kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  у воспитанников с умственной  недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий

 

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться, в дорожной обстановке, оценивать  предвидеть последствия нарушения правил дорожного движения,  что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны  образовательных учреждений. 

Развитие представлений о правилах дорожного движения у детей с особыми образовательными возможностями  имеет огромное жизненное, практическое, коррекционно и воспитательное значение. Знания и умения, у  воспитанников с  умственной отсталостью формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся учащихся. В силу психофизических особенностей, у ребенка с различной тяжестью умственной отсталости снижена познавательная активность, что приводит к значительным затратам умственных и физических сил для усвоения необходимых знаний, приобретения универсальных действий. Кроме того такие дети существуют в условиях ограниченной социальной активности а также сферы  реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

Социальная острота проблемы диктует необходимость внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в школе – интернате № 115 разработана целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с умственной отсталостью  навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Специфика программы  заключается  в том, что она составлена с учетом особенностей познавательной деятель­ности детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие нарушения. Основываясь на принципах коррекци­онной педагогики, воспитательная программа  содержит  средства  исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания  детей с умственной отсталостью, через реализацию мероприятий с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

Цель программы создание необходимых условий для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения  воспитанников   с  умственной отсталостью на  улицах и  дорогах города, воспитания умения находить правильное решение в экстремальных ситуациях.

          Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:   

-предоставить учащимся базовые знания ПДД;

-сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

-воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге прививать культуру безопасного поведения на дорогах;

-сформировать осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;  

-сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

- оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;

-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

В основу программы положены следующие принципы: педагогического стимулирования социальных проб; деятельностного подхода в обучении и воспитании; вариативности организации воспитательной работы, нравственного обогащения социальной среды,    развития самодеятельности  и  инициативы  личности; развития мышления, языка и коммуникации.

Участниками программы являются воспитанники 7-14 лет, педагоги, родители, ГИБДД УВД по городскому округу Самара, администрация  Промышленного района городского округа Самара.

Формы работы по реализации программы, в соответствии с логикой поставленных  задач  представлены  в виде  двух взаимосвязанных модулей: теоретического и практического.

Теоретический модуль состоит из  теоретических воспитательных занятий, цикла бесед по  ПДД («Правила пользования общественным транспортом, «Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами» и др.), проведения  родительского  всеобуча, встреч с инспекторами ГИБДД УВД по городскому округу Самара и организации межведомственного взаимодействия, оказание методической помощи педагогам в работе с учащимися и родителями по профилактике ПДД.

Практический модуль включает в себя организацию работы Центра «Светофорик, оборудование площадки для практических занятий; проведение викторины «Светофор», конкурса-игры «Дисциплинированный пешеход», конкурса рисунков «Мы едем, едем, едем»,  подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Найди знак», «Путаница», «Регулировщик»,  уроков творчества «Сказка о правилах», «Новые знаки ДТП», семейной игры «Знатоки правил», цикла экскурсий по различным вопросам ПДД («Движение группами. Переход дороги», «Переход улиц и дорог. Одностороннее и двусторонне движение», «Правила пользования общественным транспортом « и др.)

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является  целенаправленная работа с родителями. Практика работы показала,  что родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, поэтому  программа предусматривает следующие  формы занятий: лекции, тематические беседы  и индивидуальные  консультации.  Особое внимание уделяется родителям, чьи дети входят в группу риска (гиперактивные, непредсказуемые на улицах и дорогах; заторможенные, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Ожидаемый результат: формирование у воспитанников с  умственной отсталостью личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Знание и выполнение правил дорожного движения, сокращение  нарушений правил дорожного движения

Мониторинг результатов  программы

1.Составление и оформление  диагностической карты «Оценка освоения программы».

2. Выявление  уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся с применением методики  изучения социализированности разработанной   профессором М.И. Рожковым.

3.Анализ мероприятий по ПДД.

Правила дорожного движения – закон  сохранения  жизни! А сохранить жизнь и здоровье детей - значит сохранить будущее нации.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий" »

Формирование у воспитанников с умственной недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться, в дорожной обстановке, оценивать предвидеть последствия нарушения правил дорожного движения, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны образовательных учреждений.

Развитие представлений о правилах дорожного движения у детей с особыми образовательными возможностями имеет огромное жизненное, практическое, коррекционно и воспитательное значение. Знания и умения, у воспитанников с умственной отсталостью формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся учащихся. В силу психофизических особенностей, у ребенка с различной тяжестью умственной отсталости снижена познавательная активность, что приводит к значительным затратам умственных и физических сил для усвоения необходимых знаний, приобретения универсальных действий. Кроме того такие дети существуют в условиях ограниченной социальной активности а также сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

Социальная острота проблемы диктует необходимость внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в школе – интернате № 115 разработана целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с умственной отсталостью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Специфика программы заключается в том, что она составлена с учетом особенностей познавательной деятель­ности детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие нарушения. Основываясь на принципах коррекци­онной педагогики, воспитательная программа содержит средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания детей с умственной отсталостью, через реализацию мероприятий с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

Цель программы создание необходимых условий для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников с умственной отсталостью на улицах и дорогах города, воспитания умения находить правильное решение в экстремальных ситуациях.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

-предоставить учащимся базовые знания ПДД;

-сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

-воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге прививать культуру безопасного поведения на дорогах;

-сформировать осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

-сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

- оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;

-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

В основу программы положены следующие принципы: педагогического стимулирования социальных проб; деятельностного подхода в обучении и воспитании; вариативности организации воспитательной работы, нравственного обогащения социальной среды, развития самодеятельности и инициативы личности; развития мышления, языка и коммуникации.

Участниками программы являются воспитанники 7-14 лет, педагоги, родители, ГИБДД УВД по городскому округу Самара, администрация Промышленного района городского округа Самара.

Формы работы по реализации программы, в соответствии с логикой поставленных задач представлены в виде двух взаимосвязанных модулей: теоретического и практического.

Теоретический модуль состоит из теоретических воспитательных занятий, цикла бесед по ПДД («Правила пользования общественным транспортом, «Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами» и др.), проведения родительского всеобуча, встреч с инспекторами ГИБДД УВД по городскому округу Самара и организации межведомственного взаимодействия, оказание методической помощи педагогам в работе с учащимися и родителями по профилактике ПДД.

Практический модуль включает в себя организацию работы Центра «Светофорик, оборудование площадки для практических занятий; проведение викторины «Светофор», конкурса-игры «Дисциплинированный пешеход», конкурса рисунков «Мы едем, едем, едем», подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Найди знак», «Путаница», «Регулировщик», уроков творчества «Сказка о правилах», «Новые знаки ДТП», семейной игры «Знатоки правил», цикла экскурсий по различным вопросам ПДД («Движение группами. Переход дороги», «Переход улиц и дорог. Одностороннее и двусторонне движение», «Правила пользования общественным транспортом « и др.)

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является целенаправленная работа с родителями. Практика работы показала, что родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, поэтому программа предусматривает следующие формы занятий: лекции, тематические беседы и индивидуальные консультации. Особое внимание уделяется родителям, чьи дети входят в группу риска (гиперактивные, непредсказуемые на улицах и дорогах; заторможенные, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Ожидаемый результат: формирование у воспитанников с умственной отсталостью личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Знание и выполнение правил дорожного движения, сокращение нарушений правил дорожного движения

Мониторинг результатов программы

1.Составление и оформление диагностической карты «Оценка освоения программы».

2. Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся с применением методики изучения социализированности разработанной профессором М.И. Рожковым.

3.Анализ мероприятий по ПДД.

Правила дорожного движения – закон сохранения жизни! А сохранить жизнь и здоровье детей - значит сохранить будущее нации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шепитько Любовь Петровна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158408

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства