Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа для учащихся 3 класса»
КЛЁСТ
Клесты, щеглы, чижи, снегири – всем известные птицы, обитающие в России. Клюв у клестов перекрещивается, что является отличительной особенностью внешнего вида этой птицы от других пернатых. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца, а затем пытались вытащить даже гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».
Ещё клестов часто сравнивают с попугаями, потому что они такие же яркие. Подобно попугаям, клесты используют клюв для лазания по деревьям, даже висят вниз головой и при этом клюют семена. Скрещенные кончики клювов нужны клестам. Ими они легко раскрывают чешуйки шишек и выбирают из них семена. У птенцов клюв прямой. Таким клювом ни одного семечка из шишки не достать, поэтому родители довольно долго кормят малышей, пока кончики клюва у них не загнутся. Только тогда птенцы смогут сами вскрывать шишки.
В жизни клестов много удивительного. Птенцов они выводят в разгар зимы, в феврале. Дело в том, что вывести потомство клестам необходимо до тех пор, пока весной не раскрылись шишки сосен и елей и не высыпались из них семена. Иначе не хватит корма для птенцов!
Как же клёст уберегает свои яйца и птенцов от лютой зимней стужи? Птица вьёт гнездо под выступающими ветками хвойных деревьев. Стенки гнезда толстые, внутри выстланы шерстью и перьями. С внешней стороны в него вплетён мох, который приносится сырым и образует снаружи гнезда плотную ледяную корку, защищающую от ветра. После откладки первых из 3-5 яиц самка уже не слетает с гнезда до тех пор, пока не оперятся птенцы, она согревает яйца, а затем птенцов теплом своего тела. Кормит всю семью самец, он прекрасный, заботливый папа. Клесты – дружные птицы, они любят летать стайками, так легче прокормиться и выжить в лесу.
Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Клёст-сосновик имеетсамый мощный и толстый клюв, потому что питается семенами сосны. Он гнездится в Скандинавии и на северо-востоке Европы и встречается реже, чем клёст-еловик. Клёст-еловик, известный ещё как клёст обыкновенный, питается семенами ели.Он населяет хвойные леса Европы, Африки, Азии, Северной Америки. Длина тела обеих птиц, достигает величины до 18 см, вес - до 57 граммов. Клюв лиственничного, или белокрылого клеста, приспособлен для раскалывания шишек лиственниц.Он обитает, главным образом, в российской тайге, Северной Америке и достигает величины от 14 до 16 см и по телосложению немного уступает клесту-еловику. У нас в России живут все эти виды клестов.
Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья. Питаясь смолистыми семенами сосен и елей, клёст так «просмаливается» за всю свою жизнь, что после смерти его тело может годами сохраняться, как будто набальзамированное. В старину это считалось одним из чудесных свойств клеста. При недостатке семян хвойных пород клесты покидают области с неурожаем шишек и находят урожайные места в хвойных лесах. Помимо хвойных семян, клесты могут питаться и сорняками, и семенами подсолнуха, склёвывают насекомых. Известны случаи, когда стайки клестов спасали фруктовые сады от нашествия тлей. А ещё они очень полезные для леса птицы, ведь до конца семена из шишек пернатые никогда не выклёвывают, оставляют их внутри. Шишки с семенами после «обеда» роняют на землю, весной семена прорастают, вот и получается, что клесты как будто лес сажают. Упавшими на землю шишками также питаются белки, мыши.
1-ый вариант
Фамилия, имя __________________________________________________
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 3.
В тексте много информации о клестах. В каких абзацах содержится материал о том, чем питаются эти птицы? Укажи номера абзацев: ________________________________________________________________
Задание 4.
Как ты думаешь, почему клесты приступают к строительству гнезда зимой? Найди в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.
Какая из птиц имеет примерно такой же размер, что и клёст? Выбери наиболее подходящий ответ и отметь его знаком .
а) лебедь; б) ястреб;
в) петух; г) щегол.
Задание 6.
Найди в первом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова, подбери проверочное слово, обозначь орфограммы.
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой и проверочное слово
Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Непроизносимые согласные
3. Парные согласные
Задание 7.
Найдите в четвёртом абзаце предложение, которое начинается со слова «После».
а) Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?
Ответ: букв о ___________, звуков [о] _________________.
б) Выпиши из этого предложения слова с приставкой с, со, выдели её. _______________________________________________________________________________________________________________________________
в) Сколько мягких согласных звуков в этих словах. Укажите их. ________
в) Сколько лет отделяет выбранный тобой год в задании под а) от года, который идёт сейчас? Ответ: ____________ лет.
Задание 9.
Чиж, обитающий в России, весит 15 граммов, а клёст-еловик – 43 грамма. Кто тяжелее 2 чижа или 1 клёст? На сколько? Реши задачу, запиши пояснения к действиям.
Ответ: 2 чижа ______________, чем 1 клёст, на ________ граммов.
Задание 10.
На карте полушарий цифрами 1, 2, 3, 4, 5 отмечены один из материков, на котором обитают белокрылые клесты, и омывающие этот материк океаны. Запиши их названия.
1 - __________________________________;
2 - __________________________________;
3 - __________________________________;
4 - __________________________________;
5 - __________________________________.
Задание 11.
Что нового и интересного для себя ты узнал о клестах? Напиши.
Какая из птиц имеет примерно такой же размер, что и клёст? Выбери наиболее подходящий ответ и отметь его знаком .
а) цапля; б) снегирь;
в) курица; г) коршун.
Задание 6.
Найди в первом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова, подбери проверочное слово, обозначь орфограммы.
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой
и проверочное слово
Проверяемая безударная гласная в корне слова
Непроизносимая согласная
Парные согласные
Задание 7.
Найдите в четвёртом абзаце предложение, которое начинается со слов «С внешней стороны».
а) Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?
Ответ: букв о ___________, звуков [о] _________________.
б) Выпиши из этого предложения слово с приставкой в, выдели её и слова, в которых «в» является частью корня, выдели корень.____________
в) Сколько лет отделяет выбранный тобой год в задании под а) от года, который идёт сейчас?
Ответ: ____________ лет.
Задание 9.
Чиж, обитающий в России, весит 15 граммов, а клёст-сосновик 57 граммов. Кто тяжелее 3 чижа или 1 клёст? На сколько? Реши задачу, запиши пояснения к действиям.
Ответ: 3 чижа _______________, чем 1 клёст, на ________ граммов.
Задание 10.
На карте полушарий цифрами 1, 2, 3, 4, 5 отмечены один из материков, на котором обитают белокрылые клесты, и омывающие этот материк океаны. Запиши их названия.
1 - __________________________________;
2 - __________________________________;
3 - __________________________________;
4 - __________________________________;
5 - __________________________________.
Задание 11.
Что нового и интересного для себя ты узнал о клестах? Напиши.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 3.
В тексте много информации о клестах. В каком абзаце содержится информация о том, как клесты утепляют свои гнёзда, чтобы зимой в них не было холодно птенчикам?
Укажи номер абзаца:_____________________________________________
Задание 4.
Как ты думаешь, почему после откладки яиц самка уже не слетает с гнезда, а кормит всю семью самец? Найди в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.
Как ты думаешь, длина тела у клеста средних размеров больше или меньше 1 дециметра? Найди ответ в тексте. Вспомни сколько сантиметров в 1 дециметре и сравни. Что длиннее твоя ладонь или длина тела у клеста. Ответь на вопросы, заполнив пропуски.
Ответ: Длина тела у клеста ___________, чем 1 дм. Я думаю, что моя ладонь _________, чем длина тела у клеста.
Задание 6.
Найди в четвёртом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова, подбери проверочное слово, обозначь орфограммы.
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой
и проверочное слово
Проверяемая безударная гласная в корне слова
Непроизносимая согласная
Парные согласные
Задание 7.
Найдите в четвёртом абзаце предложение, которое начинается со слов «С внешней стороны».
а) Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?
Ответ: букв о ___________, звуков [о] _________________.
б) Выпиши из этого предложения два слова с приставкой, выдели её. ________________________________________________________________
в) Сколько лет отделяет выбранный тобой год в задании под а) от года, который идёт сейчас?
Ответ: ____________ лет.
Задание 9.
Чиж, обитающий в России, весит 15 граммов, а клёст-сосновик 50 граммов. Кто тяжелее 2 чижа или 1 клёст-сосновик? На сколько? Реши задачу, запиши пояснения к действиям.
Ответ: 2 чижа _______________, чем 1 клёст-сосновик, на ________ граммов.
Задание 10.
На карте полушарий цифрой 1 отмечена страна, в которой водятся все три вида клестов. Запиши, как называется эта страна и материк, на котором она находится. Цифрами 2, 3, 4, 5 на карте полушарий отмечены океаны, омывающие этот материк. Запиши их названия.
1 - __________________________________;
2 - __________________________________;
3 - __________________________________;
4 - __________________________________;
5 - __________________________________.
Задание 11.
Что нового и интересного для себя ты узнал о клестах? Напиши.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 3.
В тексте много информации о клестах. В каких абзацах содержится информация о местах распространения и обитания этих птиц? Укажи номера абзацев: _________________________________________________
Задание 4.
Как ты думаешь, почему клювы у разных видов клестов отличаются своим строением? Найди в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.
Если среднего клеста взвесить. Как ты думаешь, что покажут весы? Выбери наиболее подходящий ответ и отметь его знаком .
а) 5 г; б) 5 кг;
в) 500 г; г) 50 г.
Задание 6.
Найди в предпоследнем абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова, подбери проверочное слово, обозначь орфограммы.
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой
и проверочное слово
Проверяемая безударная гласная в корне слова
Непроизносимая согласная
Парные согласные
Задание 7.
Найдите в четвёртом абзаце предложение, которое начинается со слова «После».
а) Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?
Ответ: букв о ___________, звуков [о] _________________.
б) Выпиши из этого предложения все слова с приставкой, выдели её. ________________________________________________________________
в) Сколько веков отделяет нас от того события, о котором говорится в начале задания?
Ответ: ____________ веков.
Задание 9.
Чиж, обитающий в России, весит 15 граммов, а клёст-еловик в среднем 45 граммов. Кто тяжелее 6 чижей или 2 клеста-еловика? На сколько? Реши задачу, запиши пояснения к действиям.
Ответ: Масса 6 чижей _______________ массе 2 клестов-еловиков.
Задание 10.
На карте полушарий цифрами отмечены материки, на которых обитают клесты-еловики, и омывающие эти материки океаны. Запиши их названия. Под цифрой 1, 2, 3 – все материки, где водятся клесты-еловики, под цифрами 4, 5, 6, 7 – океаны, омывающие эти материки.
1 - __________________________________;
2 - __________________________________;
3 - __________________________________;
4 - __________________________________;
5 - __________________________________;
6 - __________________________________;
7 - __________________________________.
Задание 11.
Что нового и интересного для себя ты узнал о клестах? Напиши.
Фамилия, имя _____________________________________________
Задания 12-13 выполняются САМОСТОЯТЕЛЬНО,
а задания 14-15 в ПАРАХ.
Задание 12.
Отметь на карте полушарий те места, где обитают клесты разных видов. Постарайся отметить не менее трёх мест обитания этих птиц. Если нужно, воспользуйся атласом или политической картой. Цифру 4 поставь там, где по твоему мнению находится Россия. Запиши, какие названия мест обитания клестов ты обозначил этими цифрами:
1 –
2 –
3 –
4 –
Задание 13.
Придумай задачу о клесте или других птицах, которая бы решалась в два действия. Запиши решение и ответ на своём листочке.
а) Возьми листок «К заданию 14», разрежь его по пунктирным линиям и вместе с другом обсуди последовательность событий в этом тексте, чтобы получилось всё связно. Составленный из фрагментов рассказ наклейте в нужном порядке самостоятельно себе на лист.
б) Прочитайте получившийся у вас рассказ. Озаглавьте его. _______________
Ответьте на вопросы по тексту.
в) Кто ест семена шишек в лесу? _____________________________________
Почему же они клестам «спасибо» не говорят? ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обсуди с другом, что означают следующие слова: скрещенные, выстлано, мох, хвойных пород (деревьев),нашествие,«просмаливаются», набальзамированное, падалица. Запиши значение двух слов разных частей речи САМОСТОЯТЕЛЬНО. Слова у тебя и друга должны быть разные.
Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.
К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!
Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.
Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.
Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след — охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола — на сучок, с сучка — на ветку. С берёзы — на сосну, с сосны — на ёлку. Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.
Методические рекомендации к проведению комплексной работы в 3 классе.
Комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной. В основной части 11 заданий по предложенному учащимся тексту, а дополнительная часть включает в себя ещё 5 заданий. Комплексная работа имеет 4 варианта основной части и один вариант дополнительной. Учитель должен решить сам, какой вариант получит каждый ученик, это зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Задания в 1 и 2 вариантах равнозначны и рассчитаны на учеников среднего уровня. Задания 3-го варианта более простые, с ними должны справиться дети, испытывающие трудности в обучении. 4-й вариант заданий для учеников с высокими результатами в обучении.
Первое задание – «Проверка скорости чтения учеников за минуту». Учитель на уроке (либо во внеурочное время) проверяет темп чтения учащихся за минуту по тексту «Клёст». Педагог фиксирует ошибки, количество прочитанных слов, занося результаты в специальную таблицу.
Список учащихся
Темп чтения
(кол-во слов в минуту)
Понимает прочитанное или нет
Допустил ошибки при чтении или нет
Баллы
(более 80 слов – 1 балл, менее 80 – 0 баллов)
1.
Если ребёнок вложился в норму (в конце 3-го класса ученик должен читать 80 и более слов), то он получает за это задание 1 балл, если его темп чтения ниже нормы, он получает – 0 баллов.
Второе задание - комплексное, состоит оно из 4 заданий, каждое из которых оценивается в 1 балл.
1балл – за умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
1 балл – за умение безошибочно списать предложение;
1 балл – за умение выделить грамматическую основу;
1 балл – за умение определить части речи.
Третье задание направлено на смысловое чтение. Оно включает в себя умение находить в тексте информацию по заданию, выбрав нужный абзац или абзацы. Оценка за это задание, если оно выполнено верно – 1 балл.
Четвёртое задание даёт возможность учителю проверить, понимает ли ученик некоторые моменты в тексте, не высказанные напрямую, умеет ли он формулировать их с опорой на текст. Оценка за это задание, если оно выполнено верно – 1 балл.
В пятом задании учащимся предлагается сравнить размеры, массу птиц разных видов, опираясь на личный опыт и на информацию, данную в тексте. Оценка за это задание, если оно выполнено верно – 1 балл.
Шестое задание проверяет умение учащихся находить нужные орфограммы, изученные в 3 классе. Шестое задание - комплексное, состоит оно из 3 заданий, каждое из которых оценивается в 1 балл.
1 балл – за нахождение слова на заданную орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова»;
1 балл – за нахождение слова на заданную орфограмму «Непроизносимые согласные»;
1 балл – за нахождение слова на заданную орфограмму «Парные согласные».
Седьмое задание – комплексное, состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается в 1 балл.
1 балл – за выполнение задания на дифференциацию звуков и букв;
1 балл – за морфемный анализ слова;
1 балл - за выделение букв мягких согласных звуков в выписанных учеником словах.
Восьмое задание – комплексное, состоит из трёх заданий. Оно проверяет несколько взаимосвязанных умений, за каждый правильный ответ даётся по 1 баллу.
1 балл – за то, что ребёнок из предложенных дат в задании выбирает то число, которое относится к описываемому событию;
1 балл – за то, что ребёнок без ошибок должен записать разрядный состав числа;
1 балл – за то, что ученик должен произвести вычисления, не сделав ошибки.
Девятое задание направлено на то, чтобы проверить у детей умение решать составную текстовую задачу на сравнение величин. Максимально за это задание ученик может набрать 3 балла, если задача будет решена верно и в вычислениях не будет ошибок, к ней будут записаны пояснения и ответ.
Десятое задание проверяет умение учащихся работать с картой полушарий, узнавать по контурной карте материки, океаны. Максимально за это задание ученик может набрать 3 балла (по 1 баллу за каждый объект).
Одиннадцатое задание в основной части творческого характера. Оно позволяет ученику сравнить то, что он уже знал о клестах из других источников и оценить новую информацию, полученную из данного текста. Соотнести и написать, что узнал нового. За это задание даётся 1 балл, так как ребёнок пишет своё мнение и оценивается здесь только грамотность и правильное изложение материала.
Максимально за 11 заданий ученик может набрать 24 балла. Можно говорить, что к концу 3-го класса он достиг базового уровня, если набрал от 10 и более баллов за все 11 заданий основной части.
В дополнительной части 4 задания, одинаковых для всех вариантов! Они направлены на то, чтобы оценить насколько у 3-классников сформированы коммуникативные действия, навыки работы в паре, умения найти информацию в других источниках.
Двенадцатое задание проверяет умение учащихся работать с картой полушарий, на основе данного текста. Максимальная оценка за задание - 3 балла и ставится она, если отмечено в правильной последовательности не менее четырёх географических объектов.
В тринадцатом задании ученикам надо самостоятельно составить математическую задачу в два действия и решить её. Максимальная оценка – 3 балла.
Четырнадцатое задание проверяет комплекс умений по чтению и русскому языку. В задании надо восстановить деформированный текст Николая Сладкова «Как клесты заставили белок по снегу прыгать», озаглавить его, ответить на ряд вопросов по тексту. Максимальная оценка за это задание – 6 баллов.
Пятнадцатое задание предполагает работу в парах. Результаты его выполнения на общую оценку работы не влияют. Можно дополнительно оценить его в 2 балла.
Максимальная оценка в баллах за четыре задания дополнительной части – 14 баллов.
Ответы к комплексной работе в 3 классе:
Задание 1. – чтение за минуту.
Задание 2.
Вариант 1
мест. гл.
Птенцов онивыводят в разгар зимы, в феврале.
Вариант 2
мест. гл. гл.
Ими они легко раскрывают чешуйки шишек и выбирают из них семена.
Вариант 3
сущ. гл.
Птицавьёт гнездо под выступающими ветками хвойных деревьев.
Вариант 4
сущ. прил.
У птенцов клювпрямой.
Задание 3.
1-ый вариант: 2, 5, 6 абзацы;
2-ый вариант: 1, 2, 5 абзацы;
3-ый вариант: 4 абзац;
4-ый вариант: 1, 5 абзацы.
Задание 4.
1-ый вариант: Вывести потомство клестам необходимо до тех пор, пока весной не раскрылись шишки сосен и елей и не высыпались из них семена. Иначе не хватит корма для птенцов!
Или такой вариант ответа: Зимой много для птенцов корма, так как много шишек с семенами.
2-ый вариант: Помимо хвойных семян клесты могут питаться и сорняками, и семенами подсолнуха, склёвывают насекомых. Известны случаи, когда стайки клестов спасали фруктовые сады от нашествия тлей.
