Классный час
Тема: Как стать хозяином своего настроения?
Цели: 1. Закрепить представление детей о том, что такое настроение, от чего оно зависит?
2. Познакомить детей с приёмами улучшения настроения.
3. Учить детей определять своё настроение и настроение окружающих по мимике, жестам и поведению.
Задачи:
1. Проанализировать определение настроения, вспомнить виды настроения, поговорить о том, что может улучшить или испортить настроение.
2. Показать учащимся элементарные приёмы, помогающие снять напряжение, улучшить настроение: психологический тренинг «Облачко», «Разговор с мягкой игрушкой».
3. Показать детям особенности мимики, жестов и поведения, характерные различным видам настроения.
Ход занятия
I Вводная беседа
- Начинаем занятие нашего кружка «Все цвета, кроме чёрного».
- Почему мы не берём чёрный цвет?
- Чему мы учимся на занятиях на кружковых занятиях?
- Внимание на экран. Догадайтесь, о чём сейчас пойдёт речь?
- Да. Сегодня мы продолжим разговор о настроении. Этот разговор мы начали на прошлом занятии.
- Мы будем учиться быть хозяевами своего настроения.
II Повторение материала прошлого занятия
- Что такое настроение? (Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени поведение и переживания его.)
- Какое бывает настроение?
радостное
грустное
весёлое
унылое
бодрое
тревожное
счастливое
беспокойное
спокойное
III Практическая работа по теме
сердитое
- Начнём с утра.
В класс заходит ученик в грустном настроении, медленно раздевается. уныло идёт к парте.
- Отчего он пришёл в школу такой грустный?
В класс быстро заходит другой мальчик. С улыбкой здоровается и бодро идёт к парте.
- В какой настроении он пришёл в школу?
- Кто из вас чаще всего приходит в школу в бодром, радостном настроении?
Почему вы радуетесь, когда идёте в школу?
- А теперь давайте понаблюдаем, что может происходить с настроением?
Задание 1.
На партах карточки с отрывками из сказки Ш. Перро «Золушка».
1. Мачеха и сёстры уехали на бал. Золушка долго смотрела им в след. А когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
2. «Не беспокойтесь, я не опоздаю!» – воскликнула Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.
3. Принц не отходил от неё ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всём на свете!
- Что происходило с настроением Золушки?
- Что происходит с вашим настроением в течение дня?
- Что влияет на смену настроения? Почему оно может испортиться?
Задание 2.
Мишку обидели: сказали, что он неуклюжий. Постарайтесь успокоить его.
Задание 3.
Обида + злость = (ссора)
Обида + грусть = (слёзы)
Радость + интерес = (дружба)
- Оставим только третий пример.
- Поговорим о слове радость. Народная мудрость гласит: «Радость – здоровье духа».
В слове радость есть слог РА.
В древней мифологии Бога Солнца звали Ра. А что даёт нам солнце? (свет, тепло, радость, энергию)
Получается, радость – это чувство, которое несёт человеку свет, жизнь, тепло…
Кстати, слово радуга тоже имеет слог РА. Это явление природы наполняет душу радостью.
Физминутка
Играет музыка: спокойная, быстрая и опять спокойная.
- Надеюсь, вы заметили, что музыка тоже влияет на настроение.
IV Психологические тренинги по теме занятия
- Иногда настроение может испортиться. Но есть способы, которые помогают развеять печаль, обиду, скуку, разочарование и уныние.
Предлагаю вам несколько таких способов.
Тренинг 1
Если к вам в душу закрались печаль и обида, о них кому-то надо рассказать. Если взрослые на работе, можете поделиться своими неприятностями с любимой мягкой игрушкой, рассказав ей на ушко о своих проблемах.
Тренинг 2. Релаксация «Облако»
Если вы слишком возбуждены, расстроены, обижены, вы можете успокоить себя так: сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами белое пушистое облачко, опустившееся на землю, словно только что выпавший снег. Сядьте на него. Вам мягко, руки и ноги расслабленны. Облачко поднимает вас вверх. Лёгкий ветерок дует в лицо. Вы летите на облачке туда, где вы были счастливы. Давайте побудем там некоторое время. Но нам надо возвращаться. Мы опять садимся на облачко, и оно медленно опускает вас на ваше место в классе.
Тренинг 3
Если у друга плохое настроение, можно попробовать его рассмешить.
Школьные анекдоты.
1. - Какой у тебя любимый предмет?
- Телевизор.
2. - Составь предложение со словосочетание «сломя голову».
- Я решил задачу, сломя голову.
3. - Молодец. Ты правильно решил пример. А как это проверить?
- А зачем проверять? Вы же сказали правильно.
4. - Вот ты написал последнее предложение диктанта. Что надо поставить в конце.
- Пятёрку.
Тренинг 4. Эмпатия
Сказка про рыжего котёнка.
Жил-был маленький-маленький котёнок. Жил он в маленьком и очень уютном домике вместе со своей мамой-кошкой и папой-котом и братьями-котятами. Был он самый маленький, а ещё очень рыжий. Да-да, ярко рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: тёмно-серые, светло-серые, серые в чёрную и белую полоску… Вся родня серая и все знакомые серые, и только он один рыжий.
И вот однажды с ним произошёл печальный случай. Гуляя во дворе, наш маленький котёнок увидел двух сиамских котят, которые весело играли и прыгали.
- Привет, - сказал рыжий котёнок, - вы так весело играете. Можно и я поиграю с вами?
- Нет, видишь мы какие красивые, а ты какой-то странный, красный, мы никогда таких не видели. Лучше мы будем играть вдвоём.
Очень грустно стало маленькому котёнку, он потерял аппетит, плохо спал по ночам и всё думал, ворочаясь в своей кроватке: «Я такой маленький, такой рыжий, и никто не будет со мной дружить». Теперь он целыми днями сидел у окошка и печалился.
Но однажды случилось вот что. С самого утра было сыро и пасмурно. Всё было серым и блёклым. И всем было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко, оно раскрасило всё вокруг в яркие цвета, и всем стало весело и светло.
«Как все любят солнышко, какое оно красивое! А ведь оно такое же рыжее, как я», - подумал маленький котёнок и побежал гулять во двор.
А на улице была суматоха. Все толпились около большого дерева во дворе. На нём сидел маленький белый котёнок и громко плакал. Он боялся спускаться вниз. Тогда наш рыжий котёнок храбро залез на дерево и снял малыша. Все очень радовались и говорили:
- Смотрите, какой добрый и храбрый котёнок!
Все поздравляли котёнка, который очень радовался. Он выпрямился во весь рост и распушил хвостик.
- Смотрите, какой он красивый, яркий, как маленькое солнышко! – сказал кто-то.
И котёнок шёл домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.
Вопросы для обсуждения:
1. Из-за чего грустил и переживал котёнок?
2. Почему с ним никто не хотел играть?
3. Что понял котёнок, когда посмотрел на солнышко?
4. Чему ты мог бы научить котёнка?
V Подведение итогов занятия
- А теперь я предлагаю несколько контрольных заданий.
1. Закончи предложения:
Ребёнку грустно, когда… .
Ученику грустно, когда… .
Маме грустно, когда… .
Для ребёнка радость – это … .
Для ученика радость – это … .
Для мамы радость – это … .
2. Щенка нашли на улице, принесли домой. Он испуган, ему грустно и страшно. Постарайтесь успокоить его.
3. Показать радость при помощи:
- глаз;
- губ;
- одной руки;
- двух рук.
4. Нарисуйте радость.
Составим панно «Общая радость»
- Занятие нашего кружка заканчивается. Чему мы учились? (Быть хозяевами своего настроения)
- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни.
- А теперь я раскрою вас один секрет. Настроение повышается от сладкого, поэтому я угощаю всех конфетами.