Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Навык письма — трудности обучения" (1 класс)»
Консультация для родителей первоклассников.
Тема: "Навык письма — трудности обучения"
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы. (Нет проблем у 10 чел в классе!!!!)
Какие могут быть трудности в обучении письму? [1]
№
Трудности, с которыми сталкиваются ученики
Причины затруднений
1
Плохая каллиграфия
Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради) Леворукость Плохо развиты мелкие мышцы пальцев Нарушение пространственных представлений и чувства ритма
2
Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги
Слабо развит фонематический слух, зрительная память Нарушение зрительно- моторных координаций
3
Пропуск, замены, перестановки букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию
Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи
4
Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы
Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память
5
Медленное чтение
Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие
6
Медленный темп работы
Медлительны по природе, неготовность к школе,
7
Не запоминают правила, стихи, предложения
Неготовность к школе, слабое речевое развитие
8
Допускают ошибки на правила: ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные
Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе
Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.
-Учить скороговорки и чистоговорки.
-Членить речь на отдельные слова и звуки.
Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.
- Находить звук в слове.
Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.
Называть слова, которые начинаются со звука А.
Обратиться за консультацией к логопеду.
Развитие пространственных представлений.
Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:
- Размещение геометрических фигур.
Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.
- На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.
-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.
Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ и т.д.
- Заучивание стихов.
Применять списывание с обязательным проговариванием вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
Медленное чтение преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.
Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе,
социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению;
третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться устной речью».
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем предмет, например, арбуз и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:
А - ароматный
Р - рука
Б - большой
У - умница
З - звук
Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет: «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.
Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.
Звонкие - глухие согласные дифферецируются по артикуляции,по движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме.
Набор игровых моментов способствуют положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
К сожалению, в современных программах обучению грамоте резко сокращено время на формирование навыка письма, что резко ухудшило его качество. Причем нарушена не только графика, но и грамотность, так как форсирование письма и сокращение времени на обучение снизили возможность формирования эффективного механизма звуко-буквенного анализа, использования правил и т.п.
До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать» (то есть не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребенка не только бессмысленно, но и вредно.
Как формируются осознанные действия?
Надо объяснять, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей; деталей и элементов буквы.
(элементы букв, шуточные названия элементов…)
Дома: конструировать буквы из элементов
Трудности обучения письму на начальном этапе
Виды трудностей
Возможные причины
1
Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
недостаточная сформированность зрительной памяти;
несформированность механизмов организации деятельности;
недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования);
форсирование темпа обучения
2
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента