В этой статье выбранная мною тема актуальна тем, что стратегия «Развитие критического мышления» позволяет педагогу развивать критическое мышление посредством применения некоторых приемов на уроках в начальной школе, создавать на занятиях атмосферу для развития функциональной грамотности учащихся.
В современном мире актуальным для развития обучения и преподавания является применение стратегии критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация. В этой статье выбранная мною тема актуальна тем, что стратегия «Развитие критического мышления» позволяет педагогу развивать критическое мышление посредством применения некоторых приемов на уроках в начальной школе, создавать на занятиях атмосферу для развития функциональной грамотности учащихся.
В современном мире актуальным для развития обучения и преподавания является применение стратегии критического мышления.
В одном из выступлений Министра Образования и Науки Республики Казахстан были обозначены проблемы, существующие в учебном процессе: передача готового материала учителем ученику, ориентация на простой путь усвоения знаний, доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика.
Уже неоднократно доказано, что основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.
Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения:
низкая концентрация внимания,
низкая способность воспринимать информацию на слух,
присущ кратковременный вид памяти,
невнимательность,
забывчивость,
неорганизованность и рассеянность,
слабая саморегуляция.
Ребенок развивается по определенным этапам, которые должны предполагать разные формы обучения и виды мышления. Критическое мышление является одним из продуктивных видов мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.
Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления. Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.
Благодаря уровневым курсам по программе НИШ мною ведётся работа по внедрению идей семи модулей программы. Хотелось бы поделиться некоторыми моментами из собственного опыта.
В моём классе обучается 6 учащихся. Приведены некоторые примеры из урока. Каждый урок начинается с создания атмосферы сотрудничества, так как без взаимоуважения и доверия не может состояться урок. Уроки начинаю с психологического настроя: для этого учащиеся образовывают в группе солнышко. Улыбнуться и пожелать друг другу удачи на уроке. Эффект от таких тренингов всегда виден сразу. Дети улыбаются и уже готовы к сотрудничеству.
Реализуя модуль «оценивания обучения», мною был введён приём «Продолжи фразу» Этим приёмом проверяется домашняя работа. Суть данного приема заключается в том, что каждый ученик выбирает себе цвет своего фломастера, дети пишут на листе основное из домашней темы. Затем ученики каждый свой листок передают по часовой стрелке, где каждый последующий ученик, прочитав написанное, дописывает недостающее, по их мнению. Данное задание применялось для актуализации имеющихся навыков, как приобретение доказательств посредствам наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений [2, с.154]. Приемом, который способствовал формированию навыка критического мышления учащихся на уроке, был «Инсерт» или чтение с пометками на этапе актуализации опорных знаний, умений и навыков. Вниманию детей был предложен текст с учебника. Где они должны были читать с пометками: «+» знаю, «-» незнакомо. Данная техника показывает, какой информацией владеет ученик. Это восстановление в памяти прошлого опыта, на который легче накладывать что-то новое. Такой приём я применяла очень часто, особенно перед новой темой. Это помогает им думать, осмыслить информацию, находить в тексте главное, существенное. Осмысленное чтение сопровождалось конструктивным диалогом учащихся. Так, «Мерсер (2000) описал диалог, как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования» [2,с. 145]. Для обеспечения платформы для диалога и создания групп, я предложила тренинг «Капитан», который способствует созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке, где капитан выбирает для путешествия команду. Капитанами я выбрала учеников с высокой мотивацией к обучению. Прежде чем, приступить к работе в группе, мы сообща составили правила работы в группах и в парах, и в течение всех последующих уроков мне приходилось всё время напоминать о них. Я дала задание, в котором нужно было определить все условия для жизни растений. Много обсуждая, аргументируя своё видение, дети пришли к единому мнению и решили не составлять кластер, а нарисовать рисунок. Приём формы работы в группах, мною используется уже давно, так как у меня в классе обучаются два класса параллельно. И пока я работаю с одним классом, второй класс активно работает самостоятельно. Интересно наблюдать за оживлённой беседой: дети долго спорят, доказывают друг другу. Был момент, когда один из учеников дописал к рисунку слова: корень и тёплая земля, аргументируя это тем, что растение будет расти только при условии тепла и без корня растение не растёт. Все долго обсуждали и пришли к выводу, что он прав. Я хочу сказать, что групповая работа способствует взаимообучению. Когда один ученик нарисовал радугу, все стали требовать доказательств: почему когда идёт дождь, светит солнце. Данное задание является одним из новых подходов в обучении детей тому, как учиться. Диалоговое обучение является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим (ученики формулируют идеи свободно, без страха, смущения из-за « неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть взаимопонимания). Я очень довольна тем, что ребята активно участвовали в беседе, хотя были затруднения в формулировании своего ответа. Если я всегда будут помогать детям грамотно формулировать ответы, и делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли. Уже давно я работаю по технологии «проектная деятельность». Моим ребятам нравится сам процесс работы в коллаборации, а именно составлять кластеры, постеры, проекты. Но я не задумывалась над тем, в каком составе работают ученики в группах, сейчас этот отбор происходит всегда. Теперь я знаю, что суть программы в желании думать, задумываться над тем, что каждый участник процесса несёт ответственность за всю группу.
Стратегию развития критического мышления в начальной школе можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, математики. В данной стратегии существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Внедряя модуль «обучение критическому мышлению» в процесс обучения, я тщательно продумываю каждый этап так, чтобы детям было и интересно (чтобы сконцентрировать внимание) и одновременно развивать критическое мышление.
2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012