kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная мастерская "В страну поэзии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рсширение кругозара в разделе поэзии,обогащение словаря

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная мастерская "В страну поэзии"»

«Поэтическая мастерская»



Цель занятия: создать условия для достижения личностных и метапредметных результатов через работу с поэтическими текстами.

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов;

- формирование прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развития личности.

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент. Мотивационный настрой


Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

-Писала в одном из своих стихотворений Анна Ахматова.

-Я рада видеть вас на нашем занятии под названием «Поэтическая мастерская». -Сегодня мы будем не только говорить о поэзии, но и попробуем себя в роли поэтов. Заглянем в особый мир, который откроется только чуткому, внимательному, неравнодушному к жизни человеку.

Стихи бывают разные…

Одно, словно кем-то встревоженный гром,

С дыханием жизни врывается в дом,

Смеется, у горла трепещет,

И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине,

Не знаю откуда крадется ко мне,

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня,

Как будто почти что не видя меня,

Струятся по белой бумаге,

Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг –

Не звук и не цвет, не цвет и не звук, –

Гранится, меняется, вьется,

А в руки живым не дается…


-Поэту необходимы талант и вдохновение, чтобы создавать поэтические произведения, но для написания стихотворения требуется также знание элементов теории стихосложения. Мы немного познакомимся с этим, а так же через разнообразные формы работ научимся создавать стихи.


Акмеисты считали: «Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи».

«Цех поэтов» возглавлял Николай Гумилев, здесь он учил молодых поэтов стихосложению.


2.Актуализация знаний

1. Что такое поэзия?

(ответы детей)

А вот что писали о поэзии сами известные поэты…

Поэзия — это то, что нельзя выразить прозой.

Поэзия — это мысль, замешанная на чувстве и облаченная в поэтическую форму.

Поэзия — это то, что заключено (по В. Брюсову) «меж контуром и запахом цветка».

Только поэзия способна уловить и передать тончайшие невидимые загадочные связи между человеком и человеческим;

между человеком и вещественным, предметным, материальным;

между человеком и живой природой;

между человеком и космосом.

Поэзия — это круто налившийся свист,

это щелканье сдавленных льдинок,

это ночь, леденящая лист,

это двух соловьев поединок.

(по Б. Пастернаку)

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Я не смогу научить вас писать стихи, подобно тому, как учебник астрономии не научит создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.

Вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их. Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле.

Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию.


2. Рифма, виды рифмы


Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер

На доске вы видите четверостишие из стихотворения "В деревне" Михаила Павловича Чехова, младшего брата Антона Чехова. 

Серебристой-душистый,

разговор-ковер мы слышим сходное звучание окончаний строк. Как называется это явление? (рифма)

Что же такое рифма?

Рифма – это соразмерности или созвучие окончаний стихов, важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой. Рифма не безразлична и к содержанию стихотворного произведения: она связывает слова, сходные по звучанию, но разные по значению, и заставляет соотносить понятия, традиционно относящиеся к разным сферам употребления.

Какие же рифмы бывают? 

Парная (смежная) ААББ

Перекрестная АБАБ

Кольцевая (опоясная) АББА

Прокомментировать примеры рифмы

Еще есть внутренняя рифма – созвучие конечного слова в строке с одним из слов в середине строки:

«У наших ушки на макушке!» (М.Лермонтов)

либо со словом в смежной строке

Над тобой, над малой речкой,

Над водой, чей путь далек …

(А.Твардовский)

Рифма Парная (смежная)

С гнезд замахали крикливые цапли, А

С листьев скатились последние капли, А

Солнце, с прозрачных сияя небес, Б

В тихих струях опрокинуло лес. Б

А. Фет


Рифма Перекрестная

О край дождей и непогоды, А

Кочующая тишина, Б

Ковригой хлебною под сводом А

Надломлена твоя луна. Б

С. Есенин

Рифма Кольцевая (опоясная)

Как грустны сумрачные дни А

Беззвучной осени и хладной! Б

Какой истомой безотрадной Б

К нам в душу просятся они! А

С. Есенин


ЗАДАНИЕ «Угадай-ка»

На доске перед вами четверостишие. Дана только рифма. Определите, какая рифма и придумайте стихотворения с этой рифмой.


