Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.
Итак, «здравствуйте, девочки», «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать», «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».
- Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.
Сегодня мы собрались нашей дружной компанией, чтобы поговорить о том, без чего мы не сможем существовать и развиваться, об очень важном в нашей жизни. Но…вначале давайте послушаем сказку.
1.2. Сказка «Приятное - неприятное поле».
На одном поле росли цветы. Каждый из них был счастливым, добрым, радостным цветком. Они помогали друг другу, учились друг у друга и никогда не ссорились. Любому человеку нравилось отдыхать на этом поле, там было уютно, красиво, тепло, спокойно. Цветы приносили всем радость. На другом же поле рос один очень красивый, но очень грустный цветок. Вокруг никого не было, люди стремились обходить стороной.
- Почему цветок был грустным? (С ним никто не хочет общаться.)
1.3. Упражнение «Коллективный рисунок».
Возьмите в руки 1 фломастер. Попробуйте вместе нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 фломастер, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка).
– Расскажите, что вы нарисовали.
– Удалось ли вам это сделать хорошо?
– Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
– А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
- Ребята, что мы сейчас с вами делаем?
- Что же такое общение? Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Дети называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя… Каждый из нас живет среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми, знакомыми и незнакомыми. Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение.
Часто бывает так, что общение приносит нам неприятности. С вами такое бывало? Как вы думаете, из-за чего это происходит? Чаще всего это происходит, из-а отсутствия культуры общения.
Давайте посмотрим, почему никто не хочет общаться с нашим цветком, ведь он такой красивый.
Нужно рассмотреть картинки с его качествами и ответить на вопрос: «Почему у него нет друзей»?
Грубиян – обзывается, говорит другим гадости;
Эгоист – думает только о себе;
Невоспитанный – не хочет соблюдать правила поведения;
Злой - делает больно другим, дерётся, решает все вопросы кулаками;
Жадный - не хочет ни с кем делиться;
Равнодушный - не сочувствует горю, не помогает в беде;
Пустослов - обещает, обещаний не выполняет;
Ребята, какие чувства вы испытываете к этому человеку?
(Неприязнь, неприятные чувства, желание помочь).
Вы хотите ему помочь?
Давайте возьмем его с собой в путешествие.
Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть секреты общения и будем учиться общаться правильно. Для этого мы отправимся на один необычный архипелаг. Вы знаете, что это такое
(группа островов, расположенных недалеко друг от друга).
1.4. Упражнение «Собери слово».
Предлагаем выделить в каждом слове первый звук:
О – объединение
Б – близость
Щ – щедрость;
Е – единение;
Н – необходимость;
И – искренность;
5. Сообщение темы занятия.
Тема нашего занятия «Архипелаг общения».
II. Основная часть.
2.1. Остров «Имя».
-Давайте познакомимся с жителем этого острова.
2.1.1. Упражнение «Твое имя».
Давайте знакомиться
Понятие «ЭТИКЕТ».
Люди живут все вместе, в одном обществе. И чтобы друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, работать, отдыхать, каждому надо соблюдать правила, называемые этикетом.
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени. Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлением о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
-А как тебя называют родные?
-Назовите полное имя. (Владимир, Светлана, Ольга, Елизавета, Николай)
- А его зовут этикет. Кто знает, что это такое (дети дают определение).
2.1.2. Обсуждение ситуации.
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой!” “А ты как его зовешь?” - спросила мама. – “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя. Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
НАЗЫВАЙ СОБЕСЕДНИКА ПО ИМЕНИ, И ОН БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕБЕ ТАК ЖЕ!
2.2. Остров «Внимание».
2.2.1. Видео «Завтрак для мальчика».
- Можно ли назвать детей внимательными
2.2.2. «Угадай сказку».
– Сейчас я буду зачитывать строки из сказок, а вы мне назовете имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое яичко, не золотое – простое.
Не тужи, Иван – Царевич, Ложись лучше спать,
Утро вечера мудренее.
Не печалься, ступай себе с Богом! Будет твоя старуха царицей.
Ребята, давайте жить дружно!
– Быть внимательным к людям, это значит не быть безразличным к ним. Старайтесь не обижать окружающих вас людей ни делом, ни словом. Слово, порой, ранит больнее.
2.2.3. Стихотворение Душана Родовича “Друзья”.
Если плачет кто–то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: “Почему?” Это, дети, сделать надо – Плохо плакать одному.
2.2.4. Упражнение «Самый внимательный».
Дети становятся в круг и одновременно говорят любое слово. Ведущий должен запомнить, кто что сказал.
