Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа в начальной школе»
Свое выступление я хочу начать со строк нашего поэта Владимира Сидорова
Вдаль уходят горы чередою,
Плещет речка у высоких скал.
На холмах зеленых, над рекою,
Городок старинный гордо встал.
Льется в окна свет небесно синий.
Ветерок доносит запах трав.
Этот город – уголок России,
Этот город – мой родной Катав.
Вижу всюду прошлого приметы:
И завод, и пруд, и древний храм.
Здесь творили и отцы, и деды,
И все это завещали нам.
Год от года город все красивей,
Он растет, еще уютней став.
Этот город – уголок России,
Этот город – мой родной Катав.
Строки очень хорошо описывают наш город, которой я люблю всей душой и прививаю эту любовь своим ученикам.
Свое выступление я не случайно начала со стихотворения местного поэта. Мы живем в красивом историческом городе, наполненном архитектурными и природными памятниками, и непростительно все это не видеть и не беречь. Общаясь с детьми, я пришла к выводу, что обучающиеся мало знают о родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим. И даже имеющийся небольшой объем знаний носит поверхностный характер.
Что же сделать, чтобы решить проблему ограниченного кругозора у детей?
Я нашла ответ на этот вопрос. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов. В соответствии со стандартом осуществляется духовно-нравственное развитие, ориентированное на становление личностных характеристик обучающегося: любящий свой народ, свой край, свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Поэтому чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо как можно раньше привлекать детей к краеведческой работе, изучению родного края, своих исторических корней, законов истории и природы, сформировавших нашу Землю.
Основной целью моей работы является создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире,воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.
Введение в краеведение происходит поэтапно в ходе образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников через поисково-исследовательскую деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя и через систему взаимодействия и сотрудничества с краеведческим музеем, городской библиотекой, родителями.
Изучается краеведение на теоретических и практических занятиях
Теоретические занятия:
беседы, рассказы,слушание;
обсуждение;
презентации.
Практические занятия:
классные часы;
чтение и пересказ историй, легенд, сказок;
встречи с интересными людьми;
конкурсы, викторины;
походы;
экскурсии.
С использованием методов, которые вы видите на экране
личностно-ориентированный;
научно-исследовательский;
метод проектов;
объяснительно – иллюстративный;
частично-поисковый;
репродуктивный метод.
Работа осуществляется в 3 этапа
I этап Введение в краеведение 1 – 2 классы
II этап Сбор и классификация краеведческого материала 2 – 3 классы
IIIэтап Создание исследовательских и творческих проектов 4 класс
1 этап
Цель формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников о родном крае через знакомство и наблюдение.
Задачи
Формирование норм и правил в отношении культурного наследия
Формирование интереса к истории и традициям региона и своей семьи.
Расширение знаний обучающихся о флоре и фауне Катав-Ивановского района.
Лихачев Сергей Дмитриевич говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Поэтому формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается с первого класса, с первой странички «Азбуки». На этом этапе дети получают знания о Государственной символике России, а также символике Челябинской области и нашего города Катав-Ивановска. Обязательным является посещение краеведческого музея, где дети получают первые знания об истории родного города. Экскурсии также расширяют кругозор детей, учат их бережно относиться к природе.
Всегда перед ребенком должна быть проблема – что мы не знаем и как это узнать? Совместный поиск информации и решения задач позволяют получать прочные знания, ребенок сам делает «открытие». Ведь то, что было сказано другими, быстро забывается.
В рамках внеклассной работы и внеурочной деятельности проводятся игры,экскурсии, викторины, конкурсы, которые расширяют знания, полученные на уроках. Организуются проектные задачи, в рамках которых имеющиеся у учащихся знания систематизируется и представляются в виде рисунков, поделок, стенгазет, фотоальбомов.
В ходе реализации задач первого этапа видны личностные результаты работы их вы видите на экране
дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся новые слова. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек. Также школьники приобретают знания о природе родного края и о принятых в обществе нормах отношения к ней, о памятниках истории и культуры.
Кроме этого, обучающиеся приобретают такие метапредметные навыки они также на экране, как навыки групповой работы, самостоятельного поиска и нахождения информации в различных источниках, умения представить её.
2 этап
Цель формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников о родном крае через изучение, поиск и исследование информации.
Задачи
Формирование норм и правил в отношении культурного наследия.
Формирование интереса к истории и традициям региона и своей семьи.
Расширение знаний обучающихся о флоре и фауне Катав-Ивановского района.
Знакомство с собственными наименованиями района
Формирование ИКТ компетенций.
Развитие навыков работы с информацией.
Развитие коммуникативных навыков.
Содержание второго этапа наполняется самостоятельной поисково-исследовательской деятельностью ребят по заданию учителя.
На втором этапе я начинаю развивать у учеников навыки исследовательской работы. Учу находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. Сведения об окружающем мире постоянно пополняются, совершенствуются и корректируются. Изучение окружающего мира на примере своего края оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Деятельность, которой занимаются дети, способствует развитию учебно-познавательных умений: ребята ставят и решают проблемные задачи, учатся логически мыслить, находят причинно- следственные связи явлений. Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры.