1.…….…. берёзы ……….луга ……….грозы ……….снега


Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

М. Чехов

2. ………. золотая ……….на пруду ……….стая ……….на звезду


Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

С. Есенин 

3. ………. где-то ……….луч ……….лето ……….туч


Ливень, и буря, и где-то

Солнца мелькнувшего луч…

Русское, буйное лето,

Месяцы зноя и туч!

В. Брюсов

  1. Виды стихотворений

- А теперь давайте вспомним, какие бывают стихотворения?

(ответы детей)

Наряду с традиционными стихотворениями, поэзия знает много экспериментов в области строфики и фоники: фигурные стихи, акростих, тавтограммы и многое другое. С некоторыми видами таких стихотворений мы сейчас познакомимся.

1. Например,

Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы стихотворных строк, прочитанные по вертикали, складываются в самостоятельное слово или фразу. Акростих рассчитан, прежде всего, на зрительное восприятие.

* * *

Валы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят неколебимо.

Летит орел, прицелов жарких мимо,

Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»

Разящий меч готов на грозный бой,

И зов трубы звучит неутомимо.

Ютясь в тени, шипит непримиримо…

(М.Кузьмин. «Валерию Брюсову»)

* * *

Уходит зима, но мне ее не жаль,

Хорошо, что с ней уходит печаль.

Однако же были чудесные дни,

Дни доброты и игры ребятни.

И жаль, что растают снега,

Ты же летом их не найдешь никогда.

Зато уходит злая вьюга,

И ветра лучшая подруга -

Метель. Уйдет зима, чтобы вернуться,

А грусть уснет, чтоб вновь проснуться.

(Акростих, написанный школьницей )

Белый стих – нерифмованный стих. 


Я пришла к поэту в гости,

Ровно в полдень, в воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

(А.Ахматова)


3. Фигурные стихи


* * *


штукой, гремя частенько

и звеня меня!

Этой бьет мама


(фигурный стих (вид ремня), написанный школьником)


4. Буриме – стихи, пишущиеся по заранее заданным (часто необычным) рифмам. Буриме получает популярность в легкой салонной поэзии 17-18 веков. Название этой старинной игры позаимствовано из французского и означает «рифмованные концы». Игра в буриме состоит в быстром написании оригинального стихотворения по готовым рифмам.

* * *

Как-то раз наш молодец

Золотой нашел ларец

И отнес он во дворец.

Царь не смог открыть ларец,

И забрал ларец мудрец.

Все гадал старик – мудрец,

Как открыть чудной ларец?

Вдруг в сердцах он пнул ларец,

Впрыгнул оттуда зеленый огурец!

(Буриме)


3.Закрепление материала


ЗАДАНИЕ 1 (устно) Игра «Продолжалки».

Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму,чтобы получилось смешное четверостишье.

-Наяву или во сне ….

- Шла собака по роялю, говоря примерно так...

- Вы слыхали, на базаре Чудо-птицу продавали...

- В зоопарке плачет слон Увидал мышонка он...

- Удивляется народ, Почему сердит Федот?

- Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час...»


ЗАДАНИЕ 2 «Слова, слова, слова»

Выбирается ведущий. Все остальные берут ручки и по листу бумаги. Ведущий произносит какое-то слово. Остальные записывают на бумаге различные слова, рифмующиеся с названным словом, и желательно, чтобы их было побольше.

Можно записывать как разрозненные слова, так и целые фразы.

ЗАДАНИЕ 3 «Стихи – загадки»

Педагог (или ребенок - ведущий) называет ребятам какое-то слово. Их задача – придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. Игрок может придумать загадку самостоятельно, а также использовать уже известную.


Например, ведущий называет слово «цветок». Игроки могут придумать такую загадку:

Он растет в лесу и в поле

Или в доме на окне.

Коль его ты поливаешь —

Распускается вдвойне…


Ведущий говорит: «конфета». Загадка может быть похожа на следующую:

Завернута в фантик яркий.

Обычно бывает в подарке.

Во рту от нее очень сладко,

Когда она есть – все в порядке.


ЗАДАНИЕ 4. «Акростих»

Всей группой придумать акростих

  1. ЛЕТО

  2. ЗИМА

  3. ШКОЛА

  4. МОДА

  5. ВЕСНА

Можно самостоятельно дополнить его второй частью.