2.3 остров «Доброта».
2.3.1. Чтение и обсуждение басни «Белка».
- Послушайте басню и ответьте на вопросы:
В чем нравоучительный смысл басни?
Чему она учит?
“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
– С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. Необходимо всегда думать, прежде, чем что-то говорить.
2.3.2. Игра «Подари добро».
Передавать по кругу сердечко и говорить добрые слова.
2.4. Остров «Физминутка»
2.4.1.А теперь давайте поиграем. Все встали.
Присядьте 3 раза те, кто всех называет по имени.
Похлопайте те, кто никого не обижает.
Потопайте 3 раза те, кто всегда слушает внимательно собеседника, не перебивает.
Покружитесь те, кто использует в своей речи волшебные слова.
Вежливость - необходимое условие общения. Обратите внимание на слова:
Вежливость −это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
2.5.2. Задание «Закончи строчку».
-Посиди со мной, сестра!
Почитай мне, будь…(добра).
-Хоть конфеты не очень полезны,
Принесите их, будьте…(любезны).
-На меня отцу не жалуйся,
Я прошу тебя,…(пожалуйста).
-Вот чай, кусочек бисквита,
Приятного…(аппетита).
-Ты мне помог!- я говорю.-
Мой друг, тебя…(благодарю).
-Забыл я книжку принести!
За это ты меня…(прости).
-Печально сказали мы дяде Никите:
-За чашку, разбитую нас…(извините).
-Навстречу мне идет сосед,
Я поздоровался: «…!» (привет)
2.5.3. Видеоигра с Лунтиком «вежливые слова».
БУДЬ ВЕЖЛИВ, И У ТЕБЯ БУДЕТ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Ситуация. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям: “Здравствуйте!”)
2.6. Остров «Бумеранг».
2.6.1. Чтение сказки «Про глупого бегемота».
2.6.2.Обрывки фраз.
А мы неумолимо приближаемся к острову «Бумеранг»
- Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но почему остров носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать!
Тут на этом острове мы нашли дневник одного мальчика. Отдельные фразы стёрлись от времени. Послушайте обрывки фраз и попробуйте отгадать их окончания.
1. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: … что тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
2. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что я тоже ставил подножки одноклассникам и смеялся, когда они падали.
3. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
4. «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие
- Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стёртых фраз. И какое золотое правило нарушил мальчик?
Примерный ответ:
- Человеку бумерангом возвращается все его плохие поступки.
- Всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.
- Этот мальчик нарушил золотое правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Ну, нам пора возвращаться.
III. Подведение итога занятия.
3.1.Упражнение «Радостный цветок».
Посмотрите, ребята, цветок стал весёлый. Почему (у него появилось много друзей). Мы постарались помочь ему воспитать в себе эти качества. Перечислите качества, которые помогают общаться.
3.2. Упражнение «Приятно пообщаться».
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается, и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.
Отзыв.
24 мая 2018 г. в ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» воспитателем Н.С. Кравченко было проведено занятие «Архипелаг общения», направленное на формирование у детей конструктивных навыков общения. Для возрастной группы 7-10 лет. Занятие было очень содержательным, включало в себя разнообразные виды деятельности и проводилось в форме путешествия. Для реализации цели занятия педагогом были поставлены следующиезадачи:
- систематизировать и обобщить знания воспитанников по теме, познакомить
с понятием «этикет»;
- развивать межличностные отношения посредством изучения основных
правил общения;
- воспитывать чувство доброжелательности, внимания к окружающим.
Дети отправились на архипелаг Общения, чтобы познакомиться с основными правилами общения. На стене была большая карта с островами, название которых соответствовало правилам, с которыми должны были познакомиться дети. В игровой форме воспитанники познакомились понятием «Этикет» (это был игровой персонаж, который стал проводником на протяжении всего занятия). Такая организация занятия способствовала поддержанию положительного эмоционального настроя детей, повысила их активность и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Воспитателем были применены информационно-коммуникационные технологии. В качестве средств наглядности педагог подготовила презентацию, использовала компьютерную игру «Лунтик», видео «Завтрак для мальчика», видео к физминутке, музыкальное сопровождение. Были соблюдены требования к размещению и использованию ИКТ оборудования. Применение компьютерных технологий мотивировало воспитанников к положительному настрою в работе. Материал подобран грамотно, с учетом возрастных особенностей детей.
Содержание занятия было понятно и доступно детям. Поставленные задачи были успешно выполнены.
Заведующая реабилитационным отделением Е. В. Попова