Данная разработка позволит в доступной и интересной форме познакомить первоклассников с тяжелым и очень почетным трудом хлеборобов.Дети получат представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратят внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Занятие позволит закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Кто нам хлеб растит" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа №2» села Волчиха
Конспект классного часа
Тема: «Кто нам хлеб растит?»
Составитель: Гоф Валентина Петровна
учитель нач. классов
Село Волчиха 2014 г
Тема: «Кто нам хлеб растит?»
Цель: Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Задачи: - Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; - Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь - Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
Предварительная работа: Заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме: Марийская народная сказка «Лепешка», Ю.Жадовская «Нива, моя нива», Плещеева «Осенью», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб», Е. Трутнева «Золотой дождик», Н. Семенова «Хлебушко», С. Дрожжина «Каравай». Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".
Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Рисование по теме.
Оборудование: технологии ТСО компьютерная презентация на тему «Кто нам хлеб растит?»
раздаточный материал.
Методы и приемы использованные на занятии:
- информационно– рецептивный метод,
- словесный метод,
- наглядный метод,
- практический метод.
Ход занятия:
1. Орг. момент. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
Сегодня я вас приглашаю в очень увлекательное и познавательное путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Основная часть:
- Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?» Подбор определений к существительному. (Дети по цепочке называют определения, например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Ребята, а кто знает, откуда к нам на стол хлеб пришел? ( с магазина) - Скажите мне кто знает, из чего делают хлеб? (из муки) - А что такое мука, из чего её получают? (из зерен)
- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы знаете, что это за профессия. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … (слайд №1)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Трактористы пашут землю да приговаривают:
«Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька – будет белый хлеб».
- Как вы думаете, что означают эти слова?
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять!
(слайд № 2)
К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Но не всегда человеку помогала сильная техника, были времена, когда люди пахали, сеяли вручную.
(слайд № 3)
- Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза) - Вот пшеница взошла.
(слайд № 4)
Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
(слайд № 5)
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. Что означает это слово? (Дети повторяют слово хором и индивидуально).
И на поле выходят другие машины. Кто знает какие? (комбайны).
Что же делает комбайн?
Кто работает на комбайне?
(слайд № 6)
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Во все времена, профессия комбайнера ценилась и славилась, про комбайнера слагали песни и снимали фильмы.
(слайд №7; фильм )
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
(слайд № 8)
- Как вы считаете на этом работа хлебороба заканчивается, поле ведь уже убрано?
(слайд № 9)
- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? (мельница)
(слайд №10)
Правильно, и там зерно мелют в муку.
Ребята, а куда потом отправляется мука?(на хлебозавод, пекарню).
(слайд №11)
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай» (Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Меше, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку) Переваливай, валяй.(2 раза)
- И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?(Булочки, печенье, торты, пироги, сухари).
дидактическая игра «Что пекут из муки?» (интерактив)
- Давайте внимательно посмотрим на предметы изображенные здесь и разберемся, что приготовлено из муки, а что нет. А как все эти продукты называются одним словом?(Хлебобулочные изделия). - Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. А почему так говорят? Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл). «Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба».
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи» «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда». Итог:
- Дети, вы запомнили какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут). У вас на столах карточки - разложите их в правильной последовательности. - Какие машины помогают хлеборобам?(трактора, комбайны, грузовые машины). - Как нужно относится к хлебу? (бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать).
Рефлексия:
- Подумайте, и скажите « Я не знал…- теперь знаю…
- Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.