kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кровь - река жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кровь, как зеркало

Отражает многое из того,

Что происходит в организме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кровь - река жизни»

МБОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина»

Научно-практическая конференция «Юность. Наука. Поиск. Творчество»











Проектно-исследовательская работа


«Кровь – река жизни»










Автор: Разумовская Екатерина

Обучающаяся 4 «А» класса

МБОУ «Лицей №24»


Руководители:

Форсова Е.В.,

учитель начальных классов,










Сергиев Посад-6

2022г.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………….…. 3

Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………4

1.1. Анализ литературы и интернет источников…………………………….....4

1.2. Кровь – жидкая ткань……………………………………………………….4

1.3.Состав крови…………………………………………………………………..

1.3. Функции крови …………………....................................………...…………..5

Глава II. Практическая часть………………………………………………. .. 7

2.1. Исследование собственной крови…………………………………………...7

2.2. Результаты общего анализа крови одноклассников………………………..

Глава III. Это интересно.

3.1. Группы крови ……………………………………………….………………

3.2. Может ли кровь быть другого цвета? ………………………………………6

3.3. Памятка……………………………………………………………………….

4.Заключение.………………………………….……………………………..… 8

5. Список использованных источников………………….….……………….9

6. Приложение. …………………………………………………..….………… 10

7. Фотогалерея………………………………………………………………….12













Введение

Здравствуйте! Меня зовут Катя Разумовская, я ученица 4 «А» класса и

сегодня я представляю свою работу: «Кровь – река жизни».

Каждый из нас знает, что кровь - самая удивительная ткань нашего организма. Врач, прежде чем назначить лечение даст направление на анализ крови, стоит нам пораниться – как мы видим кровь из ранки.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Какие же тайны хранит в себе эта удивительная жидкость? С таким вопросом я обратилась к маме. Так началась моя исследовательская работа.

Актуальность: В наше современное время жизнь людей меняется быстрыми темпами. Вот уже третий год весь мир живёт в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Люди на всей планете тяжело болеют. Столкнувшись с новым вирусом все ученые мира объединились, чтобы победить болезнь!

Чтобы не происходило, но у нас есть защита, энергия и спасение в лице основной жидкости – крови. Зная состав и функции крови, можно диагностировать болезнь на ранней стадии и сохранить жизни. Поэтому, какие бы времена не были, исследования крови всегда остаются актуальными.

Предмет исследования: кровь, состав крови, функции и группы крови.

Цель работы: Изучить состав и функции крови, группы крови, исследовать свою кровь, провести опрос одноклассников.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Из информационных источников выяснить значение крови для организма;

  2. Узнать, как и для чего выполняется общий анализ крови;

  3. В лабораторных условиях провести анализ капли своей крови;

  4. Выяснить одного ли цвета кровь у всех живых организмов;

  5. Провести опрос среди учеников 4 «А» класса;

  6. Вынести рекомендации по сохранению здоровья у учеников.

Методы исследования: анализ, беседа, сравнение, наблюдение.

Гипотеза. Действительно ли кровь можно назвать рекой жизни?


Глава I. «Теоретическая часть»

    1. Анализ литературы и интернет источников

Кровь, как зеркало

Отражает многое из того,

Что происходит в организме.

Изучив литературу, я узнала, что кровь – это самая удивительная ткань нашего организма.

Долгое время за ней признавали исключительную и могучую силу:

- некоторые философы и врачи Древней Греции считали кровь носителем души;

- древние народы пытались умилостивить своих богов кровавыми жертвоприношениями;

- кровью скрепляли священные клятвы.

    1. Кровь – жидкая ткань.

Так, что же такое кровь? Кровь образно можно назвать «рекой жизни», с научной точки зрения – это «жидкая ткань», которая непрерывно циркулирует в сосудах организма. У взрослого человека около 5 литров крови, но через каждый участок тела кровеносными сосудами переносится до 200 000 литров крови и лимфы за сутки.

Кровь движется по сосудам по большому кругу и малому: она вытекает из сердца по артериям, а возвращается по венам (рис. 1). При движении по большому кругу кровь приносит кислород и питательные вещества ко всем клеткам тела и выносит углекислый газ и вредные вещества. При движении по малому кругу кровь проходит через лёгкие, где отдаёт углекислый газ и обогащается кислородом.

    1. Состав крови

Кровь состоит из жидкой части, которая называется плазмой, и кровяных клеток (рис. 2). Плазма крови представляет собой однородную желтоватую жидкость, состоящую из органических и неорганических веществ. К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли, к органическим – белки, жиры, углеводы, глюкоза, витамины.

Кровь содержит три основных типа клеток: эритроциты (красные тельца), лейкоциты (белые тельца), тромбоциты (мелкие бесцветные пластины). У каждого из них своя работа:

Эритроциты – основной компонент крови – разносят по телу кислород и уносят отходы углекислоты, которые растворяются в плазме. Каждый эритроцит живет около 120 дней, затем разрушается (рис.3). В эритроцитах содержится гемоглобин.

Гемоглобин — белок из красных кровяных телец, переносящий по организму железо. Оно удерживает кислород, необходимый для всех функций организма (рис.4).

Лейкоциты выполняют защитную функцию, отвечают за иммунитет, т.е. за способность человеческого организма противостоять различным вирусам и инфекциям (рис.5).

Обнаружив в крови вредную бактерию или микроб, лейкоцит захватывает его, обволакивая собой, и сам погибает вместе с ним…

А знаете, ли вы, что гной, скопившийся в воспаленной ранке – это и есть не что иное, как скопление погибших лейкоцитов вместе с убитыми ими бактериями.

Поэтому в следующий раз, когда вы увидите гнойную рану, не надо морщиться и говорить: «Фу!»… - а лучше вспомните о храбрых воинах лейкоцитах.

Тромбоциты – кровяные пластинки (рис.6). Они помогают организму остановить кровотечение, т. е. регулируют свертываемость крови. Например, если вы повредили кровеносный сосуд, то на месте повреждения со временем возникнет сгусток крови, после чего образуется корочка и кровотечение прекратится.

Изучая историю России, я узнала, что сын последнего русского царя Николая II царевич Алексей с рождения страдал гемофилией.

ГЕМОФИЛИЯ – это болезнь, при которой кровь не сворачивается. При любом, даже незначительном порезе или ушибе, у царевича Алексея начиналось кровотечение. При таких условиях даже играть со сверстниками было для него очень опасным занятием.

У большинства же людей, если они поранятся, благодаря тромбоцитам кровь свёртывается и кровотечение останавливается.

По мере взросления человека, кровь темнеет так как, во-первых, с каждым годом клетки стареют, и кровь дольше обновляется; во-вторых, накапливаются разные вредные вещества.

    1. Функции крови

Кровь жизненно важна для здоровья человека. Она выполняет много различных функций. Все функции крови являются разновидностью транспортной функции:

1. дыхательная функция – переносит кислород от лёгких ко всем клеткам организма и углекислый газ — в обратном направлении;

2. питательная функция – переносит питательные вещества, которые всасываются в кишечнике;

3. выделительная функция –  выносит из тканей ненужные в организме вещества к органам выделения (легким, почкам, кишечнику);

4. терморегуляторная функция – поддерживает постоянную температуру тела;

5. защитная функция – свертываемость крови (остановка кровотечения), уничтожает болезнетворные микроорганизмы (борьба с инфекциями).



Глава II. Практическая часть

    1. Исследование собственной крови.


С самого раннего детства мы сдаём анализ крови. Именно он показывает болен человек или здоров. Мне стало интересно, как врачи это определяют, и я побеседовала с нашим врачом-педиатром Мехоношиной Оксаной Валерьевной.

Она рассказала мне, что:

1. Общий (клинический) анализ крови – это один из самых распространенных методов обследования, который позволяет врачу:

  • выяснить причины некоторых симптомов (например, слабость, головокружение, повышение температуры тела и др.),

  • правильно поставить диагноз и назначить лечение.

2. Здоровым людям анализ крови назначается для того, чтобы своевременно обнаружить болезнь, не дать ей развиваться в серьезное заболевание.

3. Для проведения общего анализа крови обычно берут капиллярную кровь из пальца, или кровь из вены.

4. Общий анализ крови не требует специальной подготовки. Как правило, анализ проводят в утренние часы, натощак (либо через 2 часа после приема пищи).

Анализ крови включает оценку основных показателей – количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, уровень гемоглобина и скорости оседания эритроцитов;

Оценивая анализ крови, врач обязательно должен учитывать пол и возраст пациента, так как от них зависят нормы показателей.



Нормы показателей в детском возрасте:

Возраст

Эритроциты
х10
12

Гемоглобин
HB, г/л

Тромбоциты
х10
9

Лейкоциты
х10
9

(СОЭ),
мм/ч

1-12 мес.

4,6-4,7

178-119

280-290

10-10,5

4-7

6-12 лет

4,7-5,0

127-130

280-290

8,2-9,7

7-8


После беседы и изучения теоретического материала, я решила исследовать собственную кровь.

Для этого я пошла в лабораторию больницы, где у меня взяли капельку крови.

О чём же рассказал мой результат анализа?

показатели

мои результаты

норма

Эритроциты, х1012

4,8

4,7-5,0

Лейкоциты, х109

8,4

8,2-9,7

Тромбоциты, х109

282

280-290

Гемоглобин НВ, г/л

127

127-130

(СОЭ), мм/ч

7

7-8



Вывод: я здорова, так как количество лейкоцитов, тромбоцитов, гемоглобина, в норме.





2.2. Анкетирование учащихся

Я решила узнать, что знают мои одноклассники о крови? И провела небольшое тестирование среди ребят.

Все ребята знают, какого цвета кровь. На вопрос «Почему кровь красная?» из 21 опрошенного - 13 ответили, что не знают, 6 человек сказали, из-за специального вещества в крови, 1 человек – из-за лейкоцитов, а один ответил, что кровь окрашивают внутренние органы.

Всего двое ребят из класса знают, какая у них группа крови.

На вопрос отличается ли кровь ребенка по цвету от крови пожилого человека 14 ребят дали положительный ответ и 7 человек ответили, что не отличается.

А вот на вопрос «Бывают ли живые организмы с кровью другого цвета?» 15 ребят ответили положительно, «нет, наверное» - 6 человек. Надеюсь, что моя работа поможет ребятам разобраться в этих вопросах и они обязательно узнают у родителей свою группу крови, ведь это очень важно!

Глава III. Это интересно!

3.1. Группы крови

Каждый человек должен обязательно знать свою группу крови!

Из литературы я узнала, что существует четыре группы крови.

Каждый человек получает группу крови по наследству - от отца или матери и в течение жизни эта группа остается неизменной.

Самые распространенные – это I и II группы крови. Чуть менее распространенная - III группа, самая редкая – IV, которую имеют всего 7% населения планеты. Каждая из этих групп делится на две подгруппы с отрицательным или с положительным резус-фактором.

Человек, которому переливают кровь, называется – реципиент, а человек, предоставляющий свою кровь для переливания – донор.

Человеку с I группой крови можно переливать кровь только I группы. Однако он может отдавать свою кровь всем остальным группам, он является универсальным донором.

Человек со II группой может отдавать свою кровь II и IV группам, а получать от I и II.

Человек с III группой может отдавать свою кровь III и IV группам, а получать от I и III.

Человек с IV группой может отдавать свою кровь только IV группе, а получать от всех остальных. Человек, имеющий IV группу крови, называется универсальным реципиентом (рис.7).

Некоторые люди делают отметку в паспорте или татуировку о том, какая у них группа крови и резус-фактор. При возникновении несчастного случая данная информация может спасти жизнь.

    1. Может ли кровь быть другого цвета?

Большинство людей считает, что вся кровь, которая есть на свете, - красная. Однако, это не так! Ответ на это вопрос я нашла из дополнительной литературы.

Красный цвет крови придает белок, содержащийся в гемоглобине. Но есть другие живые существа, у которых вместо гемоглобина другие белки крови.

Кроме красного цвета, наиболее распространенными оттенками являются:

- голубая. Кровь такого цвета у ракообразных, пауков, моллюсков, скорпионов, осьминогов и кальмаров.

- фиолетовая или слегка розовая. Такая кровь бывает у морских беспозвоночных и некоторых моллюсков;

- зеленая, белая, жёлтая и оранжевая - часто встречается у насекомых, потому что у них кровь (или точнее, гемолимфа) лишена пигментов и вообще не участвует в переносе кислорода. Поэтому цвет гемолимфы у насекомых может быть практически любой, так как в ней содержится множество различных веществ, в том числе яды и кислоты.

3.3. Памятка

Я решила подготовить памятку о том, как можно избежать заболеваний и оставаться здоровым.

  1. Здоровое питание. Полезны: морская рыба, мясо говядины и птицы, крупы, бобовые, овощи, фрукты и ягоды. Вредны: жирное жареное мясо, сахар, кофе. Витамины.

  2. Соблюдение правил личной гигиены.

3. Занятие физкультурой и частое пребывание на свежем воздухе или на природе.

4. Отказ от вредных привычек.

5. Соблюдение режима дня.

6. Здоровый сон.

7. Положительные эмоции, хорошее настроение, общение с друзьями и близкими.

Заключение

В ходе своего исследования я узнала много нового и интересного:

  • что такое кровь, её состав и функции;

  • что такое общий анализ крови, из чего он состоит;

  • какие группы крови существуют и у кого кровь другого цвета;

  • сделала вывод: кровь – это «река жизни», по составу которой можно оценить его жизненные силы человека.

На сегодняшний день с помощью анализа крови можно узнать свои болезни и склонности к ним. Людям стоит задуматься о своём здоровье и научиться следить за ним.

Итак, моя гипотеза подтверждена!

Спасибо за внимание!


Список литературы:

1. Анатомия человека М. Г. Привес, Н.К. Лысенков СПб, издательство «Гиппократ», 1999г.; 704с.

2. Б. Э. С. том 1. А. М. Прохоров. Москва, «Сов. Энциклопедия»,

1991г., 863с

3. Дет. Энциклопедия. Д.И. Щербаков. Том 7. Москва, издательство «Просвещение», 1966г, 527с.

4. https://kardiobit.ru/krov/chto-pridaet-krasnyj-tsvet-krovi

5. https://www.med.cap.ru/press/2020/9/29/10-osnovnih-mer-po-profilaktike-serdechno-sosudist0






































Приложение

Рис. 1. Система кровообращения


Рис.2. Состав крови


Рис.3 Эритроциты


Рис.4. Гемоглобин

Рис. 5. Лейкоцит


Рис.6. Тромбоцит

Рис. 7. Семья последнего русского царя Николая II, царевич Алексей (второй слева)




Рис.8 Диаграмма «Почему кровь красная?»







Рис. 9. Диаграмма «Знаешь ли ты, какая у тебя группа крови?»


Рис. 10. Отличается ли кровь ребенка по цвету от крови пожилого человека?


Рис.11. Бывают ли живые организмы с кровью другого цвета?


Рис.12. Схема переливания крови



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Кровь - река жизни

Автор: Форсова Елена Вячеславовна

Дата: 04.12.2022

Номер свидетельства: 619144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Внеклассное мероприятие, посвящённое героическому подвигу бойцов, защищающих Сталинград. «Да будь же ты навеки свята, победа Сталинградской дата!» "
    ["seo_title"] => string(173) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchionnoie-ghieroichieskomu-podvighu-boitsov-zashchishchaiushchikh-stalinghrad-da-bud-zhie-ty-navieki-sviata-pobieda-stalinghradskoi-data"
    ["file_id"] => string(6) "168347"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423224921"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проект и презентация "Вода - источник жизни" "
    ["seo_title"] => string(47) "proiekt-i-priezientatsiia-voda-istochnik-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "115910"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412171060"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Акция «Скажи жизни «ДА!»"
    ["seo_title"] => string(24) "aktsiia-skazhi-zhizni-da"
    ["file_id"] => string(6) "274834"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452448018"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Жизнь диких животных зимой" "
    ["seo_title"] => string(29) "zhizn-dikikh-zhivotnykh-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "165647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422851070"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства