kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фронтальное занятие по коррекции недостатков развития речи. Тема: Дифференциация звуков Д и Т

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для учащихся с ЗПР в коррекционных школах. 

Цель:    Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков  Д и Т.

                Профилактика  дисграфии  и дизорфографии. Воспитание чувства   

                доброты и дружбы на примере рассказа В.Осеева "Три товарища".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фронтальное занятие по коррекции недостатков развития речи. Тема: Дифференциация звуков Д и Т »


ТЕМА: “Дифференциация звуков Д и Т



Цель:  Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Д и Т.

Профилактика дисграфии и дизорфографии. Воспитание чувства

доброты и дружбы.



Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:
-уточнить артикуляцию звуков д-т; учить соотносить звуки с буквами
-учить различать зв. изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

-учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;

-развивать навыки слогового анализа и синтеза;

-учить устанавливать причинно-следственные связи.

- подбор однокоренных слов на парные согласные в конце слов.


2. Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать ФФП;
-активизировать словарь по теме: «Жизнь дана на добрые дела»;

-закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);

- знание цветов радуги.


3. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке

- формирование умения работать в сотрудничестве;

-побуждать обучающихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;

-развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить выделять нравственную сторону в поступках героев; воспитывать внимательное отношение к окружающим.


Оборудование.

буквы т, д., для мелкой моторики: носовые платочки и целлофановые мешочки, зеркала, звуковые линейки, рис. детей – радуга, лепестки цветка разного цвета, табл. глухо-звонкий зв., схема подбора проверочных слов, предметные картинки: уточка, удочка и др. со зв. Т и Д. Таблица (вдох – выдох). Презентация. Иллюстрации к рассказу В.Осеевой «Три товарища».

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Как называется наш урок? ( Развитие речи)
-Что мы будем делать на уроке? (Слушать, смотреть, думать, писать, говорить) показ действий.


Психологический настрой:


Игра –приветствие «Рукопожатие через океан»-


Добрый день! Пара пожимает правую руку
Рад тебя видеть! Хлопают друг друга ладошками
Наконец-то встретились! Встречаются мизинчиками.
Будем жить дружно и весело! Указат. и средним пальцами
Если что, я тебе помогу! «бегут» по плечу соседа

и похлопывают ладошкой.


Введение в тему:

-Послушайте стихотворение и скажите, о чём будет разговор:

Слово это серьёзное

Главное важно то, что значит оно.

В нём забота и ласка

Тепло и любовь

В нём стремленье на помощь

Прийти вновь и вновь.

И оно поважнее,

Чем лица красота

Догадались что это?

Сердец ДОБРОТА!!!


-Звуковой анализ слова «ДОБРОТА» с использованием звуковых линеек.


1 звук - Д, предпоследний - Т. (найти эти буквы в кассе, обозначение символами: Д – дятел, Т – молоток)


- Тема нашего занятия: Доброта. Звуки Д и Т, сравнение их, учиться подбирать родственные слова, умение это пригодиться в усвоении орфограммы.


-Мы с вами отправляемся в страну добрых дел и поступков, узнаем с вами, кого можно считать добрым человеком.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:


- Нужно сложить лепестки, чтобы получился волшебный цветик-семицветик. Складывать лепестки надо, по цветам радуги (рис. детей). А когда мы по ходу урока его наконец-то соберём (выполним задания) - вы почувствуете, как волшебная сила перейдёт к вам. Она поможет вам в жизни.

1 лепесток (красный)

- Для того, чтобы четко и красиво говорить нам нужно делать

Артикуляционную гимнастику для языка.

«Сказка о веселом язычке»  (презентация).

“Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре, пять минут лежит. Посмотрел по сторонам. Побегал из стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз.

«Качели», «Маляр»,

«Дятел», «Молоточек»,

«Лошадка», «Грибок».


- Упр. на дыхание:

Воспитание нижнедиафрагмального дыхания: упражнение «Шарик». Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5 счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик: Ф –Ф-Ф…

И опять задерживаем дыхание.

Упражнение: «Сова летит»

Вдох - поднять руки до горизонтального уровня.

Выдох с произношением «шшш» - опустить руки.


- Сделайте вдох через нос и вдохните всю доброту и хорошее настроение,

- выдохните через рот - все обиды, зло и огорчения.
ТАБЛИЦА-СХЕМА: (Можно менять ноздри - правую, затем левую)


-Зарядка для губ и голоса:

-   Произносим шепотом, четко артикулируя губами: А – О – У – Э - Ы

 -  Спокойным голосом, плавно: А – О – У – Э - Ы

-   Низким голосом, как ревет  медведь.

-  Высоким голоском, как зайка.



2 лепесток (оранжевый).

