Просмотр содержимого документа
«Кружок внеурочной деятельности "Хочу все знать".»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Хочу все знать » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Имеет социально-педагогическую направленность.
Рабочая программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Цель данного курса: создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Основные задачи курса:
-формирование интеллектуального, творческого развития личности
-Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
-Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
-Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
-Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Хочу все знать» разработано с учетом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах.
Планируемые результаты курса
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, которое включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания, которое предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания, которое включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
В том числе:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей;
стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Метапредметные результаты изучения курса в третьем классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться отличать факты от домыслов;
· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
· развивать доброжелательность и отзывчивость;
· развивать способность вступать в общение с целью быть понятым
Предметные результаты являются формирование следующих умений:
· применять правила сравнения;
· задавать вопросы;
· находить закономерность в числах, фигурах и словах;
· строить причинно-следственные цепочки;
· упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
· находить ошибки в построении определений;
· делать умозаключения.
Содержание программы
3 класс (35 ч)
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (2ч)
Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. (12ч)
Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Тренировка зрительной памяти."Найди число в слове". Развитие мышления.
Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы".Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений".
Развитие концентрации внимания. "Расшифруй". Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Совершенствование мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди Развитие быстроты реакции". Слушай и считай". закономерность".
Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.(18ч)