Или такой вариант ответа: Шишки с семенами после «обеда» клесты роняют на землю, весной семена прорастают. Получается, что птицы, как будто, лес сажают, тем самым приносят огромную пользу человеку, ведь он дышит кислородом, который выделяют деревья.
3-ый вариант: После откладки первого из 3-5 яиц самка уже не слетает с гнезда до тех пор, пока не оперятся птенцы, согревает яйца, а затем птенцов теплом своего тела. Кормит всю семью самец.
Или такой вариант ответа: Самка не слетает с гнезда потому, что она согревает своим теплом яички, а потом птенчиков, без мамы они погибнут. Поэтому кормит всю семью самец.
4-ый вариант: Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Клёст-сосновик имеет самый мощный и толстый клюв, потому что питается семенами сосны. Клёст-еловик, или клёст обыкновенный, питается семенами ели. Клюв лиственничного, или белокрылого клёста, приспособлен для раскалывания шишек лиственниц.
Или такой вариант ответа: Клювы у разных видов клестов отличаются своим строением потому, что разные виды клестов питаются семенами разных деревьев. Клёст-сосновик ест семена сосны, поэтому у него такой клюв. Клёст-еловик питается семенами ели, поэтому у него строение клюва другое. У белокрылого клёста клюв такой, потому что он питается семенами лиственницы.
Задание 5.
1-ый вариант: г) щегол;
2-ый вариант: б) снегирь;
3-ый вариант: Длина тела у клеста больше, чем 1 дм. Я думаю, что моя ладонь меньше, чем длина тела у клеста.
4-ый вариант: г) 50 г.
Задание 6.
Вариант 1
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой и проверочное слово
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Клесты´ – клёст
2. Непроизносимые согласные
Известных - известен
3. Парные согласные
Клюв - клювы
Вариант 2
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой и проверочное слово
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Клесты´ – клёст
2. Непроизносимые согласные
Известных - известен
3. Парные согласные
Клюв - клювы
Вариант 3
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой и проверочное слово
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Гнездо´ - гнёзда
2. Непроизносимые согласные
Выстлано – стелить
3. Парные согласные
Откладки - откладывать
Вариант 4
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой и проверочное слово
откладки – 1 звук [к´]; не слетает – 2 звука: [л´], [й´]; не оперятся – 2 звука:[п´],[р´]; согревает – 2 звука: [р´],[й´].
Задание 8.
1-ый вариант:
33 год;
Сейчас 2015 год. В этом числе 5 единиц, 1 десяток, 0 сотен и 2 тысячи;
2015 г. – 33 г. = 1982 года.
2-ый вариант:
33 год;
Сейчас 2015 год. В этом числе 5 единиц, 1 десяток, 0 сотен и 2 тысячи;
2015 г. – 33 г. = 1982 года.
3-ый вариант:
33 год;
Сейчас 2015 год. В этом числе 5 единиц, 1 десяток, 0 сотен и 2 тысячи;
2015 г. – 33 г. = 1982 года.
4-ый вариант:
I век;
Сейчас 2015 год. В этом числе 5 единиц, 1 десяток, 0 сотен и 2 тысячи. Это XXI (21) век;
21 – 1 = 20 веков отделяет нас от того события.
Задание 9.
1-ый вариант:
15 + 15 = 30 (г) или 15 ∙ 2 = 30 (г) – весят два чижа;
43 – 30 = 13 (г) – разница между птицами.
Ответ: 2 чижа легче, чем 1 клёст, на 13 граммов.
2-ый вариант:
15 ∙ 3 = 45 (г) или 15 + 15 + 15 = 45 (г) – весят три чижа;
57 – 45 = 12 (г) – разница между птицами.
Ответ: 3 чижа легче, чем 1 клёст на 12 граммов.
3-ый вариант:
15 ∙ 2 = 30 (г) или 15 + 15 = 30 (г) – весят два чижа;
50 – 30 = 20 (г) – разница между птицами.
Ответ: 2 чижа легче, чем 1 клёст-сосновик, на 20 граммов.
4-ый вариант:
15 ∙ 6 = 90 (г) – весят 6 чижей;
45 ∙ 2 = 90 (г) – свесят 2 клеста-еловика;
90 – 90 = 0 (г) – разница между птицами.
Ответ: Масса 6 чижей равна массе 2 клестов-еловиков.
Задание 10.
1-ый вариант:
1 – материк Евразия,
2 – Северный Ледовитый океан,
3 - Атлантический океан,
4 – Тихий океан,
5 – Индийский океан.
2-ый вариант:
1 – материк Евразия,
2 – Северный Ледовитый океан,
3 - Атлантический океан,
4 – Тихий океан,
5 – Индийский океан.
3-ый вариант:
1 – страна Россия, материк Евразия,
2 – Северный Ледовитый океан,
3 - Атлантический океан,
4 – Тихий океан,
5 – Индийский океан.
4-ый вариант:
1 - Евразия,
2 – Африка,
3 – Северная Америка,
4 – Северный Ледовитый океан,
5 – Индийский океан,
6 – Тихий океан,
7 - Атлантический океан.
Задание 11.
Любой ответ во всех вариантах будет верный, если изложен грамотно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 12.
1 – материк Евразия,
2 – материк Северная Америка,
3 – материк Африка,
4 – страна Россия.
Задание 13.
3 балла ставится, если составленная задача соответствует требованиям задания, имеет смысл, решается в два действия, решена без вычислительных ошибок.
2 балла ставится, если задача имеет смысл и решение, решается в два действия, решена без вычислительных ошибок, но требования к заданию не выполнены.
1 балл ставится, если задача имеет смысл и решение, решена без вычислительных ошибок, решается в одно действие, и требования к заданию не выполнены.
0 баллов – если задача не имеет решения.
Задание 14.
Восстановление деформированного текста
2 балла ставится, если деформированный текст восстановлен полностью правильно.
1 балл ставится, если деформированный текст восстановлен с 1-2 ошибками, но смысл его понятен.
0 баллов, если текст восстановлен с ошибками и смысл его не понятен.
ПРАВИЛЬНЫЙ ТЕКСТ (к заданию 14)
Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след — охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола — на сучок, с сучка — на ветку. С берёзы — на сосну, с сосны — на ёлку. Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.
Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.
Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.
Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.
Ходит белка понизу — оставляет след. По следу — собака. За собакой — охотник.
— Спасибо клестам, — говорит охотник, — спустили белку на низ!
К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!
Заголовок к тексту
2 балла ставится, если заголовок отражает идею или тему текста, например: «Как клесты заставили белок по снегу прыгать», «Почему белки клестам спасибо не говорят».
1 балл ставится, если заголовок есть, но он не отражает сути текста. Например: «В лесу», «Клесты и белки».
0 баллов ставится, если заголовок отсутствует.
Ответы на вопросы
2 балла ставится, если ответы на вопросы составлены грамотно и соответствуют содержанию текста. Например:
Вопрос: Кто ест семена шишек в лесу? Ответ: Семена шишек едят белки, клесты.
Вопрос: Почему же они клестам «спасибо» не говорят?Ответ: За шишками приходится спускать на землю, а это опасно.
Вопрос: Чего они забыть не могут? Ответ: Не могут забыть, как клесты их заставляли по снегу прыгать за едой.
Вопрос: Почему белки не любят зимой на землю спускаться с деревьев? Ответ: Их может заметить охотник.
Вопрос: Что их заставляет спускаться с деревьев на снег зимой? Ответ: Голод заставляет белок спускаться на землю.
1 балл ставится, если ответы даны на 3 вопроса.
0 баллов ставится, если задание не выполнено совсем или даны ответы на 1-2 вопроса.