2.Мотивацион-ный 2,5 мин. | Словесный, фронтальный опрос | Актуализация знания и опыта Ребята, когда вы все были маленькими, с чем вы играли? А какие вы знаете игрушки? А вы знаете, что это за игрушка? (Филимоновская игрушка) – на слайде филимоновская игрушка. | Активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | Умение пользоваться полученной информацией |
4.Решение учебной задачи 30 мин. | Эвристический полилог, наглядный Педагогический показ Наглядный, словесное пояснение Демонстра-ционный, практический Инструктаж Самостоятельная работа | Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: Шёл дед по дороге. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развивалось еще гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. На слайде филимоновская игрушка: Какую форму имеет филимоновская игрушка? (Вытянутую). Какие преобладают в ней цвета? (Желтый, красный, зеленый, синий). Каким узором украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги). В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Как вы думаете, что обозначает круг (солнце), треугольник (земля), елочки (символ растительности и плодородия)? Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. -Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений, дарят на свадьбу. Конь — олицетворение всего живого, символ воды. Солнца, пладородия. Птица — рассвет, пробуждение Земли. Тренировка в изображении элементов, роспись игрушки: А сейчас давайте потренируемся в изображении элементов филимоновской росписи (линии, точки, круги). Теперь я покажу вам, как украсить наше животное (пед.показ): сначала я пятном изображаю копытца, для этого беру красный цвет. Затем красным цветом изображаю среднюю линию. Теперь я украшу лошадь: изображаю горизонтальные линии, для этого я возьму красный цвет, изображаю их на одинаковом расстоянии, но оставлю место, чтобы затем сделать зеленые линии. Также беру красный цвет и изображаю вертикальные чуть закругленные линии вдоль туловища. А теперь внимательно послушайте, в какой последовательности мы будем выполнять работу. На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди обводите его, вырезаете и украшаете животное, затем мы поместим их на наше панно. | Наблюдают за объектами; Высказывают свои мнения по теме; Аргументируют свое мнение; Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания Слушают и Воспринимают задание | Умение наблюдать, делать выводы, внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать Умение следить и усваивать практические приёмы работы Умение принимать учебную задачу |
5. Итоги урока Рефлексия 5 мин. | Словесный Демонстра-ционный | 1). Итоги темы. Итак, ребята, мы завершили с вами работу. Посмотрите, какие замечательные и необычные игрушки у вас получились! Что необычного в них? Молодцы! Что мы с вами делали сегодня на уроке? Сложно ли вам было выполнять работу? В чем были сложности? | Осматривают выставку, анализируют качество выполнения задания; | Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |