Конспект данного занятия составлен для факультативного курса по развитию речи. В разработке занятия отличительной особенностью подачи материала является использование различных игровых приёмов, которые знакомят учащихся со словами - синонимами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Слова - друзья".»
Тема: Слова - друзья.
Цель: Познакомить детей с понятием "синонимы", учить подбирать слова сходные по смыслу. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. Развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: иллюстрация ёжик, карточки с названиями антонимов; предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Задание "Подумай и ответь".
- Какую косу нельзя заплести? (Косу для скашивания травы.)
- Какой лук не употребляют в пищу? (Оружие)
- Каким ключом не откроешь дверь? (Гаечным и родниковым.)
- Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъёмного.)
- В каких лесах не растут деревья?(В строительных.)
2. Введение в тему.
- Сегодня мы поговорим о словах - друзьях. Они различаются по звучанию, но называют один и тот же предмет, одно и тоже действие. Называются такие слова синонимы.
3. Справка для учителя:Синонимы - слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения. В русском языке есть слова, которые имеют целый ряд синонимов, например слово КРАСНЫЙ (алый, огненный, кирпичный, пурпурный, багряный, малиновый и т.п.)
Послушайте стихотворение:
Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём...
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
- Найдите в стихотворении слова – "друзья". А ещё их называют синонимы. (На доске вывешиваются карточки - ответы).
4. Игра "Скажи по-другому".
На доске предметные картинки (дорога, доктор, дом, автомобиль, труд, мороз, еда, метель, конь).
- Подберите подходящую картинку к стихотворению и назовите её, другими словами.
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это... (дом, жилище)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит… (автомобиль, машина)
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас … (мороз, холод)
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что- то…(еда, пища)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (метель, пурга, вьюга)
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (конь, лошадь)
5. Игра "Найди друзей".
- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Худой Аккуратный
Огонь Скупой
Чистый Скакать
Прыгать Тощий
Бросать Пламя
Жадный Кидать
(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
6. Задание "Подбери точное слово".
- Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. Вот послушайте что бы получилось.
Мальчик бежит. Ручей бежит. Мышка бежит.
- Рассмотрите сюжетные картинки и составьте предложения по ним.
(Мальчик несётся по площадке. Ручей весело журчит. Мышка убегает от кошки.)
Вертолёт сел. Солнце село. Ученик сел.
(Вертолёт приземлился на площадку. Солнце закатилось за горизонт. Ученик сел на место.)
- Молодцы, подобрали точные слова.
- Какой вывод можно сделать?
- Одинаковые на первый взгляд слова могут иметь совершенно разные синонимы, так как различны по значению.
7. Физкультминутка.
8. Задание "Опиши предмет".
- Опишите предмет и при этом употребит как можно больше слов –синонимов.
На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Лиса – рыжая, хитрая, плутовка, воровка, хвост пушистый, длинный, яркая, густая, пушистая шерсть. Её многие звери боятся, опасаются.
9. Игра "Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем".
Учитель предлагает детям по-очереди показывать действия, остальные их называют.
Действия:
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
10. Прослушивание сказки.(упражнение на внимание;)
- Послушайте сказку про ёжика и его друзей -зверюшек, которые решили устроить праздник. Подберите подходящие слова - друзья. (чтение с остановками;)
Жил-был один маленький ёжик. Он был очень вежливый . Ёжик трудился прилежно и у него было много приятелей . Жизнь у зверей была нелёгкая , и поэтому все ходили какие-то невесёлые . И тогда как то раз зверюшки решили устроить себе веселье . Все пришли красивые , начали скакать, крутиться , плясать , хохотать – и всем стало хорошо .
Слова для справок: небольшой, воспитанный, усердно, друзей, тяжёлая, грустные, однажды, праздник, нарядные, прыгать, вертеться, танцевать, смеяться, весело.
- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
11. Работа в тетради.
Задание №1. "Выучи стихотворение".
Лежит ёжик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Задание №2. "Жил-был один маленький ёжик". (раскрась)
Задание №3. "Подчеркни по три".
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
12. Подведение итогов занятия.
- Закончи предложения:
Синонимы - это слова, которые…
Если бы не было таких слов приятелей…
Мы знаем такие слова - друзья…
Источники:
1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. Для 2 класса общеобразовательной школы - Алматы: "Атамұра", 1998. - 144 стр., - илл.
2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 1 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.