
Как-то раз наш молодец
Золотой нашел ларец
И отнес он во дворец.
Царь не смог открыть ларец,
И забрал ларец мудрец.
Все гадал старик – мудрец,
Как открыть чудной ларец?
Вдруг в сердцах он пнул ларец,
Впрыгнул оттуда зеленый огурец!
(Буриме)
3.Закрепление материала
ЗАДАНИЕ 1 (устно) Игра «Продолжалки».
Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму,чтобы получилось смешное четверостишье.
-Наяву или во сне ….
- Шла собака по роялю, говоря примерно так...
- Вы слыхали, на базаре Чудо-птицу продавали...
- В зоопарке плачет слон Увидал мышонка он...
- Удивляется народ, Почему сердит Федот?
- Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час...»
ЗАДАНИЕ 2 «Слова, слова, слова»
Выбирается ведущий. Все остальные берут ручки и по листу бумаги. Ведущий произносит какое-то слово. Остальные записывают на бумаге различные слова, рифмующиеся с названным словом, и желательно, чтобы их было побольше.
Можно записывать как разрозненные слова, так и целые фразы.
ЗАДАНИЕ 3 «Стихи – загадки»
Педагог (или ребенок - ведущий) называет ребятам какое-то слово. Их задача – придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. Игрок может придумать загадку самостоятельно, а также использовать уже известную.
Например, ведущий называет слово «цветок». Игроки могут придумать такую загадку:
Он растет в лесу и в поле
Или в доме на окне.
Коль его ты поливаешь —
Распускается вдвойне…
Ведущий говорит: «конфета». Загадка может быть похожа на следующую:
Завернута в фантик яркий.
Обычно бывает в подарке.
Во рту от нее очень сладко,
Когда она есть – все в порядке.
ЗАДАНИЕ 4. «Акростих»
Всей группой придумать акростих
ЛЕТО
ЗИМА
ШКОЛА
МОДА
ВЕСНА
Можно самостоятельно дополнить его второй частью.
ЗАДАНИЕ 5 «Буриме»
Предлагаем варианты задания: сочинить стихотворение соответствующей тематики на рифмы:
патриотическое: знамя - пламя, порой – герой;
лирическое: тебя - любя, просинь – осень;
юмористическое: вот - бегемот, уши – груши;
рекламное: лучший - случай, товар – навар;
детское: мишка - шишка, плачет - значит.
Придумать стихотворение в соответствии с этой темой.
4.Итог занятия
- Чем занимались на занятии?
- Что нового узнали?
- Чем хотели бы заняться еще?
- Что было особенно интересно и познавательно?
5. Рефлексия (дети самостоятельно заполняют листы рефлексии)
Рефлексия по итогу занятия «Поэтическая мастерская»
1.То, что считаешь нужным, подчеркнуть или выделить
- Я рад(а), что смог (ла) посетить это занятие
- Я не жалею, что пришел (а) на занятие
- Я не очень доволен (а) занятием
- Я зря потратил (а) свое время
2.Мне сегодня было интересно (не интересно)….
3.Особенно понравилось…
4.В дальнейшем пригодится….
5.Я получил(а) удовольствие от….
6.Хотелось бы еще подробнее узнать о ….
7.Хотелось бы продолжать заниматься поэзией, писать стихи собственного сочинения (нужное выделить или подчеркнуть и объяснить почему):
- Да - Нет - Не знаю
8.Пожелание педагогу
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА ЮНОМУ ПОЭТУ
(НЕДОСТАТКИ В СТИХОСЛОЖЕНИИ)
Когда неоправданно много встречается одинаковых или однокоренных слов;
Когда употребляются однокоренные глагольные рифмы (шел — подошел);
Когда текст чрезмерно утяжелен причастиями (перенасыщенный, укоренившийся, напоминающий);
Когда часто или постоянно используются чистые (весна — красна) рифмы или глагольные рифмы (шел — подошел); однокоренные рифмы: косолапый — лапой, поднес — перенес;
Когда пользуются «избитыми», «примитивными» рифмами: любовь — кровь, туман — обман, слеза — глаза;
Когда используются штампы, банальные, избитые словосочетания, рифмы, эпитеты, фразы и выражения (родные просторы, зеленая трава, «золотые руки»);
Когда обилие уменьшительных слов красивости, слащавости, сусальности («платочек», «звездочка», «сыночек», «цветочек»);
Когда чрезмерная насыщенность, патетичность, лозунговость («Пусть славится наш край Великими делами!»);
Когда слишком впрямую описывается мысль, чувство («я страдаю», «он переживает», «Я скучаю», «моя душа болит»);
Когда стихотворение строится на общих понятиях, общих местах, общих фразах («Наш дом — Вселенная», «Любимая Отчизна — я твой сын», «философия жизни», «великолепная внешность», «классическая музыка», «блестящие знания»);
Когда текст перенасыщен восклицаниями, восхвалениями, восхищениями;
Когда в стихотворении излишек пустого многословия и не хватает лаконизма, выверенности каждого отдельного слова, сжатости, емкости и глубины;
Недостаток стихотворения — если в нем присутствует дидактичность, наставление, поучение, рекомендация;