Просмотр содержимого документа
«Фронтальное занятие по коррекции недостатков развития речи. Тема: Дифференциация звуков Д и Т »
ТЕМА: “Дифференциация звуков Д и Т
Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Д и Т.
Профилактика дисграфии и дизорфографии. Воспитание чувства
доброты и дружбы.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: -уточнить артикуляцию звуков д-т; учить соотносить звуки с буквами -учить различать зв. изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;
-учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
-развивать навыки слогового анализа и синтеза;
-учить устанавливать причинно-следственные связи.
- подбор однокоренных слов на парные согласные в конце слов.
2. Коррекционно-развивающие: -развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; -развивать ФФП; -активизировать словарь по теме: «Жизнь дана на добрые дела»;
-закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
- знание цветов радуги.
3. Коррекционно-воспитательные: -воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке
- формирование умения работать в сотрудничестве;
-побуждать обучающихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;
-развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить выделять нравственную сторону в поступках героев; воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Оборудование.
буквы т, д., для мелкой моторики: носовые платочки и целлофановые мешочки, зеркала, звуковые линейки, рис. детей – радуга, лепестки цветка разного цвета, табл. глухо-звонкий зв., схема подбора проверочных слов, предметные картинки: уточка, удочка и др. со зв. Т и Д. Таблица (вдох – выдох). Презентация. Иллюстрации к рассказу В.Осеевой «Три товарища».
Ход занятия:
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Как называется наш урок? ( Развитие речи) -Что мы будем делать на уроке? (Слушать, смотреть, думать, писать, говорить) показ действий.
Психологический настрой:
Игра –приветствие «Рукопожатие через океан»-
Добрый день! Пара пожимает правую руку Рад тебя видеть! Хлопают друг друга ладошками Наконец-то встретились! Встречаются мизинчиками. Будем жить дружно и весело! Указат. и средним пальцами Если что, я тебе помогу! «бегут» по плечу соседа
и похлопывают ладошкой.
Введение в тему:
-Послушайте стихотворение и скажите, о чём будет разговор:
Слово это серьёзное
Главное важно то, что значит оно.
В нём забота и ласка
Тепло и любовь
В нём стремленье на помощь
Прийти вновь и вновь.
И оно поважнее,
Чем лица красота
Догадались что это?
Сердец ДОБРОТА!!!
-Звуковой анализ слова «ДОБРОТА» с использованием звуковых линеек.
1 звук - Д, предпоследний - Т. (найти эти буквы в кассе, обозначение символами: Д – дятел, Т – молоток)
- Тема нашего занятия: Доброта. Звуки Д и Т, сравнение их, учиться подбирать родственные слова, умение это пригодиться в усвоении орфограммы.
-Мы с вами отправляемся в страну добрых дел и поступков, узнаем с вами, кого можно считать добрым человеком.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- Нужно сложить лепестки, чтобы получился волшебный цветик-семицветик. Складывать лепестки надо, по цветам радуги (рис. детей). А когда мы по ходу урока его наконец-то соберём (выполним задания) - вы почувствуете, как волшебная сила перейдёт к вам. Она поможет вам в жизни.
1 лепесток (красный)
- Для того, чтобы четко и красиво говорить нам нужно делать
Артикуляционную гимнастику для языка.
«Сказка о веселом язычке» (презентация).
“Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре, пять минут лежит. Посмотрел по сторонам. Побегал из стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз.
«Качели», «Маляр»,
«Дятел», «Молоточек»,
«Лошадка», «Грибок».
- Упр. на дыхание:
Воспитание нижнедиафрагмального дыхания: упражнение «Шарик». Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5 счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик: Ф –Ф-Ф…
И опять задерживаем дыхание.
Упражнение: «Сова летит»
Вдох - поднять руки до горизонтального уровня.
Выдох с произношением «шшш» - опустить руки.
- Сделайте вдох через нос и вдохните всю доброту и хорошее настроение,
- выдохните через рот - все обиды, зло и огорчения. ТАБЛИЦА-СХЕМА: (Можно менять ноздри - правую, затем левую)
-Зарядка для губ и голоса:
- Произносим шепотом, четко артикулируя губами: А – О – У – Э - Ы
- Спокойным голосом, плавно: А – О – У – Э - Ы
- Низким голосом, как ревет медведь.
- Высоким голоском, как зайка.
2 лепесток (оранжевый).
Сравнительная характеристика звуков.
-Дайте характеристику нашим звукам
Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)
Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.
Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука Д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук Т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.
-Какой вывод можем сделать?
Вывод: Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.
ЭТО ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.
Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос (СХЕМА).
3 лепесток (жёлтый)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
Сигнальные карточки ( опр-ние звука в слогах):
Ту , до, ат, ду, да, ти, де.
Игра «Разложите картинки» (опр-ние звука в словах):
На доске слово «у. очка»: - какую бы вы вставили букву?
- Если вставим Д, какое слово получится? (удочка)
- Можно ли вписать другую букву? Что тогда получится? (уточка)
- Видите, можно вписать и ту и другую букву. Вам неизвестно, какое слово я хотела образовать.
Показ написанного заранее предложения «Мальчик ловил рыбу уточкой».
- Прочитайте это предложение.
Дети определяют, что так говорить и писать нельзя, нужно написать
«Мальчик ловил рыбу удочкой».
Предложение: «Удочка весело крякала».
Дети определяют, что так нельзя говорить и писать (исправляют).
Слово «удочка» и «уточка» отличаются только одной буквой.
Если допустить ошибку, то изменится смысл всего предложения.
ДРУГОЙ ПРИМЕР: Не любитТома
Сидеть дома. и др.
4 лепесток (зелёный) ФИЗМИНУТКА под скороговорки:
Топали да топали
До тополя дотопали
До тополя дотопали
Да ноги –то оттопали!
-Дождик, дождик не дожди ( за руки держась бегут по кругу в одну сторону) -Дождик, дождик подожди ( затем в другую сторону)
- Самомассаж лица:
Кап-кап-кап капают капли на лицо.
Стираем с лица капельки дождя (лоб, нос, губы).
-Пальчиковая гимнастика:
- Как можно поздороваться в разное время суток? Почему желать добра так приятно? (добрый день, доброе утро, добрый вечер)
При каких пожеланиях мы используем слово добрый?
( Будьте добры. Доброго здоровья. В добрый путь.
Добросердечный, добродушный, добросовестный)
- Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?
Фигура: «Сердце» - большие и указательные пальцы в виде сердечка.
- У меня есть «платочек дружбы», который я раздам вам.
Задание: комкать , начиная с уголка, носовой платок так чтобы он весь уместился в кулачке и называть добрые слова. Подарить его детям на память об уроке.
Затем так-же поступить с полиэтил.мешочком, называя плохие слова и затем выкинуть всё плохое с мешочком в мусор навсегда.
5 лепесток (голубой) разработали пальчики и приготовились писать.
Грамматика: подготовка к изучению орфограммы о парных согласных.
Словоизменение и словообразование:
Игра на подбор одокоренных проверочных слов на написание парной согласной в корне слова: « много – нет – ласково - один»
годы – года - годик - год самолёты –самолёта- самолётик-самолёт
6 лепесток (синий)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
Вывешивается сюжетная картина к рассказу ( случай из жизни.)
Валентина Осеева Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
-Сколько было друзей? (Трое)
-Какой совет давали друзья?
- А как поступил ученик ?
( Ребята приходят к выводу, что ученик не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)
- Мальчики были жадные, холодные и безразличные к чужой беде.
- Каким был Володя?(внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)
- Кто оказался настоящим другом? (Володя.)
- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
(С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.)
-Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА.
- Какоё настроение вы испытали, вспоминая этот рассказ (грустное, жалость, сожаление и в то-же время, облегчение т.к. Витя не остался голодным).
КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ПОСЛОВИЦ ПОДХОДИТ ПО СМЫСЛУ?
Жизнь дана на добрые дела.
Доброму везде добро.
Друзья познаются в беде.
- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет – это хорошо, а дело лучше.
7 лепесток (фиолетовый)
Просмотр презентации О ДОБРЫХ ДЕЛАХ:
«А как я поступил бы я?»
- какие добрые дела вы совершили? (ответы детей)
3. ИТОГ:
Ученики переворачивают лепестки цветка на доске , на обратной стороне которых получается слово «ДОБРОТА».
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идёт: по дороге «добра» или по дороге «зла». У доброго человека и слова, и дела добрые.