kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компьютерные технологии решения прикладных задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютеризация упрощает многие процессы, облегчает взаимодействие между людьми, делает нашу жизнь более комфортной. Компьютер уже давно не роскошь, а необходимость, – это часть нашей повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии решения прикладных задач»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и вычислительной техники


Реферат


Компьютерные технологии решения прикладных задач




Выполнила: Хайыдова М

группа МДМ – 217

Проверила: Кормилицына Т. В









Саранск 2020



Содержание



Введение 3

1. Общая характеристика решаемых задач и применяемых технологий MS Excel 4

2. Технология решения прикладных задач в табличном процессоре MS Excel 5

3. Использование технологии хранения данных для решения прикладных задач в ACCESS 7

4. Использование WEB-ТЕХНОЛОГИЙ для публикации результатов решения прикладных задач 13

5. Обучающие упражнения по основным элементам языка HTML для создания текстовой части Web-страницы 14

Заключение 16

Список использованных источников 17






















Введение


Конец XX – начало XXI вв. характеризуется стремительной компьютеризацией, которая охватила практически все сферы человеческой жизни. Очень трудно в настоящее время найти отрасль, которая бы не ощутила на себе влияние этого глобального процесса. Применение компьютеров избавляет человека от выполнения трудоемких задач, позволяя сконцентрироваться на сущности проблемы. Компьютеры используются при моделировании процессов, позволяя находить наиболее оптимальные решения.

Компьютеризация упрощает многие процессы, облегчает взаимодействие между людьми, делает нашу жизнь более комфортной. Компьютер уже давно не роскошь, а необходимость, – это часть нашей повседневной жизни. В большинстве случаев пользователю компьютера требуются различные программные средства для быстрой и удобной информации, решения различных прикладных задач. Поэтому в настоящее время существует множество видов программного обеспечения для решения подобных задач.

Современные бухгалтера, программисты, менеджеры, работники сферы сервиса и экономики часто используют текстовые редакторы MicrosoftWord, электронные редакторы таблиц MicrosoftExcel, математические редакторы MathCAD и различные системы программирования (TurboPascal). В данном курсовом проекте представлено решение различных типов математических и экономических задач с использованием таких программных средств, как язык программирования TurboPascal 7.0. и редактор электронных таблиц MicrosoftExcel 2000, а также математический редактор формул (MathCAD).



  1. Общая характеристика решаемых задач и применяемых технологий MS Excel


В методических указаниях рассматриваются следующие типовые задачи, в решении которых используются технологии табличного процессора MS Excel:

а) проверка условий в формулах;

б) многовариантные расчёты;

в) анализ данных.

На практике исходные данные и результаты решения подобных типовых задач, как правило, имеют табличную структуру. Поэтому в их решении успешно применяются технологии обработки данных с помощью средств табличного процессора MS Excel. В частности, ни-же предложенные практические работы направлены на освоение технологий:

а) проверки условий в формулах, расположенных на разных листах электронной таблицы, с помощью логических функций и функций проверки свойств и значений;

б) автоматизации многовариантных расчётов с помощью инструментов «Поле со списком», «Флажок» и др., и функции выбора из списка значений ИНДЕКС;

в) обработки массивов с помощью функций из категории «Ссылки и массивы»;

г) обработки списков Excel и анализ данных в них с помощью сортировки, фильтрации, подведения итогов, создания сводных таблиц, а также функций из категории «Работа с базой данных»;

д) работы с функциями Excel специального назначения, например, финансовыми.

В ходе выполнения работ обязательно используется графическое представление данных с помощью построения диаграмм Excel разных видов. Диаграммы как средство анализа данных дают наглядную картину происходящих изменений с данными и способствуют принятию впоследствии более качественных решений по результатам решения прикладной задачи.

Для получения навыков решения типовых задач, в решении которых используются технологии табличного процессора MS Excel, необходимо выполнить цикл общих практических работ по следующей тематике:

1. Проверка условий в формулах, расположенных на разных листах электронной таблицы.

2. Технология автоматизации многовариантных расчётов на примере расчёта стоимости заказа.

3. Технология обработки массивов данных. Использование функций.

4. Технология работы с таблицей как с базой данных.

5. Функции Excel специального назначения.


  1. Технология решения прикладных задач в табличном процессоре MS Excel


Для проверки значений формул и организации переходов в зависимости от результатов этой проверки используется логическая функция ЕСЛИ, имеющая следующий синтаксис: ЕСЛИ (лог.выражение; значение если истина; значение если ложь). Аргументы:

  • Лог.выражение любое выражение, которое при вычислении дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ, т.е. логический тип результата;

  • Значение если истина значение, которое возвращается, если первый аргумент имеет значение ИСТИНА;

  • Значение если ложь значение, которое возвращается, если первый аргумент имеет значение ЛОЖЬ.

    • лог.выражении используются имена и адреса ячеек, соединенные знаками операций отношения (, =, =, ), а также логические функции (И, ИЛИ, НЕ). Возвращаемыми значениями являются имена или адреса ячеек с соответствующими данными, а также до-пускается вложение других ЕСЛИ – условий, обычно расположенных на месте аргумента значение если ложь, когда требуется проверить не-сколько вариантов. Например, для 3 – х вариантов условий функция выглядит так:

ЕСЛИ (лог.выражение1; значение1 если истина; ЕСЛИ (лог.выражение2; значение2 если истина; ЕСЛИ (лог.выражение3; значение3 если истина; значение если ложь)))

Задание. Создать таблицы, с помощью которых туристическая фирма может формировать турпакет, включая в него разный тип услуг. Информация о тарифах на услуги, курсах основных валют и стоимости тура хранится на трёх рабочих листах с соответствующими именами и представлена ниже.

Рисунок 1. Тарифы

Рисунок 2. Расчёт стоимость тура. Продолжительность тура 7 дней


  1. Использование технологии хранения данных для решения прикладных задач в ACCESS


Комплекс математических задач по этой теме дает обучающемуся знания о структуре хранения данных и теории баз данных (БД), а также практический опыт создания и работы с базой данных в среде целевой системы управления базами данных (СУБД) как основы любой профессиональной информационной системы. Впоследствии обучающийся может самостоятельно вести расчетно-экономическую, аналитическую и научно-исследовательскую деятельность при изучении дисциплин старших курсов, используя хранимые данные.

MS Access относится к классу настольных СУБД с реляционной моделью представления данных в виде связанных друг с другом таблиц (отношений).

Цель работы сформировать умение создавать описание предметной области, выделять из нее объекты, требующие дополнительного описания, а также сформировать навыки по созданию таблиц (отношений) в среде учебной СУБД MS Access.

Как известно, при решении прикладных задач, использующих БД, сначала необходимо построить модель предметной области будущей базы данных, создать её описание, т.е. выделить основные информационные объекты или сущности предметной области и их реквизиты, а также установить отношения между сущностями (объектами).

Пример: Необходимо разработать информационно-логическую модель учета кадров (сотрудников) на предприятии.

Основные отношения между данными (условия):

  • один сотрудник работает в одном отделе, но в одном отделе может быть несколько сотрудников;

  • один сотрудник занимает одну должность, но может быть несколько сотрудников с одинаковыми должностями.

Порядок выполнения работы:


  1. Для всех выделенных объектов найти требующиеся для их описания данные (поля таблиц).

  2. Создать и сохранить в файле базы данных соответствующие таблицы.

  3. Для каждой таблицы выделить ключевое поле, установить все необходимые для каждого поля ограничения типа данных:

  • размер;

  • формат;

  • маска ввода;

  • подпись поля;

  • значение по умолчанию;

  • условия (или правило проверки) ограничения (с сообщением об ошибке);

  • обязательность поля (возможность использования пустого значения Null);

  • списки перечислений.

Ограничения выбираются в соответствии с требованиями реализации выделенной функции (в нашем случае – учёта кадров).

  1. Создать схему данных, соединив одноименные поля.

Каждая таблица должна иметь как минимум одно ключевое поле, однозначно определяющее каждую запись. Каждому значению ключевого поля должна соответствовать только одна запись. Ключевое поле не может быть пустым (содержать значение Null). Если та-кого поля нет, необходимо в первую строку добавить поле «Код» или «Номер». Если первичный ключ не будет создан до сохранения таблицы, то MS Access спросит о необходимости создания первичного ключа. После того, как все поля таблицы будут созданы и назначены их свойства, указан первичный ключ, каждую таблицу необходимо сохранить, задав ей имя, а затем соединить соответствующие поля, создавая схему данных.

Пример выполнения работы:

  1. Для проведения учёта кадров на предприятии должна храниться следующая основная информация о подразделениях:

    • код подразделения;

    • наименование подразделения;

    • телефон.