Результаты работы вы видите на экране
В результате реализации второго этапа, обучающиеся более глубоко изучают историю города, его достопримечательности, предприятия, природу и животных, знакомятся с историей собственных наименований Катав-Ивановска, с деятельностью и творчеством известных людей Катав-Ивановского района.
Кроме этого, обучающиеся развивают метапредметные навыки групповой работы, самостоятельного поиска и нахождения информации в различных источниках, умения представить её, формируют ИКТ компетентность.
Собирая краеведческий материал, мы с ребятами посещали литературные гостиные, где наслаждались чтением стихов местных поэтов, посетили музеи Литейного (завода-основателя), Приборостроительного (эвакуированного к нам во время войны) заводов, расположенных в нашем городе.
Реализуя проектную деятельность, в рамках которой знания, имеющиеся у учащихся, расширяются, систематизируется и представляются в виде фотоальбомов, презентаций, Красной книги.
3 этап «Создание исследовательских и творческих проектов» 4 класс
Цель формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников о родном крае через проектную деятельность.
Задачи
Формирование норм и правил в отношении культурного наследия.
Обобщение знаний о родном крае.
Формирование ИКТ компетенций.
Отработка навыков работы с информацией.
Формирование навыков проектной деятельности
Развитие коммуникативных навыков.
Углублению знаний о родном крае способствует ведение курса внеурочной деятельности «Моя малая родина». Содержание учебного пособия значительно расширяет представления учащихся о рельефе, подземных богатствах, экологических системах, охраняемых природных территориях, одной из которых является Серпиевский заказник «Пещерный град», о реках, водоёмах, растениях и животных Красной книги района, памятниках природы. Система упражнений и задания для работы с контурными картами развивает у школьников интерес к краеведческим знаниям, формируют навыки чтения географической и административной карты.
Через участие в литературных гостиных, конкурсах чтецов, обучающиеся изучают творчество местных поэтов, певцов. Особое внимание на этом этапе уделяется топонимике: учащиеся изучают историю возникновения собственных наименований Катав-Ивановского района.
В ходе выполнения задач третьего этапа обучающие обобщают изученную информацию о Катав-Ивановском районе, представляя ее в виде творческих и исследовательских проектов. Этапы проектов реализуются на уроках, внеклассной и внеурочной деятельности.
Вашему вниманию я представлю только часть выполненных проектных работ, так как год не закончен и работа по ним продолжается, но, тем не менее, ребята уже являются победителями и призерами на интеллектуальных краеведческих викторинах.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что изучение родного края, позволило не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, но и привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.
Я уверена в том, что краеведческая работа с моим классом не пройдет для ребят даром, они станут людьми, любящими родной край и Родину и готовыми повторить идущие от сердца поэтические строки Катав-Ивановского поэта Венедикта Дудина:
Время нам недаром достается!
Сколько мы еще
пройдем дорог?
Но всегда любимым остается
Наш Катав – Уральский городок.
Накапливая опыт познания мира и себя в мире, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Как сделать эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса? Я нашла ответ на этот вопрос. Ведь секреты и тайны рядом с нами: в нашей семье, городе, районе, в их прошлом и настоящем. Раскрыть эти тайны помогла мне краеведческая работа на уроках и во внеурочное время, которая пробуждает у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку, знакомит школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой; приобщает учащихся к трудуна пользу и радость окружающим людям. Помочь школьнику раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности помогает работа над проектами.
Этапы работы
Направления
Формы и методы
Содержание работы
Предполагаемый проектныйрезультат
I этап
Введение в краеведение
1 – 2 классы
Первоначальные сведения о родном крае.
беседы, практические занятия, игра,
экскурсии,
викторины
конкурсы, рисунки
Знакомство со своей семьёй, домом, улицей, своей школой, микрорайоном.Знакомство и изучение домашних и диких животных, грибов, лекарственных и ядовитых растений Катав-Ивановского района.
Создание творческого альбома
II этап
Сбор и классификация краеведческого материала
2 – 3 классы
«Мы – жители города Катав-Ивановска»
«Достопримечательности нашего города»
«Растительный и животный мир»
«История нашего города»
«История собственных наименований нашего города»
«Красная книга района»
Беседы
Экскурсии
Походы
Встречи с интересными людьми
Проектная деятельность
Литературные гостиные
Знакомство с городом, с его достопримечательностями, предприятиями, известными людьми,природой и животными Катав-Ивановского района.
Фотоальбомы
Презентации
Красная книга
IIIэтап Создание исследовательских и творческих проектов.
4 класс
«Топонимика Катав-Ивановска»,
«Географические особенности Катав-Ивановского района»
«Ими гордится район»,
«Прошлое и настоящее Катав-Ивановского района»,
«Пещерный град»
Беседы
Экскурсии
Походы
Встречи с интересными людьми
Проектная деятельность
Обобщение изученной информации о Катав-Ивановском районе и изучение его географического положения