Педагог: Сегодняшнее занятие мне хочется начать со слов великого русского поэта А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
О какой поре пишет поэт?
Учащиеся: Об осени.
Педагог: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.
Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.
Педагог: А что мы называем природой? Перечислите все то, что относится к природе.
Учащиеся: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.
(Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)
Педагог: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.
Учащиеся: Неживая и живая природа. Ребята, в течение занятия мы с вами будем составлять панно
(панно – ватман с заранее нарисованной полянкой и хмурым небом с капельками дождя)
Педагог: Два дня назад “небо прохудилось” и пошел осенний дождь.
Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
Учащиеся: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару
(прикрепляем на панно человечка под зонтом)
Педагог читает стихотворение:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто – розовый –
Кленовый.
Педагог: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
Учащиеся: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.
Педагог: Летом солнце на небе было высоко, потому оно грело жарче, сильнее. А сейчас солнце расположено ниже к земле, поэтому оно греет слабее и на улице становится холоднее.
Педагог: Почему осенью не видно солнца?
(прикрепляем солнце в тучках)
Летят орлицы по синему небу, Крылья распластали, Солнышко застлали.
Педагог: Часто ли плыли облака по летнему небу?
Учащиеся: Нет, редко.
Педагог: Кого они вам напоминают?
(Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)
Педагог: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живет, Налетит — деревья гнет. Засвистит — по речке дрожь, Озорник, а не уймешь
Педагог: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.
(Для педагога. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)
Педагог: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
ВЫВОД: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.
ФИЗМИНУТКА
Педагог: А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка – физкультурная разминка! А так как мы с вами «путешествуем» по осеннему лесу, то и тема разминки будет осенняя: выходите ребята из-за парт. Встаньте между рядами так, чтобы всем было место для выполнения упражнений. Повторяем за мной слова и упражнения. Учащиеся повторяют за учителем слова и упражнения. Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. Все присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз. Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу. Дети расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью походку вперевалку, наклоняются «за ветвями», «строят берлогу».
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло. Становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки. Носит белка целый день про запас грибы в дупло. Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло. Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам. Бег трусцой на месте. Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса. Дети изображают осторожно крадущуюся лису. Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко. Срывают с верхних веток орехи и прячут их внизу в мох. Хвою щиплют глухари. Кистями рук делают щипковые движения. Зимовать к нам прилетели северяне-снегири. Дети делают махи руками и присаживаются на корточки.
Педагог: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о деревьях.
Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки.
Назовите признаки, по которым отгадали.
Учащаяся читает стихотворение:
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко – желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается!
(Для педагога. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов.
Педагог:
В красном платьице девица Вышла с осенью проститься, Осень проводила Платье снять забыла.
Учащиеся: Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.
Учащийся читает стихотворение:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Педагог: Что же это за девица?
Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.
Учащиеся: Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.
(Для педагога. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель — два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)
ПЕдагог: Молодцы, отгадали все загадки правильно. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?
Учащиеся: Это деревья. На какие две группы мы делили деревья?
(Лиственные и хвойные)
Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. А как называется явление природы, когда деревья сбрасывают листья?
Учащиеся: Листопад.
Ученик читает стихотворение:
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
Но какой же лес без птиц и зверей? Они тоже готовятся к зиме. А как они готовятся?
ВЫВОД: Меняют мех на зимний, некоторые птицы улетают на юг, готовятся к зимней спячке, делают запасы на зиму.
Педагог: Все верно!
Давайте заселим наш лес животными
Кто забыв про все тревоги
Спит зимой в своей берлоге?
(прикрепляем на панно фигуру медведя)
В дупле живет
Да орешки все грызет?
(прикрепляем фигуру белку)
Это что за зверь лесной?
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши – больше головы?
(прикрепляем фигуру зайца)
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …
(прикрепляем фигуру лисы)
По завершении оформляем выставку картин
Педагог: Промелькнулобыстро лето
Пробежало по цветам, За горами бродит где-то И без нас скучает там. В двери к нам стучится осень, А за осенью — зима Мы ее не ждем, не просим, А она идет сама.
Педагог: Грустим ли мы с вами о лете?
Учащиеся: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.
ПЕдагог: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе?
Рефлексия: Посмотрите на этих Пушистиков и покажите, с каким настроением вы уходите с занятия.