Подготовка рабочего места, необходимых инструментов и материалов, инструктаж по технике безопасности при работе с колющими режущими инструментами: ножницами, циркулем, шилом и клеем, ознакомление с целями и задачами занятия.
2. Основная часть
Теоретическая часть:
- Изложение нового материала.
Первыми часами для человека было Солнце.
Первым прибором, созданным человеком для измерения времени стали солнечные часы.
Для работы часов используются достаточно постоянные периодические процессы.
В зависимости от их вида различают солнечные, огневые, цветочные, водяные, песочные, с гирями, маятниковые, кварцевые и атомные.
Особо благоприятные климатические условия для измерения времени с помощью солнечных часов имел Египет. Там и были изобретены первые солнечные часы в XV веке до н.э.
Солнечные часы работают только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток. По конструкции подразделяются на горизонтальные, экваториальные, вертикальные. Все они состоят из стержня или пластины, отбрасывающее тень, и циферблата, на который тень падает, указывая истинное время.
У экваториальных солнечных часов стрелка-стержень установлена четко вертикально, а сам циферблат наклонен к поверхности земли на угол широты места установки таких часов. Вертикальные солнечные часы обычно крепят на стенах домов. В конструкции горизонтальныхсолнечных часов циферблат располагается горизонтально, а форма плоской стрелки, расположенной в центре, зависит от географической широты местности, в которой часы используются. Она представляет собой треугольник, перпендикулярный плоскости циферблата направленный на север, а одна из его сторон наклонена на угол, равный географической широте места установки часов. Циферблат часов располагается горизонтально и разделен на 12 частей. Цифры, указывающие часы могут быть арабскими или римскими.
Наш город расположен на координате 43 градуса северной широты. Следовательно, угол наклона стрелки составит 43 градуса.
- Устное описание изготавливаемой модели;
Солнечные часы состоят из плоской стрелки, отбрасывающей тень на циферблат. Вам предлагается шаблон стрелки, соответствующий нашему географическому положению. По краю циферблата на равном расстоянии друг от друга расположены цифры. Мы будем использовать римские цифры. Для равномерного расположения цифр разделим окружность, описывающую круг циферблата на 12 частей с помощью циркуля и угольника.
Практическое задание:
Как вы думаете что это такое?
Загадки по теме:
- Без рук, без ног, а ходят (часы).
- Всегда ходят, а с места не сходят (часы).
- Без ног, а ходят, без рук, а указывают (часы)
- С тяжестью идут, а без тяжести стоят (часы);
Сегодня мы с вами изготовим прибор измеряющий время.
- Показ готовой поделки.
Анализ образца.
Последовательность изготовления.
Предлагается изготовить из картона модель циферблата часов, обращаю внимание, что циферблат стоит делать из светлого картона для того, чтобы лучше были видны цифры, и четче была заметна тень от стрелки.
Окружность, описывающую круг циферблата, разделим на 12 частей с помощью циркуля и угольника, повторяя последовательность действий педагога. Вырезаем круг циферблата. Около каждого деления наклеиваем цифру.
По шаблону изготавливаем стрелку и приклеиваем в центре согласно инструкции.
Ориентируем часы по сторонам света, и с помощью фонарика имитируем восход солнца и его движение по небосклону. Следим за движением тени. Определяем время.
Стараемся ответить на вопрос:
Как изменится конструкция часов, используемых в южном полушарии?
(в Австралии, находящейся в Южном полушарии: тень в полдень — на юге, а Солнце — на севере; видимый путь Солнца по небосводу проходит справа налево, поэтому нумерация часов идёт против часовой стрелки)
3. Подведение итогов:
подводим итог занятия, определяем уровень достижения целей, меру участия каждого;
проводим самооценку обучающимися своей работоспособности, выясняем причин некачественной работы
проводим разбор ошибок и возникших трудностей;
поощрение за активность, самостоятельность и проявление инициативы в ходе занятия.
Апресов Сергей. В ритме солнца: Солнечные часы. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.popmech.ru/science/8900-v-ritme-solntsa-solnechnye-chasy/ -Загл.с экрана.
Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1982. - 158 с.
Иллюстрация "Солнечные часы" в Большой Советской Энциклопедии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/particle026172.html - Загл.с экрана.
Мир и человек. Географический атлас для детей. – М.: ПКО «Картография», 1991 г.-72 с.
Морохин В.Н. Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки. - М.: «Высшая школа», 1986.-352 с.
Нуждина Т.Д. Чудо всюду. Мир вещей и машин. Энциклопедия для малышей. – Ярославль: Академия развития, 1998.- 287 с.