kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческая работа в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дано описание проектной деятельности по краеведческой работе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа в начальной школе»

Свое выступление я хочу начать со строк нашего поэта Владимира Сидорова

Вдаль уходят горы чередою,

Плещет речка у высоких скал.

На холмах зеленых, над рекою,

Городок старинный гордо встал.

Льется в окна свет небесно синий.

Ветерок доносит запах трав.

Этот город – уголок России,



Этот город – мой родной Катав.

Вижу всюду прошлого приметы:

И завод, и пруд, и древний храм.

Здесь творили и отцы, и деды,

И все это завещали нам.

Год от года город все красивей,

Он растет, еще уютней став.

Этот город – уголок России,

Этот город – мой родной Катав.


Строки очень хорошо описывают наш город, которой я люблю всей душой и прививаю эту любовь своим ученикам.

Свое выступление я не случайно начала со стихотворения местного поэта. Мы живем в красивом историческом городе, наполненном архитектурными и природными памятниками, и непростительно все это не видеть и не беречь. Общаясь с детьми, я пришла к выводу, что обучающиеся мало знают о родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим. И даже имеющийся небольшой объем знаний носит поверхностный характер.

Что же сделать, чтобы решить проблему ограниченного кругозора у детей?

Я нашла ответ на этот вопрос. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов. В соответствии со стандартом осуществляется духовно-нравственное развитие, ориентированное на становление личностных характеристик обучающегося: любящий свой народ, свой край, свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Поэтому чтобы воспитать духовно-нравственного  человека необходимо как можно раньше привлекать детей к краеведческой работе, изучению родного края, своих   исторических  корней, законов истории  и   природы,  сформировавших нашу  Землю.

Основной целью моей работы является создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.  Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

Введение в краеведение происходит поэтапно в ходе образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников через поисково-исследовательскую деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя и через систему взаимодействия и сотрудничества с краеведческим музеем, городской библиотекой, родителями.

Изучается краеведение на теоретических и практических занятиях

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы,слушание;

  • обсуждение;

  • презентации.

Практические занятия:

  • классные часы;

  • чтение и пересказ историй, легенд, сказок;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсы, викторины;

  • походы;

  • экскурсии.



С использованием методов, которые вы видите на экране

  • личностно-ориентированный;

  • научно-исследовательский;

  • метод проектов;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный метод.

Работа осуществляется в 3 этапа

  • I этап Введение в краеведение 1 – 2 классы

  • II этап Сбор и классификация краеведческого материала 2 – 3 классы

  • IIIэтап Создание исследовательских и творческих проектов 4 класс


1 этап

Цель формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников о родном крае через знакомство и наблюдение.

Задачи

  • Формирование норм и правил в отношении культурного наследия

  • Формирование интереса к истории и традициям региона и своей семьи.

  • Расширение знаний обучающихся о флоре и фауне Катав-Ивановского района.

Лихачев Сергей Дмитриевич говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Поэтому формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается с первого класса, с первой странички «Азбуки». На этом этапе дети получают знания о Государственной символике России, а также символике Челябинской области и нашего города Катав-Ивановска. Обязательным является посещение краеведческого музея, где дети получают первые знания об истории родного города. Экскурсии также расширяют кругозор детей, учат их бережно относиться к природе.

Всегда перед ребенком должна быть проблема – что мы не знаем и как это узнать? Совместный поиск информации и решения задач позволяют получать прочные знания, ребенок сам делает «открытие». Ведь то, что было сказано другими, быстро забывается.

В рамках внеклассной работы и внеурочной деятельности проводятся игры,экскурсии, викторины, конкурсы, которые расширяют знания, полученные на уроках. Организуются проектные задачи, в рамках которых имеющиеся у учащихся знания систематизируется и представляются в виде рисунков, поделок, стенгазет, фотоальбомов.

В ходе реализации задач первого этапа видны личностные результаты работы их вы видите на экране

дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся новые слова.  Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек. Также школьники приобретают знания о природе родного края и о принятых в обществе нормах отношения к ней, о памятниках истории и культуры.

Кроме этого, обучающиеся приобретают такие метапредметные навыки они также на экране, как навыки групповой работы, самостоятельного поиска и нахождения информации в различных источниках, умения представить её.


2 этап

Цель формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников о родном крае через изучение, поиск и исследование информации.

Задачи

  • Формирование норм и правил в отношении культурного наследия.

  • Формирование интереса к истории и традициям региона и своей семьи.

  • Расширение знаний обучающихся о флоре и фауне Катав-Ивановского района.

  • Знакомство с собственными наименованиями района

  • Формирование ИКТ компетенций.

  • Развитие навыков работы с информацией.

  • Развитие коммуникативных навыков.

Содержание второго этапа наполняется самостоятельной поисково-исследовательской деятельностью ребят по заданию учителя.

На втором этапе я начинаю развивать у учеников навыки исследовательской работы. Учу находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. Сведения об окружающем мире постоянно пополняются, совершенствуются и корректируются. Изучение окружающего мира на примере своего края оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Деятельность, которой занимаются дети, способствует развитию учебно-познавательных умений: ребята ставят и решают проблемные задачи, учатся логически мыслить, находят причинно- следственные связи явлений. Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры.

Результаты работы вы видите на экране

В результате реализации второго этапа, обучающиеся более глубоко изучают историю города, его достопримечательности, предприятия, природу и животных, знакомятся с историей собственных наименований Катав-Ивановска, с деятельностью и творчеством известных людей Катав-Ивановского района. 

Кроме этого, обучающиеся развивают метапредметные навыки групповой работы, самостоятельного поиска и нахождения информации в различных источниках, умения представить её, формируют ИКТ компетентность.

Собирая краеведческий материал, мы с ребятами посещали литературные гостиные, где наслаждались чтением стихов местных поэтов, посетили музеи Литейного (завода-основателя), Приборостроительного (эвакуированного к нам во время войны) заводов, расположенных в нашем городе.

Реализуя проектную деятельность, в рамках которой знания, имеющиеся у учащихся, расширяются, систематизируется и представляются в виде фотоальбомов, презентаций, Красной книги.



3 этап «Создание исследовательских и творческих проектов» 4 класс

Цель формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников о родном крае через проектную деятельность.

Задачи

  • Формирование норм и правил в отношении культурного наследия.

  • Обобщение знаний о родном крае.

  • Формирование ИКТ компетенций.

  • Отработка навыков работы с информацией.

  • Формирование навыков проектной деятельности

  • Развитие коммуникативных навыков.

Углублению знаний о родном крае способствует ведение курса внеурочной деятельности «Моя малая родина». Содержание учебного пособия значительно расширяет представления учащихся о рельефе, подземных богатствах, экологических системах, охраняемых природных территориях, одной из которых является Серпиевский заказник «Пещерный град», о реках, водоёмах, растениях и животных Красной книги района, памятниках природы. Система упражнений и задания для работы с контурными картами развивает у школьников интерес к краеведческим знаниям, формируют навыки чтения географической и административной карты.

Через участие в литературных гостиных, конкурсах чтецов, обучающиеся изучают творчество местных поэтов, певцов. Особое внимание на этом этапе уделяется топонимике: учащиеся изучают историю возникновения собственных наименований Катав-Ивановского района.

В ходе выполнения задач третьего этапа обучающие обобщают изученную информацию о Катав-Ивановском районе, представляя ее в виде творческих и исследовательских проектов. Этапы проектов реализуются на уроках, внеклассной и внеурочной деятельности.

Вашему вниманию я представлю только часть выполненных проектных работ, так как год не закончен и работа по ним продолжается, но, тем не менее, ребята уже являются победителями и призерами на интеллектуальных краеведческих викторинах.



Заключение

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что изучение родного края, позволило не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, но и привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.

Я уверена в том, что краеведческая работа с моим классом не пройдет для ребят даром, они станут людьми, любящими родной край и Родину и готовыми повторить идущие от сердца поэтические строки Катав-Ивановского поэта Венедикта Дудина:

Время нам недаром достается!

Сколько мы еще

пройдем дорог?

Но всегда любимым остается

Наш Катав – Уральский городок.











Накапливая опыт познания  мира и себя в  мире, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Как сделать эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса? Я нашла ответ на этот вопрос. Ведь секреты и тайны рядом с нами: в нашей семье, городе, районе, в их прошлом и настоящем. Раскрыть эти тайны помогла мне краеведческая работа на уроках и во внеурочное время, которая пробуждает у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку, знакомит школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой; приобщает учащихся к трудуна пользу и радость окружающим людям. Помочь школьнику раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности помогает работа над проектами.

Этапы работы

Направления

Формы и методы

Содержание работы

Предполагаемый проектныйрезультат

I этап

Введение в краеведение

1 – 2 классы

Первоначальные сведения о родном крае.

беседы, практические занятия, игра,

экскурсии,

викторины

конкурсы, рисунки

Знакомство со своей семьёй, домом, улицей, своей школой, микрорайоном.Знакомство и изучение домашних и диких животных, грибов, лекарственных и ядовитых растений Катав-Ивановского района.

Создание творческого альбома

II этап

Сбор и классификация краеведческого материала

2 – 3 классы


«Мы – жители города Катав-Ивановска»


«Достопримечательности нашего города»


«Растительный и животный мир»


«История нашего города»


«История собственных наименований нашего города»


«Красная книга района»

Беседы

Экскурсии

Походы

Встречи с интересными людьми

Проектная деятельность

Литературные гостиные

Знакомство с городом, с его достопримечательностями, предприятиями, известными людьми,природой и животными Катав-Ивановского района. 


Фотоальбомы

Презентации

Красная книга

IIIэтап Создание исследовательских и творческих проектов.

4 класс

«Топонимика Катав-Ивановска»,


«Географические особенности Катав-Ивановского района»


«Ими гордится район»,


«Прошлое и настоящее Катав-Ивановского района»,


«Пещерный град»

Беседы

Экскурсии

Походы

Встречи с интересными людьми

Проектная деятельность

Обобщение изученной информации о Катав-Ивановском районе и изучение его географического положения

Проекты



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Краеведческая работа в начальной школе

Автор: Никитина Лариса Александровна

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskoieposobiiepomatierialamkraieviedieniiaistokirodnoghokraiadliaproviedieniiavnieklassnykhzaniatiivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "290002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454910795"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-etnokul-turnoi-tolierantnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "109184"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404198722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "научно-методическая разработка "Краеведческая работа в начальных классах как одно из средств патриотического воспитания младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(158) "nauchno-mietodichieskaia-razrabotka-kraieviedchieskaia-rabota-v-nachal-nykh-klassakh-kak-odno-iz-sriedstv-patriotichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "116520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412512613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства