Просмотр содержимого документа
«Классный час "Секреты доброты"»
Секреты доброты
Цель: Формировать представление о добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
Организационный момент
Добрый день!
Поприветствуем друг друга. Постарайтесь сделать это разными способами (поздороваться, помахать рукой, поклониться).
Формирование мотивации
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если станем мы с тобой добрей.
У. - О чем будет наш разговор сегодня? ( О доброте)
- Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта ~это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Работа в парах
Доброта- это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками.
Доброе слово а его добрые дела.
Не одежда красит человека и кошке приятно.
Не хвались серебром того Бог отблагодарит.
Кто добро творит в том и правды мало.
В ком добра нет а ищи доброты.
Не ищи красоты а хвались добром.
У - теперь проверим (слайд )
Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”(слайд )
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый , вы радостно хлопаете в ладоши , ели злой – закрываете лицо ладошками.
У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Если бы в ваших руках оказалась волшебная палочка, как бы вы её использовали, какие добрые дела вы совершили бы, ( дети высказывают свои варианты ответов).
У вас на парте есть карточки- маленькие сердечки. Мы постепенно будем заполнять их, и узнаем секреты ДОБРОТЫ.
Чтение стихотворения
Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые – щедро больным помогают, Добрые – дарят тепло и уют, Добрые – в ногу со слабым шагают И никакого спасибо не ждут.
А давайте подумаем, разве нужна какая-то волшебная сила для того, чтобы помочь слабым, больным. Добрые дела делаются открыто, самостоятельно, без требования вознаграждения. Хочешь быть сильным, способным на добрые поступки, станешь им.
Запишите, пожалуйста, в своей карточке-сердечке частичку заботы, сердечности, ДОБРОТЫ.
Разыгрывается сценка
Кто кого ударил первый?
Он меня! Нет, он меня!
Кто кого обидел первый?
Он меня! Нет он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил! И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл! И я забыл!
О чем напомнила вам эта сценка? Даже если вы поссорились, допустили грубость, нужно одному уметь извиниться, а другому уметь простить, нужно быть добрым и милосердным.
Подумайте, умение прощать, не держать обиду и зло, это ДОБРОТА, запишите эту частицу доброты.
Учитель читает стихотворение:
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук….
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало,
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Жадных нет?
Замечательно!
Конечно, у жадных всего много, но ведь у жадных нет друзей. Когда делишься, доставляешь радость другому человеку и сам получаешь удовольствие.
И еще одна тайна ДОБРОТЫ раскрыта. Запишите в сердечке- карточке частичку вашей щедрости , бескорыстия и ДОБРОТЫ.
Игра " Подари добрые слова"
- Ребята, а что вам нравится больше: когда вы слышите в свой адрес добрые или сердитые слова?
- А замечали ли вы когда-нибудь, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам или старшим, тем больше друзей среди них появляется у вас? В каждом человеке обязательно есть что-то хорошее.
- А вы умеете говорить друг другу добрые слова?
Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро - При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”) Зазеленеет старый пень, Когда услышит: ... (“Добрый день!”) Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”) Растает ледяная глыба От слова доброго ... (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”) И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”) Всем вам с большой любовью Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
А теперь садитесь и запишите еще одну маленькую частичку доброты - умение говорить добрые слова друг другу.
Есть очень верная, мудрая пословица "Дерево сильно корнями, а человек ….. друзьями".
- А есть ли у вас друзья?
Сейчас мы это проверим. Запишите на сердечке имена своих друзей.
Итак, дружба может быть настоящей только тогда, когда друзья внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения. Вот еще один секрет добра -умение дружить.
Покажите модели своих сердец.
Какими качествами обладают ваши сердца
(Мое сердце доброе, заботливое, внимательное. Мое доброе сердце умеет прощать. Мое сердце щедрое, доброе. Я умею сказать другу хорошие, добрые слова. Я настоящий друг, у меня много хороших, добрых, друзей.)
Скажите, каким словом можно объединить все эти замечательные качества, какое слово чаще всего повторялось сегодня на нашем занятии? Это ДОБРОТА.
Тренинг «Сердечки доброты»
Дети, встаньте и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Почувствуйте, как доброта согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все добро и хорошие качества внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Теперь ДОБРОЕ сердце всегда подскажет вам как поступить, что сказать.
Чтение и обсуждение сказки
Сказка о цыпленке. Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.
- Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта? Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.