«Коммуникативные игры для сплочения группы».
Игра «Восковая палочка». Группа стоит в кругу близко друг к другу,
выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. В
кругу «восковая палочка». Её ноги «прибиты» к полу, а костей у неё нет.
Палочка, закрыв глаза, качается, а группа, мягко перебрасывает её от одного
члена группы к другому.
Игра «Страшные сказки». Гасится свет, и дети по очереди начинают
рассказывать в темноте страшные сказки. Часто, если уровень доверия в
группе высок, дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их
тут же разыграть, также в темноте. Эта игра имеет коррекционное значение,
направлена на снятие тревоги.
Игра «Путанка». Выбирается водящий. Он выходит из комнаты.
Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они
начинают запутываться – кто как сумеет. Когда образовалась путанка,
водящий заходит в комнату и распутывает, также, не разжимая рук у
запутавшихся. Игра поддерживает групповое единство.
Игра «Необитаемый остров». Игра начинается с социометрии – кто с
кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные
пары, все едут на необитаемый остров: дальше может быть любая
психодрама. По нашему опыту, если эта игра приходится на самое начало
второго этапа, наиболее она идёт, если психологи оказываются туземцами на
этом острове и нападают на выброшенных волнами англосаксов. Вызывая
агрессию на себя, удаётся хорошо сплотить группу и снять разочарование от
социометрии.
Игра «Жмурки». Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы
выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы его
кружит на месте, чтобы затруднить ему ориентировку. Кружить можно с
разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например: «на
чём стоишь?» - «Что ешь?» - «Колбасу». - «Что пьёшь?». - «Квас». «Ищи
мышей, а не нас». После этого все разбегаются, а «жмурка» должна ходить
по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят «жмурку»,
трогают её, чтобы отвлечь, и т.п. «Жмурка» должна поймать кого-то и на
ощупь угадать, кто это. Игра направлена на групповое сплачивание и
инициирование тактильных контактов. Хорошо растормаживает двигательно
заторможенных детей.
Игра «Крепость». Группа делится на две команды. Каждая команда
строит из мебели крепость, или одна команда защищает крепость, а другая
штурмует её. Основное оружие – надувные мячи и мягкие игрушки. Игра
даёт возможность проявлять агрессию. Интересна диагностически – кто с кем
захочет быть в команде.
Игра «Коллективная сказка». Даётся инструкция – придумать сказку.
Существует два варианта этой игры.
Вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это
слово и добавляет своё, подходящее по смыслу, третий говорит два первых
2
слова и своё и т.д. Нужно, чтобы получился связный рассказ. В этой игре
можно получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.
Вариант 2. Первый говорит предложение. Второй говорит второе
предложение сказки, не повторяя первое, т.е. рассказ сказки по
предложениям, по очереди.
Игра «Модифицированное зеркало». Такая же игра, как зеркало, но
водящий должен изображать не всё, что угодно, а кого-то из членов группы.
Упражнение для получения обратной связи. Группа угадывает, кого
изображает водящий.
Игра «Моргалки». Класс делится на две команды. В одной команде
должно быть на одного человека больше. Кресла по количеству человек в
большой команде ставятся кругом, на довольно большом расстоянии друг от
друга. Члены меньшей команды садятся в кресла, а члены большей команды
становятся позади кресел. Таким образом, один человек оказывается за
спинкой пустого кресла. Он становится водящим. Его задача – без слов,
одним только незаметным подмигиванием переманить к себе в кресло кого-
то их сидящих, а остальные, стоящие, должны удерживать своих сидящих.
Каждый сидящий стремится перебежать к моргалке, но бежит только тот,
кому реально поморгали. Стоящие не имеют права держать сидящих за
плечи, удерживать можно только тогда, когда сидящий захотел перебежать.
Игра направлена на объединение группы.