Кроме того, должна быть следующая информация о должностном

составе сотрудников или о штатном расписании предприятия:

      • код должности;

      • наименование должности;

      • оклад;

      • должностная надбавка (процент от оклада).

И, наконец, должна быть информация о сотрудниках:

  • табельный номер сотрудника;

  • фамилия,

  • имя,

  • отчество;

  • пол;

  • адрес;

  • дата рождения;

  • дата приёма на работу.

  1. Создать новый файл базы данных DEPARTS в своей папке. В режиме Конструктора создать следующие таблицы:




Таблица Подразделения


Размер поля






Имя поля



Тип данных



Формат поля




КодПодразделения



Текстовый, ключ


7







Наименование



Текстовый


50







подразделения















9







Телефон



Текстовый























Таблица Штатное расписание









Имя поля




Тип данных

Размер поля


Формат поля




КодДолжности


Текстовый, ключ

7








Наименование


Текстовый

30







должности



























Одинарное






Оклад


Числовой

с плавающей

Денежный










точкой






Должностная над-






Одинарное







Числовой

с плавающей

Процентный




бавка










точкой






























Таблица Сотрудники













Имя поля



Тип данных


Размер поля



Формат поля




Таб№



Счетчик, ключ










Фамилия



Текстовый


20








Имя



Текстовый


20








Отчество



Текстовый


25








Пол



Текстовый


1








Адрес



Текстовый


50








ДатаРождения



Дата




Краткий формат









даты















ДатаПриема



Дата




Краткий формат









даты















КодПодразделения



Текстовый


7








КодДолжности



Текстовый


7









  1. Для таблицы Подразделения выделить ключевое поле – КодПодразделения и установить маску ввода на поле Телефон, учитывая одиннадцатизначность вводимого телефонного номера, например, 8(916)123-45-67.

Для таблицы Штатное расписание выделить ключевое поле – КодДолжности и установить для поля Оклад необходимое ограничение типа данных: не менее 10000 руб. В соответствующую графу ввести, например, такое сообщение об ошибке: Оклад не должен быть ниже минимального размера оплаты труда МРОТ=10000 руб.

Для таблицы Сотрудники выделить ключевое поле – Таб№ и установить:

  • маску ввода для полей Фамилия, Имя, Отчество и аналогич-ных им текстовых полей с наименованиями – начинать с прописной буквы, остальные строчные;

  • маску ввода для полей ДатаРождения и ДатаПриёмакраткий формат даты;

  • значение по умолчанию для поля ДатаПриёмасегодняшняя (текущая) дата;

  • правило проверки для поля ДатаПриёмане позднее сегодняшней даты (с аналогичным сообщением об ошибке);

  • соответствующее правило проверки для поля ДатаРождения (с сообщением об ошибке «На работу принимаются лица от 18-ти до 50-ти лет»), при задании условия использовать встроенные функции для работы с данными типа Дата/время;

  • правило проверки для поля Полсимвол «М» или «Ж».

  1. Создать схему базы данных, соединив одноименные поля. Таблицы Подразделения и Штатное расписание по схеме БД являются главными, а таблица Сотрудникиподчиненной им.

  2. Сохранить файл базы данных DEPARTS в своей папке.

  3. Вновь открыть базу DEPARTS для внесения дополнений или редактирования. Таблицу Штатное расписание дополнить следующими данными:


Код должности

Наименование

Оклад

Должностная


должности

надбавка





Менедж

Менеджер

20000

80%







Маст

Мастер

30000

60%







Раб

Рабочий

25000

50%








  1. В таблицу Сотрудники добавить 12 человек:

    • менеджеров (6 чел.) из отдела продаж;

    • рабочих (4 чел.) из отдела производства;

    • мастеров (2 чел.) из отдела производства.



  1. Использование WEB-ТЕХНОЛОГИЙ для публикации результатов решения прикладных задач


Цель работы овладение практическими навыками создания Web-страниц с помощью языка разметки гипертекста HTML. Публикация результатов решения прикладных задач с помощью Web-технологий.

Пример: Создание комплекса Web-страниц с использованием фреймов.

1. Создать два вертикальных фрейма. В левый поместите ссылки на все HTML-страницы, сделанные ранее. В правый фрейм должен загружаться HTML-файл, ссылка на который в данный момент является активной.

2. Создать новую структуру FrameSet так, чтобы получились три горизонтальных фрейма. В центральный фрейм следует вложить предыдущую структуру FrameSet подобно тому, как показано на рисунке 14. Верхний фрейм должен содержать красочный заголовок «Мои задания по HTML», а нижний фрейм адресную часть автора – создателя с указанием контактных данных (например, электронный адрес).







































































Рисунок13. Пример интерактивной формы для ввода данных на Web-странице



  1. Обучающие упражнения по основным элементам языка HTML для создания текстовой части Web-страницы




Заключение

В решении прикладных задач учащимся помогают компьютерные программы. Множество задач содержат в себе огромные вычисления, в решении которых, допустив маленькую ошибку, можно получить неправильный ответ. Компьютерные программы позволяют не допускать такие ошибки и позволяют прийти достаточно быстро к верному ответу. Использование таких программ позволяет сократить время на проведение расчетов, и больше времени уделить анализу и выводу.

На сегодняшний день компьютерных программ, помогающие решать прикладные математические задачи, достаточное множество. Многие из них позволяют провести расчет задач; некоторые из них составляют схемы, графики и диаграммы, на которые бы учащиеся уделили достаточно много времени; другие позволяют проводить виртуальные эксперименты и опыты, то есть учащимся наглядно демонстрируются многие математические явления.







Список использованных источников



    1. Каримова, Н.В. Технология обработки табличной информации: методические указания / Н.В. Каримова, И.С. Шувалова. – М.: МАДИ(ГТУ), 2008.

    2. Куприянов, Д.В. Информационное и технологическое обеспе-чение профессиональной деятельности: учебник и практикум для при-кладного бакалавриата / Д.В. Куприянов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 255 с.

    3. Мамонова, Т.Е. Информационные технологии. Лабораторный практикум: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Т.Е. Ма-монова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 176 с.

    4. Суркова, Н.Е. Профессиональные информационные системы и базы данных: методические указания к лабораторным работам / Н.Е. Суркова, А.В. Остроух, Т.И. Ерёмина. – Красноярск.: Научно-инновационный центр, 2015. – 49 с.

    1. Шувалова, И.С. Технология создания научно-технической до-кументации: методические указания к практическим и лабораторным работам по дисциплине «Информатика» / И.С. Шувалова, Л.Ф. Макаренко. – М.: МАДИ, 2017. – 97 с.

    2. Шувалова, И.С. Программирование на языке VBA: методиче-ские указания к практическим и лабораторным работам по дисциплине «Информатика» / И.С. Шувалова. – М.: МАДИ, 2017. – 137 с.

    3. Шувалова, И.С. Мировые информационные ресурсы. Модуль 2. Основы языка HTML: учебно-методическое пособие / И.С. Шувалова. –

М.: РосНОУ, 2005. – 64 с.

    1. Шувалова, И.С. Интернет-технологии: учебно-методическое пособие / И.С. Шувалова. – М.: РосНОУ, 2006. – 97 с.

    2. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Компьютерные технологии решения прикладных задач

Автор: Хайыдова Мадина

Дата: 07.01.2022

Номер свидетельства: 596985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Компьютерные технологии решения прикладных задач, типы задач, области применения"
    ["seo_title"] => string(80) "kompiuternye_tekhnologii_resheniia_prikladnykh_zadach_tipy_zadach_oblasti_primen"
    ["file_id"] => string(6) "567382"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608139547"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация "Компьютерные технологии решения прикладных задач, типы задач, области применения""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_kompiuternye_tekhnologii_resheniia_prikladnykh_zadach_tipy_zadach_"
    ["file_id"] => string(6) "567384"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608139859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Компьютерные технологии решения прикладных задач. Типы задач. Области применения."
    ["seo_title"] => string(80) "kompiuternye_tekhnologii_resheniia_prikladnykh_zadach_tipy_zadach_oblasti_prim_1"
    ["file_id"] => string(6) "589667"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635248158"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Компьютерные технологии решения прикладных задач. Типы задач. Области применения."
    ["seo_title"] => string(80) "kompiuternye_tekhnologii_resheniia_prikladnykh_zadach_tipy_zadach_oblasti_prim_2"
    ["file_id"] => string(6) "589668"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1635248224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Компьютерные технологии решения прикладных задач"
    ["seo_title"] => string(55) "kompiuternye_tekhnologii_resheniia_prikladnykh_zadach_1"
    ["file_id"] => string(6) "596986"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1641543869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства