kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура безопасного поведения в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве основного понятия в данной работе рассматривается вопрос формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура безопасного поведения в школе»

Культура безопасного поведения в школе

Сведения об авторе: Софронова Т.Г.

Учитель начальных классов

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 60» города Чебоксары

Аннотация:  в качестве основного понятия в данной работе рассматривается вопрос формирования культуры безопасности жизнедеятельности, на основе этого понятия сформулирована проблема, проведен анализ методической литературы и найдены различные вариации работы в этом направлении с младшими школьникам. Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается организация деятельности человека, представленной  в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и окружающего мира в целом.

         Формирование культуры безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать и предотвратить возникновение опасностей, но и развить у учащегося  эмоциональную готовность к опасности, а так же в последствии сохранить здоровье ребёнка при чрезвычайной ситуации социального характера или ослабить их разрушительные последствия.

 Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, безопасная школа, комплексная безопасность, чрезвычайные ситуации, опасные факторы, система безопасности.


Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
Эмерсон   

 Жизненные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью, в которую ученик может попасть в течение своей жизни, могут возникнуть самые разнообразные. Всех их конечно предусмотреть не реально, но вполне возможно обучить детей основным принципам действий, а они есть. Тогда главным будет - вовремя вспомнить и суметь применить полученные на уроках ОБЖ знания. Для этого-то учитель и должен суметь найти самую запоминающуюся форму обучения этим темам. С такой задачей, как никто лучше, смогут справиться уроки по ОБЖ для начальной школы. Это действительно важные уроки, которые, не исключено, в будущем смогут спасти чью-то жизнь.

Безопасная школа - это не только высокие заборы с системой контроля доступа, камерами видеонаблюдения и строгими дядями или тетями на входе. В первую очередь "безопасная школа" - это уверенность детей и их родителей в том, что в школе ребенку хорошо, комфортно и безопасно.

Комплексная безопасность школы – это состояние защищенности учебного заведения от реальных угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Формирование культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

  • формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

  • развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

  • формирование способностей для принятия безопасных решений в быту;

  • привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

  • выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.


Жизнь современного школьника должна быть интересной, содержательной, полной событий и действий. Во время учебного процесса дети находятся в стенах учебного заведения, где большое внимание уделяется созданию их безопасного пребывания. Работая по всем направлениям комплексной безопасности, необходимо уделять особое внимание воспитанию у школьников культуры безопасного поведения.  Несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самом учебном заведении, причём большая часть из них на перемене.

1) Внимание детей часто притягивают различные технические устройства, приборы, источники энергии и водоснабжения.

2) Бывают повреждения, в которых виновны не обстоятельства, а друзья-товарищи. Профилактика таких травм весьма сложна - она связана с умением выбирать друзей, поддерживать с ними правильные отношения и представлять последствия своих поступков. Например, одноклассник после уроков подходит сзади и «дружески» ударяет портфелем по голове. Портфель в среднем весит от 3 до 5 кг. В результате появляются головокружение, шум в ушах, иногда рвота, т. е. все симптомы сотрясения головного мозга.

3)В школе популярна и другая шутка. Ребенок садится, но в последний момент из-под него убирают стул. Он приземляетесь на ягодицы - взрыв хохота извещает о том, что цель шутников достигнута. Однако от резкого удара об пол в сочетании с естественным наклоном корпуса вперед возможны сминание позвонков и даже их перелом. Разрушение позвоночника может произойти как в поясничном, так и в грудном отделе.

4) Еще одна забава: втыкание кнопки в скамью парты. Если сесть на нее с размаху, а кнопка попадет в промежность, то происходит проникающее ранение мочеиспускательного канала и требуется операция. Подкладывая товарищу кнопку, юный шутник хотел посмотреть, что будет. Ответ - инвалидность. Так, безобидные на первый взгляд шутки , могут привести к серьезным проблемам со здоровьем , и иметь непоправимые последствия.

5) Занятия физкультурой и спортом важны для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, но нередко могут привести к травмам. Травмы можно получить вследствие недостаточной разминки перед занятиями, при пользовании непроверенным снаряжением или неподходящей одеждой и обувью. Некоторые виды спорта по своей природе отличаются высокой степенью травматического риска. К ним относятся все виды единоборств, большинство спортивных игр, скоростной спуск, технические виды спорта.

Естественно, основные задачи по вопросам безопасности нахождения детей в школе решают специалисты: директор школы, заместитель директора школы по безопасности, охрана, педагоги.  В школе разработаны основные нормативные документы по обеспечению антитеррористической защиты: паспорт безопасности образовательного учреждения, план охраны на время проведения культурно-массовых мероприятий, планы эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации , всевозможные памятки, разработанные для детей. Важно прививать детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей. Именно через это чувство ответственности и происходит формирование культуры безопасного поведения школьников, то есть обучение такому образу жизни и поведению, при котором невозможно было бы нанести вред или опасность себе и окружающим.

Безопасность должна учитываться во всех случаях жизни, в том числе в процессе обучения. Каждый человек должен знать правила безопасности, поэтому важно проводить уроки безопасности в школе. Обладание знаниями о безопасности позволит обеспечить свою безопасность, и не угрожать безопасности других. Соблюдая правила безопасности можно сохранить жизнь и здоровье, что очень важно, поэтому знаниями о безопасности никак нельзя пренебрегать. В первую очередь о безопасности детей должны беспокоиться родители. Но так как родители не имеют возможность постоянно находиться рядом со своими детьми, важно чтобы сами дети обладали знаниями о безопасности. Такая же задача ложиться на плечи учителей. С каждым годом ребенок должен обретать все больше знаний, в том числе в области безопасности. Каждым классным руководителем должны проводиться уроки по безопасности, которые должны касаться таких важных тем как:

- пожарная безопасность

- действия при терактах

- соблюдения правил дорожного движения

- безопасность во время каникул

- безопасность в зимнее время

- безопасность в чрезвычайных ситуациях и т.д.

Для того, чтобы уроки безопасности оказались более эффективными, важно использовать такие материалы как стенды, видео материалы (тематические ролики, учебные фильмы) и т.д. Это позволит закрепить и улучшить качество знаний. Уроки безопасности также должны коснуться обсуждения таких важных и жизненных тем как поведение в школе и на улице, применение электроприборов, игры на детской площадке и т.д.

Безопасность каждого в своих руках и нужно по максиму исключить ситуации, в которых безопасности что-то угрожает. Это позволит существенно сократить количество несчастных случаев.

В жизни действительно необходимо всему обучиться, в том числе безопасности. Безопасность это то, что сохраняет нашу жизнь и здоровье, а более ценное, чем это нет ничего. Освоить правила безопасности может и должен каждый. Нужно научиться сохранить свою безопасность, и не ставить в безопасность других. Безопасность должна проявляться во всех сферах жизни. Необходимо проводить специальные уроки по безопасности, инструктажи.

На самом деле много всяких нюансов, которых приходиться усвоить для того, чтобы знать как себя вести в определенных ситуациях. Обучение безопасности должно делаться с детства, так чтобы дети понимали, как беречь свое здоровье и здоровье других, а также окружающую среду.

Лучший способ проводить обучение это совмещать его с практикой, так чтобы нужные знания закреплялись не на уровне теоретических знаний, а на уровне практических навыков. Разнообразные тренинги и симулирование опасных ситуаций позволяет не только научиться действовать правильно, а также делать это в условиях усиленного стресса.

В процессе обучения безопасности нужно подключать и психолога, так чтобы он помог разобраться с проблемой на психологическом уровне. В подобных ситуациях очень важно не паниковать и реагировать разумно. Легко это сделать, если сохранить свое спокойствие. Добиться этого можно со специальными тренингами разного рода. Обучиться жить безопасной жизнью легко, особенно если понимать важность процесса обучения и соблюдать все необходимые правила. Дети должны обучаться в спокойной атмосфере, не нужно их пугать опасностями, а всего лишь вселять в них уверенность, чтобы они могли себя вести соответственно в чрезвычайных ситуациях.

Главная задача взрослых – обеспечить безопасность детей. И совсем не важно, где они будут находиться: в школе или дома, в лесу или на дороге, в автомобиле или в поезде. Первые уроки безопасности дети получают в школе. С 1 по 11 класс ученики должны знать, что многих чрезвычайных ситуаций можно избежать, если знать, как себя вести.

Жизнь несет не только сплошные радости. Порой в ней столько неожиданностей, но, иногда, именно материал с уроков безопасности помогает спасти чью-то детскую жизнь, когда откуда-то придет беда или предупредят встречу с этой самой бедой. Опасность должна обойти детей, но она не прикоснется к ним только тогда, когда ее ученики будут знать в лицо.

