Инновационно-исследовательская работа «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе»
Инновационно-исследовательская работа «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе»
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания актуальна. В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание.
Подростку важны не только воспитательные беседы, но и культурное взаимодействие, как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей. Именно эти смыслы (адаптация к нормам, самоопределение, выбор решения, свобода действия, взаимопонимание, диалог, совместная деятельность, совместное проживание событий, культурная идентификация) вкладываются сегодня в понятие «культура». Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения. Наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности жизнедеятельности.
Одной из главных задач уроков ОБЖ является привитие учащимся культуры безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании.
Нравственные ценности, выработанные многонациональным народом России (любовь к России и своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, разнообразие культур, справедливость, милосердие, честь, достоинство и др.), могут стать прочной основой общественного поведения и честного жизненного пути.
Нравственные позиции человека определяют путь к благополучной, долголетней и счастливой жизни.
Формирование нравственных позиций зависит от окружающих людей, темперамента, привычек.
Нравственное развитие человека происходит в процессе его жизнедеятельности в обществе и выражается в способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, государству, Отечеству на основе принятых в государстве и обществе норм, законов и правил поведения. Нравственные позиции человека характеризуют его внутренние духовные качества и основаны на нравственных ценностях, которыми он руководствуется в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе» »
В.И. Соколова,
МБОУ вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа №5
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности
на уроках ОБЖ в вечерней школе
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
в современном мире подросток развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности;
само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности;
нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание. Система нравственного воспитания включает в себя:
понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно-полезная), отношения между учащимися в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;
правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;
включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
Подростку важны не только воспитательные беседы, но и культурное взаимодействие, как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей. Именно эти смыслы (адаптация к нормам, самоопределение, выбор решения, свобода действия, взаимопонимание, диалог, совместная деятельность, совместное проживание событий, культурная идентификация) вкладываются сегодня в понятие «культура». Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения. Наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности жизнедеятельности.
Одной из главных задач уроков ОБЖ является привитие учащимся культуры безопасности жизнедеятельности как условие формирования антитеррористического мышления и поведения.
Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма.
Террористы очень любят использовать в своих целях подростков и молодёжь. Они хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих. Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые, что ни на есть благородные цели. Всё, что говорят террористы, в лучшем случае полуправда, с помощью которой они маскируют грубую, циничную ложь. Они могут оказывать помощь малоимущим семьям, а потом за эту помощь потребовать плату в виде пособничества их преступным замыслам.
Даже самые безобидные ситуации, внешне не имеющие ничего общего с противозаконной деятельностью, могут оказаться связанными с пособничеством террористам. Подростки вызывают меньше подозрений и почти не привлекают к себе внимания. Подростку могут предложить, например, за небольшое вознаграждение зайти в квартиру и проверить, дома ли какой-нибудь человек, передать ему привет. На самом деле это может быть проверкой, есть ли в доме засада, устроенная спецподразделениями силовых структур. Охотно подростков используют в роли почтальонов: они передают нужную информацию в различные места, где скрываются боевики.
Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов.
Нужно быть особенно бдительным и не замараться в связях с бандитами. Для того чтобы противостоять идеям террористов и их возможным попыткам вовлечения в террористическую деятельность, каждому старшекласснику необходимо выработать у себя нравственную позицию.
Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, поможет следование таким традиционным национальным ценностям, как:
-любовь к России и своему народу, к своей малой родине;
-служение Отечеству;
- свобода личная и национальная;
-доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);
-закон и правопорядок;
-разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;
-справедливость, милосердие, честь, достоинство.
Эти и другие нравственные ценности, выработанные многонациональным народом России, могут стать прочной основой общественного поведения и честного жизненного пути.
Нравственные позиции человека определяют путь к благополучной, долголетней и счастливой жизни.
Формирование нравственных позиций зависит от окружающих людей, темперамента, привычек.
Для того чтобы противостоять идеологии терроризма, нужно понимать, что человек создан для полноценной, полезной для общества жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна, преступна и губительна для самих же её участников-террористов.
Нравственное здоровье подразумевает и заботу о физическом здоровье не только собственном, но и окружающих.
Достижение высокого уровня индивидуального здоровья обеспечивается выработкой необходимых привычек, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья: осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде, воспитание в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от его умения жить в данном обществе, осознанно соблюдать принятые в нём нормы и правила поведения и действующие в государстве законы, а также уметь противостоять соблазну в приёме алкоголя и наркотиков и вовлечении себя в террористическую деятельность. Чтобы сохранить нравственное и физическое здоровье в сложной, зачастую опасной обстановке, которая складывается в реальной жизни, нужны собственные усилия каждого человека, постоянные и значительные.
Для формирования нравственных позиций каждому человеку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий:
1)Умение жить в согласии с собой, для чего необходим ряд условий: определение цели собственной жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; выработка форм поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья; стремление быть хозяином своей жизни, понимание того, что правильный образ жизни даст положительные результаты; выработка правильного отношения к жизни, стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости; развитие чувства самоуважения, осознание того, что не зря живёшь, постоянное соблюдение режима двигательной активности; соблюдение гигиены и правил питания; соблюдение режима труда и отдыха; чувство оптимизма; отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и к любому виду экстремистской и террористической деятельности.
2) Умение строить взаимоотношения со взрослыми. Подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опеки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей, идёт процесс социального созревания.
Необходимо отметить, что для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь подростка. Семья обеспечивает подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения и организации досуга, к умению воспитывать детей в семье.
Во взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно уметь анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.
3) Умение строить взаимоотношения со сверстниками. Общение с ровесниками вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и своё положение среди ровесников надо заслужить и уметь поддерживать, нельзя выработать необходимых качеств, свойственных взрослому человеку.
Ориентируясь на товарищей, подражая им, у подростка воспитываются те качества, которые особенно ценятся сверстниками, влияние которых с возрастом усиливается, так как увеличивается время, проводимое среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.
Нравственное развитие человека происходит в процессе его жизнедеятельности в обществе и выражается в способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, государству, Отечеству на основе принятых в государстве и обществе норм, законов и правил поведения.Нравственные позиции человека характеризуют его внутренние духовные качества и основаны на нравственных ценностях, которыми он руководствуется в жизни.
Литература:
Кожушко, Е.И. Современный терроризм: анализ основных направлений/ Е.И. Кожушко; под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2010. – 448 с.