Сравнительная характеристика звуков.


-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука Д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук Т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод: Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

ЭТО ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос (СХЕМА).


3 лепесток (жёлтый)


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:


    1. Сигнальные карточки ( опр-ние звука в слогах):


Ту , до, ат, ду, да, ти, де.


    1. Игра «Разложите картинки» (опр-ние звука в словах):


(со зв. Д - в домик, а со зв. Т - в теремок)


Туча, дверь, радуга, стакан, подушка, капуста, топор, дыня, дом…

РАБОТА СО СЛОВАМИ-ПАРОНИМАМИ: «уточка – удочка».


На доске слово «у. очка»: - какую бы вы вставили букву?

- Если вставим Д, какое слово получится? (удочка)

- Можно ли вписать другую букву? Что тогда получится? (уточка)

- Видите, можно вписать и ту и другую букву. Вам неизвестно, какое слово я хотела образовать.

Показ написанного заранее предложения «Мальчик ловил рыбу уточкой».

- Прочитайте это предложение.

Дети определяют, что так говорить и писать нельзя, нужно написать

«Мальчик ловил рыбу удочкой».

Предложение: «Удочка весело крякала».

Дети определяют, что так нельзя говорить и писать (исправляют).

Слово «удочка» и «уточка» отличаются только одной буквой.

Если допустить ошибку, то изменится смысл всего предложения.


ДРУГОЙ ПРИМЕР: Не любит  Тома  

Сидеть  дома. и др.


4 лепесток (зелёный) ФИЗМИНУТКА под скороговорки:


Топали да топали

До тополя дотопали

До тополя дотопали

Да ноги –то оттопали!


-Дождик, дождик не дожди ( за руки держась бегут по кругу в одну сторону)
-Дождик, дождик подожди ( затем в другую сторону)


- Самомассаж лица:

Кап-кап-кап капают капли на лицо.

Стираем с лица капельки дождя (лоб, нос, губы).


-Пальчиковая гимнастика:



- Как можно поздороваться в разное время суток? Почему желать добра так приятно? (добрый день, доброе утро, добрый вечер)

При каких пожеланиях мы используем слово добрый?

( Будьте добры. Доброго здоровья. В добрый путь.

Добросердечный, добродушный, добросовестный)

- Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?

Фигура: «Сердце» - большие и указательные пальцы в виде сердечка.


- У меня есть «платочек дружбы», который я раздам вам.

Задание: комкать , начиная с уголка, носовой платок так чтобы он весь уместился в кулачке и называть добрые слова. Подарить его детям на память об уроке.

Затем так-же поступить с полиэтил.мешочком, называя плохие слова и затем выкинуть всё плохое с мешочком в мусор навсегда.



5 лепесток (голубой) разработали пальчики и приготовились писать.


Грамматика: подготовка к изучению орфограммы о парных согласных.

Словоизменение и словообразование:


Игра на подбор одокоренных проверочных слов на написание парной согласной в корне слова: « много – нет – ласково - один»

(запись на доске и в тетрадях)


Заводы – завода – заводик - завод кусты – куста - кустик - куст льды – льда - ледок - лёд гвозди – гвоздя- гвоздик- гвоздь

годы – года - годик - год самолёты –самолёта- самолётик-самолёт



6 лепесток (синий)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:


Вывешивается сюжетная картина к рассказу ( случай из жизни.)

Валентина Осеева
Три товарища 

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь! 

-Сколько было друзей? (Трое)

-Какой совет давали друзья?

- А как поступил ученик ?

 ( Ребята приходят к выводу, что ученик не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)

- Мальчики были жадные, холодные и безразличные к чужой беде.

-  Каким был Володя?(внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)

  - Кто оказался настоящим другом? (Володя.)

-  С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?

 (С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.)

- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.


ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА.


- Какоё настроение вы испытали, вспоминая этот рассказ (грустное, жалость, сожаление и в то-же время, облегчение т.к. Витя не остался голодным).

КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ПОСЛОВИЦ ПОДХОДИТ ПО СМЫСЛУ?

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Доброму везде добро. 

  3. Друзья познаются в беде.


- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь.  Совет – это хорошо, а дело лучше.


7 лепесток (фиолетовый)


Просмотр презентации О ДОБРЫХ ДЕЛАХ:

«А как я поступил бы я?»

- какие добрые дела вы совершили? (ответы детей)



3. ИТОГ:

Ученики переворачивают лепестки цветка на доске , на обратной стороне которых получается слово «ДОБРОТА».


- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идёт: по дороге «добра» или по дороге «зла». У доброго человека и слова, и дела добрые.

На память об уроке: дарятся «платочки доброты».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амиржанова Галия Батырбековна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства