Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для младших школьников»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
преподаватель ________________ «_»________201_г.
Картотека дидактических игр для младших школьников
Выполнила студентка Ш-31 группы
Лапа Елизавета
Ейск, 2019 г.
Дидактические игры для младших школьников по математике
Игра 1 «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Ход игры: Учитель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
Игра 2 «Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
Игра 3 «В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
Материал: 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 больших и 8 маленьких кругов.
Ход игры: Учитель показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.
Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.
Игра 4 «Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Ход игры: Учитель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
Игра 5 «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Ход игры: Учитель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
Дидактические игры для младших школьников по русскому языку
Игра 1 «Заполни окошечки»
Цель игры: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса.
Описание: На доске крепятся две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги.
Задание: Учащиеся заполняют окошечки соответствующими буквами и слогами.
Игра 2 «Кто больше придумает?»
Цель игры: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации
Описание: Класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку.
Задание: Написать как можно больше имен существительных.Выигрывает та команда, которая напишет больше всех имен существительных.Анологичную игру можно провести и по другим темам, например «Глагол», «Имя прилагательное»
Игра 3 «Кто быстрее соберет вещи»
Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
Игра 4 «Кто быстрее, кто точнее»
Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж,ш,ч,щ и умение вычленять эти звуки.
Ход игры: Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.
Игра 5 «Будь внимателен»
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
Дидактические игры для младших школьников по физической культуре
Игра 1 «Спортивный инвентарь»
Цель: развивать мышление, внимание, память и логику, закрепить знание правил личной гигиены.
Ход игры: все дети становятся в круг. Ведущий по очереди называет каждого, определяя ему задание: «Что мы делаем утром, когда просыпаемся? Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы». Игрок выполняет в движении, и все повторяют за ним. Следующий игрок выполняет следующее задание ведущего: Что мы делаем перед едой? Моем руки ... и т.д.
Игра 2 «Комплименты»
Цель: преодоление внутренних комплексов, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.
Содержание: дети выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу, и говорят друг другу комплименты, на каждый комплимент игрок делает один шаг.
1-й. Я очень рад учиться в одном классе с такой аккуратной девочкой.
2-й. Мне приятно просить у тебя учебник.
1-й. Ты очень жизнерадостный человек.
2-й. Ты никогда никого не обижаешь. ... И т.д.
Побеждает та пара, которая ближе всех сошлась по количеству шагов друг к другу.
Игра 3 «Построимся»
Цель: выработка умения сотрудничать с помощью невербальных средств общения.
Ход игры: Во время игры можно общаться только посредством мимики и жестов, под музыку дети гуляют по залу, ведущий выключает музыку, все замирают на месте, звучит команда ведущего:
Построились в шеренгу по росту! Все выполняют команду под счет до 10. Далее игра продолжается:
1) построение по алфавиту;
2) по длине волос;
3) по длине рукава одежды, по длине брюк;
4) по цвету одежды от светлого до темного,
5) по цвету глаз от темного до светлого и т.д.
Игра 4 «Пишущая машинка»
Цель: формирование умения совместно действовать, закрепление знаний о ЗОЖ.
Ход игры: Каждый игрок получает название буквы алфавита, все дети двигаются под музыку по залу. Когда заканчивается музыка, водящий называет фразу: «Береги здоровье смолоду». Дети начинают «печатать»: первая «буква» называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется следующая и т.д.
Когда фраза составлена, оставшиеся буквы прочитывают ее и все три раза хлопают в ладоши.
Игра 5 «Времена года»
Цель: формирование умения согласовывать действие в группе.
Ход игры: класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указана пора года; после непродолжительного обсуждения (1-2 мин.), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима – катание на лыжах, коньках; лето – плавание, велосипед, футбол; весна – бег, прыжки, волейбол, футбол; осень – бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.).
Дидактические игры для младших школьников по окружающему миру
Игра 1 «Какие мы деревья?»
Цель: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.
Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.
Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья, например: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень и т.д. Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение (лиственным или хвойным). Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.
Игра с мячом может проводиться также по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т.е. по всем темам, где есть классификация.
Игра 2 «Да – нет»
Цель: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы, уметь распределять животных по основным группам.
Ход игры: Дети делятся на 2-3 группы. Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди, например: Животное — лось.
Вопросы детей: Ответы учителя:
Это зверь? Да.
Он живет в наших лесах? Да.
Он хищный? Нет.
Он травоядный? Да.
Это лось? Да.
Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам. Такая игра может проводиться также по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д.
Игра 3 «Пантомима»
Цель: развивать активность детей.
Учитель просит с помощью мимики, жестов, движений показать режим дня, которого будут придерживаться ученики после сегодняшнего урока.
Игра 4 «Слова»
Цель: учить классифицировать и находить общие признаки.
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:
Барсук, кролик - живут в лесу, о них заботится человек;
Петух, лось – приносят пользу человеку, живут в поле.
Игра 5 «Четыре угла»
Цель: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Ход игры: В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в соответствии с цветами). Дети выбирают ответ на вопрос (соглашаются или не соглашаются с предложенным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяснить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные варианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.
Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.