Статья "Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий"
Статья "Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий"
Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться, в дорожной обстановке, оценивать предвидеть последствия нарушения правил дорожного движения, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны образовательных учреждений.
Развитие представлений о правилах дорожного движения у детей с особыми образовательными возможностями имеет огромное жизненное, практическое, коррекционно и воспитательное значение. Знания и умения, у воспитанников с умственной отсталостью формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся учащихся. В силу психофизических особенностей, у ребенка с различной тяжестью умственной отсталости снижена познавательная активность, что приводит к значительным затратам умственных и физических сил для усвоения необходимых знаний, приобретения универсальных действий. Кроме того такие дети существуют в условиях ограниченной социальной активности а также сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Социальная острота проблемы диктует необходимость внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в школе – интернате № 115 разработана целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с умственной отсталостью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».
Специфика программы заключается в том, что она составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие нарушения. Основываясь на принципах коррекционной педагогики, воспитательная программа содержит средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания детей с умственной отсталостью, через реализацию мероприятий с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель программы создание необходимых условий для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников с умственной отсталостью на улицах и дорогах города, воспитания умения находить правильное решение в экстремальных ситуациях.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-предоставить учащимся базовые знания ПДД;
-сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
-воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге прививать культуру безопасного поведения на дорогах;
-сформировать осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
-сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
- оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
В основу программы положены следующие принципы: педагогического стимулирования социальных проб; деятельностного подхода в обучении и воспитании; вариативности организации воспитательной работы, нравственного обогащения социальной среды, развития самодеятельности и инициативы личности; развития мышления, языка и коммуникации.
Участниками программы являются воспитанники 7-14 лет, педагоги, родители, ГИБДД УВД по городскому округу Самара, администрация Промышленного района городского округа Самара.
Формы работы по реализации программы, в соответствии с логикой поставленных задач представлены в виде двух взаимосвязанных модулей: теоретического и практического.
Теоретический модуль состоит из теоретических воспитательных занятий, цикла бесед по ПДД («Правила пользования общественным транспортом, «Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами» и др.), проведения родительского всеобуча, встреч с инспекторами ГИБДД УВД по городскому округу Самара и организации межведомственного взаимодействия, оказание методической помощи педагогам в работе с учащимися и родителями по профилактике ПДД.
Практический модуль включает в себя организацию работы Центра «Светофорик, оборудование площадки для практических занятий; проведение викторины «Светофор», конкурса-игры «Дисциплинированный пешеход», конкурса рисунков «Мы едем, едем, едем», подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Найди знак», «Путаница», «Регулировщик», уроков творчества «Сказка о правилах», «Новые знаки ДТП», семейной игры «Знатоки правил», цикла экскурсий по различным вопросам ПДД («Движение группами. Переход дороги», «Переход улиц и дорог. Одностороннее и двусторонне движение», «Правила пользования общественным транспортом « и др.)
Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является целенаправленная работа с родителями. Практика работы показала, что родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, поэтому программа предусматривает следующие формы занятий: лекции, тематические беседы и индивидуальные консультации. Особое внимание уделяется родителям, чьи дети входят в группу риска (гиперактивные, непредсказуемые на улицах и дорогах; заторможенные, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Ожидаемый результат: формирование у воспитанников с умственной отсталостью личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Знание и выполнение правил дорожного движения, сокращение нарушений правил дорожного движения
Мониторинг результатов программы
1.Составление и оформление диагностической карты «Оценка освоения программы».
2. Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся с применением методики изучения социализированности разработанной профессором М.И. Рожковым.
3.Анализ мероприятий по ПДД.
Правила дорожного движения – закон сохранения жизни! А сохранить жизнь и здоровье детей - значит сохранить будущее нации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий" »
Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться, в дорожной обстановке, оценивать предвидеть последствия нарушения правил дорожного движения, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны образовательных учреждений.
Развитие представлений о правилах дорожного движения у детей с особыми образовательными возможностями имеет огромное жизненное, практическое, коррекционно и воспитательное значение. Знания и умения, у воспитанников с умственной отсталостью формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся учащихся. В силу психофизических особенностей, у ребенка с различной тяжестью умственной отсталости снижена познавательная активность, что приводит к значительным затратам умственных и физических сил для усвоения необходимых знаний, приобретения универсальных действий. Кроме того такие дети существуют в условиях ограниченной социальной активности а также сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Социальная острота проблемы диктует необходимость внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в школе – интернате № 115 разработана целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с умственной отсталостью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».
Специфика программы заключается в том, что она составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие нарушения. Основываясь на принципах коррекционной педагогики, воспитательная программа содержит средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания детей с умственной отсталостью, через реализацию мероприятий с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель программы создание необходимых условий для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников с умственной отсталостью на улицах и дорогах города, воспитания умения находить правильное решение в экстремальных ситуациях.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-предоставить учащимся базовые знания ПДД;
-сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
-воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге прививать культуру безопасного поведения на дорогах;
-сформировать осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
-сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
- оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
В основу программы положены следующие принципы: педагогического стимулирования социальных проб; деятельностного подхода в обучении и воспитании; вариативности организации воспитательной работы, нравственного обогащения социальной среды, развития самодеятельности и инициативы личности; развития мышления, языка и коммуникации.
Участниками программы являются воспитанники 7-14 лет, педагоги, родители, ГИБДД УВД по городскому округу Самара, администрация Промышленного района городского округа Самара.
Формы работы по реализации программы, в соответствии с логикой поставленных задач представлены в виде двух взаимосвязанных модулей: теоретического и практического.
Теоретический модуль состоит из теоретических воспитательных занятий, цикла бесед по ПДД («Правила пользования общественным транспортом, «Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами» и др.), проведения родительского всеобуча, встреч с инспекторами ГИБДД УВД по городскому округу Самара и организации межведомственного взаимодействия, оказание методической помощи педагогам в работе с учащимися и родителями по профилактике ПДД.
Практический модуль включает в себя организацию работы Центра «Светофорик, оборудование площадки для практических занятий; проведение викторины «Светофор», конкурса-игры «Дисциплинированный пешеход», конкурса рисунков «Мы едем, едем, едем», подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Найди знак», «Путаница», «Регулировщик», уроков творчества «Сказка о правилах», «Новые знаки ДТП», семейной игры «Знатоки правил», цикла экскурсий по различным вопросам ПДД («Движение группами. Переход дороги», «Переход улиц и дорог. Одностороннее и двусторонне движение», «Правила пользования общественным транспортом « и др.)
Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является целенаправленная работа с родителями. Практика работы показала, что родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, поэтому программа предусматривает следующие формы занятий: лекции, тематические беседы и индивидуальные консультации. Особое внимание уделяется родителям, чьи дети входят в группу риска (гиперактивные, непредсказуемые на улицах и дорогах; заторможенные, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Ожидаемый результат: формирование у воспитанников с умственной отсталостью личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Знание и выполнение правил дорожного движения, сокращение нарушений правил дорожного движения
Мониторинг результатов программы
1.Составление и оформление диагностической карты «Оценка освоения программы».
2. Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся с применением методики изучения социализированности разработанной профессором М.И. Рожковым.
3.Анализ мероприятий по ПДД.
Правила дорожного движения – закон сохранения жизни! А сохранить жизнь и здоровье детей - значит сохранить будущее нации.