Именно мы, учителя, должны научить детей тому, что:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

То, что на работе необходимо быть очень осторожным плотникам, электрикам, машинистам — всем понятно. Но какие требования выдвигаются к технике безопасности учителей? Что мы понимаем под опасными факторами?
Людям этой непростой профессии необходимо соблюдать нормы трудового распорядка, утвержденные внутри коллектива. Режим труда и отдыха – это то, на что им следует обратить особое внимание. Также стоит учитывать влияние множества опасных факторов. Какие же они? Освещение – один из самых сложных вопросов в школе. Если кабинет недостаточно освещен, то нарушения остроты зрения избежать не удастся. Это касается не только педагогического состава, но и учеников. Не меньшую угрозу несет чрезмерно активное использование в работе телевизоров и компьютерной техники.
Что еще должен учитывать педагог? Это обязательное хранение в кабинете медицинской аптечки. В ней должны быть все необходимые медикаменты и перевязочные материалы. Все это требуется для беспрепятственного оказания первой помощи при возникновении форс-мажорных ситуаций. Если возникает несчастный случай, учителю следует незамедлительно сообщить о случившемся событии заместителю директора по УВР и непосредственно начальству.
Какие еще существуют нормы техники безопасности в школе? Это допустимость начала работ строго тогда, когда учитель убежден в исправности всего электрооборудования в кабинете. Поражение электрическим током до сих пор является частой проблемой в образовательных учреждениях. Именно поэтому в кабинете еще до начала занятий рекомендуется полностью включить все приборы. Это позволит убедиться в нормальном функционировании всего осветительного оборудования. При использовании люминесцентных ламп допустимый минимум освещенности составляет 300 лк, что приравнивается к 20 Вт/м2. Если используются лампы накаливания, то данный показатель не должен быть ниже 150 лк или 48 Вт/м2.Не менее важно убедиться в том, что в целостности и исправности находятся все светильники. К потолку они должны быть подвешены прочно и основательно. Все устройства обязательно должны быть оснащены светорассеивающей арматурой. Крышки и корпуса выключателей, как и у розеток, должны быть целыми. Никакие трещины и сколы на данном типе оборудования недопустимы. Оголенных контактов выступать нигде не должно.Обо всех неисправностях необходимо докладывать администрации школы.
Не менее важно постоянно контролировать санитарное состояние учительского кабинета. Стекла в окнах должны быть целыми, а помещение – постоянно проветриваться. Только при таких условиях допустима нормальная работа педагогического состава.

Профессия педагогов и воспитателей на сегодняшний день отличается своим высоким уровнем ответственности. В зависимости от профессионализма представителей данной специальности, зависит будущее многих детей, личность которых только формируется. Именно учителя в школе в большей мере влияют на взросление юного представителя общества, а также на формирования его собственной точки зрения и восприятия окружающей среды. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознавать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

Литература:

  1. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ/ Ю. Репин // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 12-26. 

  2. Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности»/ Д.П. Рудаков // ОБЖ. - 2011. - № 12. - С. 9-13. 

  3. Мошкин, В. Склонность к саморазрушению / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000 г. - №2- 3. – С. 9. 

  4. Улахович, В. Е. Чернобыль слово, которое хотят забыть/ В.Е. Улахович // ОБЖ. - 2011. - №3. - С 22-23. 

  5. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований /М.Н. Скаткин // - М., 1986.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культура безопасного поведения в школе

Автор: Софронова Татьяна Геннадьевна

Дата: 14.08.2023

Номер свидетельства: 635536

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Методические рекомендации к организации формирования у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения в условиях дорожного движения."
    ["seo_title"] => string(168) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-orghanizatsii-formirovaniia-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-kul-tury-biezopasnogho-poviedieniia-v-usloviiakh-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "211853"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431693408"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Статья "Формирование  у воспитанников с умственной  недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий" "
    ["seo_title"] => string(171) "stat-ia-formirovaniie-u-vospitannikov-s-umstviennoi-niedostatochnost-iu-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-na-doroghakh-i-ulitsakh-s-primienieniiem-ighrovykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "158408"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421742880"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Инновационно-исследовательская работа «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности  на уроках ОБЖ в вечерней школе» "
    ["seo_title"] => string(140) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-formirovaniie-kul-tury-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-na-urokakh-obzh-v-viechierniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "121041"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413869975"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок ОБЖ "Безопасное поведение дома, на улице, в школе, на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-obzh-biezopasnoie-poviedieniie-doma-na-ulitsie-v-shkolie-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "115394"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411976544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства