Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа по проверке метапредметных результатов успеваемости для 2 класса»
О кукушке
«Ку-ку», такие звуки издаёт всем известная птица – кукушка, которая живёт среди деревьев в нашей местности. Выглядит эта птица нарядно: перья на её груди и брюшке серо-белые, полоски получаются как у тельняшки. Именно поэтому мелкие птицы принимают кукушку за хищного ястреба и поднимают ужасный шум при её появлении. Мы можем отличить кукушку по её особенности обхватывать пальцами ветку: два пальца зажимают ветку спереди и два сзади.
Кукушка – птица-паразит, она откладывает за лето до 25 яиц, и все в чужие гнезда (причём в каждое только по одному). Удивительно, что делает она это очень быстро, за 4–5 секунд, и при этом обязательно уносит в клюве из гнезда одно хозяйское яйцо, а потом его съедает. Кукушка знает, когда вылупится кукушонок, кормить его будут как родного.
Сама кукушка питается насекомыми и их личинками, поедает много мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Иногда кукушки кормятся ягодами.
Для растений кукушка – полезная птица. Она быстро находит и поедает прожорливых насекомых.
О кукушке
«Ку-ку», такие звуки издаёт всем известная птица – кукушка, которая живёт среди деревьев в нашей местности. Выглядит эта птица нарядно: перья на её груди и брюшке серо-белые, полоски получаются как у тельняшки. Именно поэтому мелкие птицы принимают кукушку за хищного ястреба и поднимают ужасный шум при её появлении. Мы можем отличить кукушку по её особенности обхватывать пальцами ветку: два пальца зажимают ветку спереди и два сзади.
Кукушка – птица-паразит, она откладывает за лето до 25 яиц, и все в чужие гнезда (причём в каждое только по одному). Удивительно, что делает она это очень быстро, за 4–5 секунд, и при этом обязательно уносит в клюве из гнезда одно хозяйское яйцо, а потом его съедает. Кукушка знает, когда вылупится кукушонок, кормить его будут как родного.
Сама кукушка питается насекомыми и их личинками, поедает много мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Иногда кукушки кормятся ягодами.
Для растений кукушка – полезная птица. Она быстро находит и поедает прожорливых насекомых.
2. О чём рассказывается в этом тексте? Обведи цифру верного ответа.
О том, что кукушка – вредная птица.
О том, как живёт кукушка в природе.
О том, что кукушка живёт только в нашей местности.
О том, чем питается кукушка.
3 . Этот текст состоит из 4 частей. Найди и перечитай третью часть текста. Какой заголовок подойдет к этой части? Поставь в знак « +».
Как летает кукушка.
Как выглядит кукушка.
Чем питается кукушка.
Какую пользу приносит кукушка.
4. Рассмотри две фотографии.
Ястреб Кукушка
Подчеркни, что общее есть у этих птиц.
Белые полоски на голове; черный хвост; полоски на груди и брюшке; прямой клюв, цвет перьев
5. Почему кукушку называют «птица-паразит»? Соедини стрелками нужное.
подбрасывает яйца в чужие гнезда
птица-паразит громко кричит «ку-ку»
ест насекомых
ворует яйца из чужих гнезд
6. В природе встречается много видов кукушек. Прочитай о них в таблице.
Название вида кукушки
Длина птицы
ширококрылая кукушка
30 см
обыкновенная кукушка
40 см
малая кукушка
35 см
индийская кукушка
34 см
глухая кукушка
45 см
Запиши название самой большой кукушки: ______________________
Самой маленькой кукушки: _____________________________
7. Кукушка хорошо прячется в листве, но её можно услышать. Подчеркни верные слова в предложении, чтобы получился вывод.
Кукушки живутв траве, в лесу, на деревьях, в норках.
8. Кукушки приносят пользу и вред. Запиши в таблицу, кому польза и вред от кукушки, используй слова (птицам, растениям).
Польза от кукушки
Вред от кукушки
9. Прочитай еще раз первую часть текста. На какой фотографии кукушка? Поставь «+» под фотографией.
10. Обведи цифру верного утверждения о кукушке.
Кукушка откладывает только одно яйцо за лето.
Кукушка поедает много мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят.
Кукушка очень похожа на орла.
Кукушка сама кормит своих кукушат.
Спецификация комплексной работы по проверке метапредметных результатов (текущий контроль успеваемости, 2 класс)
Цель комплексной работы: текущий контроль успеваемости достижения планируемых результатов обучающимися 2 класса по междисциплинарной программе «Чтение. Работа с текстом».
Разделы программы, проверяемые с помощью комплексной работы, определялись на основе междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом». Распределение 10-ти заданий по разделам программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий по разделам программы
«Чтение. Работа с текстом»
№ п/п
Раздел программы
Количество заданий
Поиск информации и понимание прочитанного
4
Преобразование и интерпретация информации
4
Оценка информации
2
Всего
10
Предложенные учебно-практические и учебно-познавательные задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли продемонстрировать способность выполнять задания по разным инструкциям: установление соответствия – 2 задания, с выбором правильного ответа из предложенных вариантов – 5 заданий, с записью краткого ответа – 1 задание, с записью развёрнутого ответа – 1 задание, множественный выбор – 1 задание.
Отличают задачные формулировки инструкции, в которых учащимся предлагается отметить верные ответы разными условными знаками. Способность учащегося выполнять задания по разнообразным инструкциям свидетельствует о сформированности обобщённых действий умения учиться.
План комплексной работы с указанием типа задания, времени выполнения и максимального балла за его выполнение представлен в таблице 2.
Таблица 2
План комплексной работы с указанием типа задания, времени выполнения и максимального балла за его выполнение
№ задания
Объект оценки
Тип
задания
Время выполнения
Максимальный балл
1
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
с записью развернутого ответа
3
1
2
определять тему и главную мысль текста
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов
2
1
3
делить тексты на смысловые части, составлять план текста
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов
4
1
4
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2 – 3 существенных признака
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов
2
1
5
находить аргументы, подтверждающие вывод
установление соответствия
3
2
6
устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую
с записью краткого ответа
3
2
7
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
множественный выбор
2
2
8
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию
установление соответствия
2
1
9
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов
2
1
10
обнаруживать недостоверность получаемых сведений
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов
2
1
Всего
25
13
Рекомендации по оцениванию отдельных заданий комплексной работы и работы в целом представлены в таблице 3.
Таблица 3
Рекомендации по оцениванию отдельных заданий комплексной работы
и работы в целом
№ задания
Планируемый результат
Правильный ответ
Максимальный балл
1
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
Особенность обхватывать пальцами ветку: два пальца зажимают ветку спереди и два сзади.
1
2
определять тему и главную мысль текста
2) О том, как живет кукушка в природе.
1
3
делить тексты на смысловые части, составлять план текста
+
Чем питается кукушка.
1
4
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2 – 3 существенных признака
полоски на груди и брюшке.
1
5
находить аргументы, подтверждающие вывод
подбрасывает яйца в чужие гнезда
ворует яйца из чужих гнезд.
2
6
устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую
глухая кукушка.
ширококрылая кукушка.
2
7
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Кукушки живут в лесу, на деревьях.
2
8
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию
Польза от кукушки
Вред от кукушки
растениям
птицам
1
9
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте
1
10
обнаруживать недостоверность получаемых сведений
2) Кукушка поедает много мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят.
1
На чтение текста ученикам отводится 4 минуты. Таким образом, выполнение заданий работы займет 25 минут. На её проверку и корректировку ученику следует выделить 3 минуты.
Инструкция для учителя.
Уважаемый коллега!
Комплексная работа рассчитана на учащегося 2 класса и проводится и проводится в начале учебного года. На её выполнение отводится 32 минуты.
До начала работы просим ознакомиться со спецификацией работы, в которой отражены её цели, структура и содержание. Ознакомьтесь также с данной инструкцией по проведению работы.
Работу рекомендуется проводить на 2-ом, 3-ем уроке. До начала работы сообщите учащимся цель работы в соответствии с указанной в спецификации, проведите инструктаж по процедуре и проведению работы (запрещается, разрешается). Ответьте на вопросы учащихся, связанные с организацией его деятельности. После этого начинается отсчёт времени, отведённого на выполнение работы.
Уважаемый коллега! Просим Вас, обеспечить самостоятельность выполнения работы учащимися. Только получение реальной информации позволит объективно оценить результаты освоения учащимися федерального государственного стандарта начального общего образования.
Благодарим за сотрудничество!
Материалы, необходимые для проведения работы: ручка, черновик (раздаются учащимся или лежат на столе учителя, детям объявляется, что при необходимости они могут взять черновик, но все действия нужно выполнять на бланке). Учащимся раздаются бланки контрольных работ. Затем учитель инструктирует учеников.
Обращение к ученикам. «Подпиши работу, посмотри на образец. Просмотри работу, она включает текст и 10 заданий. Сначала самостоятельно прочти текст и рассмотри все изображения, затем приступай к выполнению заданий. В работе тебе встретятся разные задания. Внимательно читай текст заданий. Одни задания покажутся тебе легкими, другие трудными. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из предложенных вариантов. Будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то отметь или запиши тот ответ, который ты считаешь верным. Желаем успеха!».
Итоговая оценка определяется на основе «принципа сложения» по проценту от максимального балла за всю работу (таблица 4).