Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы«Почемучки»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Рабочая программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к социальному направлению, составлена для учащихся 2 класса, режим занятий-1 час в неделю. Общее количество часов в год-34.
Класс
Кол-во часов
Аудиторные
Внеаудиторные
2 класс
34 часа
8 часов
26 часов
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Темы
Кол-во часов
теория
практика
1
Общение с природой. Сезонные явления природы.
2
5
2
Солнце, воздух, вода…и растения.
2
4
3
Птицы нашего края.
1
5
4
Богатство родной природы в творчестве народа.
1
4
5
Что мы знаем о своем городе.
1
2
6
Откуда берется и куда девается мусор?
1
4
7
Досуговые мероприятия
2
Итого:
8
26
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Раздел программы
Содержание
Теория
Практика
1
Общение с природой
Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.
Беседа «Прогулки в Природоград».
Правила поведения в природе.
Экскурсия в природу.
Экологическая игра «Загадки природы».
Праздник «Дары осени».
Тематическая линейка «День Земли»
2
Солнце, воздух, вода…и растение
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».
Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»
Экологическая игра «Хочу все знать!»
Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».
Акция «Зеленая красавица»
3
Птицы нашего края
Заочное путешествие.
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.
Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.
Посещение краеведческого музея.
Тематическая линейка «День птиц».
Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»
Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».
Экологическая игра «Приключения в лесу».
4
Богатство родной природы в творчестве русского народа
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.
Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Экскурсия в краеведческий музей.
Выставка рисунков о природе.
Ярмарка народного мастерства.
Конкурс экологических сказок.
5
Что мы знаем о родном городе
Экологическая ситуация в городе.
Фотоконкурс «Город глазами детей».
Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
6
Откуда берется и куда девается мусор?
Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
Выставка поделок из бытовых отходов.
Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».
Акция «Наш чистый школьный двор».
7
Досуговые мероприятия
Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе
дружная семья!»
Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Формы проведения занятий
Дата
план.
Дата
факт.
Аудитор
ные
Внеауди-торные
1
Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы.
1
Теоретическое
занятие
2
Наблюдение за жизнью природы. . Народные приметы.
1
Практичес-кое занятие
3
Правила поведения в природе.
1
Практичес-
кое занятие
4
Беседа «Прогулки в Природоград».
1
Теоретическое
занятие
5
Экскурсия в природу.
1
Экскурсия
6
Экологическая игра «Загадки природы».
1
Игра
7
Праздник «Дары осени».
1
Практическое занятие
8
Тематическая линейка «День Земли»
1
Практика
9
Установление природных закономерностей, взаимосвязей.
1
Теоретическое
занятие
10
Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
1
Практическое занятие
11
Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»
1
Практическое занятие
12
Экологическая игра «Хочу все знать!»
1
Практическое занятие
13
Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля»
1
Теоретическое
занятие
14
Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».
1
Практическое занятие
15
Акция «Зеленая красавица»
1
Практическое занятие
16
Птицы нашего края
1
Практичес-кое занятие
17
Заочное путешествие.
1
Практичес-кое занятие
18
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.
1
Практичес-кое занятие
29-30
Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.
1
Практичес-кое занятие
21
Посещение краеведческого музея.
1
Практичес-кое занятие
22
Тематическая линейка «День птиц».
1
Практичес-кое занятие
23,
24
. Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»
2
Практическое занятие
25
Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».
1
Практическое занятие
26
Экологическая игра «Приключения в лесу».
1
Практичес-кое занятие
27
Богатство родной природы в творчестве русского народа
1
Теоретическое
занятие
28
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.
1
Теоретическое
занятие
29
Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
1
Практическое занятие
30,
31
Выставка рисунков о природе.
Ярмарка народного мастерства.
1
1
Практическое занятие
32
Экологическая ситуация в городе.
1
Теоретическое
занятие
33
Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
1
Теоретическое
занятие
34
Выставка поделок из бытовых отходов.
1
Конкурс
35
Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе
дружная семья!»
1
Праздник-итоговое занятие
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический
конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
- таблицы (строение растения, стадии развития животных и др.);
плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного фая);
живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационный экземпляр микроскопа;
демонстрационный экземпляр глобуса;
комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
демонстрационный экземпляр флюгера;
демонстрационный экземпляр барометра;
демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование иматериалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты: песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений.
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
2 класс
ТЕСТ «В ГОСТЯХ У ОСЕНИ»
1.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:
октябрь
сентябрь
ноябрь
2.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи нужную букву.
а) выше, чем летом;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом.
3.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) заморозки;
б) цветение растений;
в) похолодание;
г) листопад;
д) иней.
4.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
БОБРЫ
зерно
МЕДВЕДЬ
мёд
ХОМЯКИ
жир
ПЧЕЛЫ
5
ветки деревьев
.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.