ЗАДАНИЕ 5 «Буриме»

Предлагаем варианты задания: сочинить стихотворение соответствующей тематики на рифмы:

патриотическое: знамя - пламя, порой – герой;

лирическое: тебя - любя, просинь – осень;

юмористическое: вот - бегемот, уши – груши;

рекламное: лучший - случай, товар – навар;

детское: мишка - шишка, плачет - значит.

Придумать стихотворение в соответствии с этой темой.


4.Итог занятия

- Чем занимались на занятии?

- Что нового узнали?

- Чем хотели бы заняться еще?

- Что было особенно интересно и познавательно?


5. Рефлексия (дети самостоятельно заполняют листы рефлексии)

Рефлексия по итогу занятия «Поэтическая мастерская»


1.То, что считаешь нужным, подчеркнуть или выделить

- Я рад(а), что смог (ла) посетить это занятие

- Я не жалею, что пришел (а) на занятие

- Я не очень доволен (а) занятием

- Я зря потратил (а) свое время

2.Мне сегодня было интересно (не интересно)….


3.Особенно понравилось…


4.В дальнейшем пригодится….


5.Я получил(а) удовольствие от….


6.Хотелось бы еще подробнее узнать о ….


7.Хотелось бы продолжать заниматься поэзией, писать стихи собственного сочинения (нужное выделить или подчеркнуть и объяснить почему):

- Да - Нет - Не знаю


8.Пожелание педагогу

ПРИЛОЖЕНИЕ


ПАМЯТКА ЮНОМУ ПОЭТУ

(НЕДОСТАТКИ В СТИХОСЛОЖЕНИИ)

  • Когда неоправданно много встречается одинаковых или однокоренных слов;

  • Когда употребляются однокоренные глагольные рифмы (шел — подошел);

  • Когда текст чрезмерно утяжелен причастиями (перенасыщенный, укоренившийся, напоминающий);

  • Когда часто или постоянно используются чистые (весна — красна) рифмы или глагольные рифмы (шел — подошел); однокоренные рифмы: косолапый — лапой, поднес — перенес;

  • Когда пользуются «избитыми», «примитивными» рифмами: любовь — кровь, туман — обман, слеза — глаза;

  • Когда используются штампы, банальные, избитые словосочетания, рифмы, эпитеты, фразы и выражения (родные просторы, зеленая трава, «золотые руки»);

  • Когда обилие уменьшительных слов красивости, слащавости, сусальности («платочек», «звездочка», «сыночек», «цветочек»);

  • Когда чрезмерная насыщенность, патетичность, лозунговость («Пусть славится наш край Великими делами!»);

  • Когда слишком впрямую описывается мысль, чувство («я страдаю», «он переживает», «Я скучаю», «моя душа болит»);

  • Когда стихотворение строится на общих понятиях, общих местах, общих фразах («Наш дом — Вселенная», «Любимая Отчизна — я твой сын», «философия жизни», «великолепная внешность», «классическая музыка», «блестящие знания»);

  • Когда текст перенасыщен восклицаниями, восхвалениями, восхищениями;

  • Когда в стихотворении излишек пустого многословия и не хватает лаконизма, выверенности каждого отдельного слова, сжатости, емкости и глубины;

  • Недостаток стихотворения — если в нем присутствует дидактичность, наставление, поучение, рекомендация;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Литературная мастерская "В страну поэзии"

Автор: Филиппова Ольга Борисовна

Дата: 15.08.2021

Номер свидетельства: 585292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русской литературе на тему "Поэзия 50-90 годов 20 века""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_po_russkoi_litieraturie_na_tiemu_poeziia_50_90_ghodov_20_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "457905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518803509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения  «Стихи русских поэтов о зиме» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-russkikh-poetov-o-zimie"
    ["file_id"] => string(6) "236292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444028184"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Презентация к уроку литературного чтения  в 1 классе по теме:"Творчество А.С.Пушкина.Путешествие по сказкам". "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-tiemie-tvorchiestvo-a-s-pushkina-putieshiestviie-po-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "223578"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437894750"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "« Пойми меня сердцем своим». Слова – назидания Абая в  переводах."
    ["seo_title"] => string(67) "poimi-mienia-sierdtsiem-svoim-slova-nazidaniia-abaia-v-pierievodakh"
    ["file_id"] => string(6) "267627"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450429104"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Эстетическое воспитание младших школьников "
    ["seo_title"] => string(50) "estietichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103170"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402570004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства