Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция дизорфографии»
КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ (4 класс).
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.
Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);
дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
Цель программы: научить детей слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу.
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.
На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование по коррекции дизорфографии.
Задачи программы:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
2 раза в неделю
(68 часов)
1 раз в неделю
(34 часа)
4 класс
Ф.и.
1.
Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
4
2
Однокоренные слова.
2
1
3.
Правописание гласных в корне слова.
3
1
4.
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.
1
1
5.
Образование слов при помощи суффиксов
3
1
6.
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок.
2
1
7.
Однокоренные слова. Части слова. Окончание.
2
1
8.
Диктант. Работа над ошибками.
2
1
9.
Работа с текстом.
1
1
10.
Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.
2
1
11.
Работа с текстом.
1
1
12.
Удвоенные согласные.
2
1
13.
Работа с текстом.
1
1
14.
Непроизносимые согласные в корне слова.
3
1
15.
Работа с текстом.
1
1
16.
Контрольное списывание «Любовь к маме»
1
1
17.
Однородные члены предложения.
2
1
18.
Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.
2
1
19.
Имя существительное.
3
1
20.
Правописание имен существительных 3-го склонения
1
21.
Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.