Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по русскому языку и развитию речи для младших школьников»
Балейский филиал ГАПОУ
«Читинский педагогический колледж
Картотека дидактических игр по русскому языку и развитию речи для младших школьников
Выполнила:
Студентка 313 группы
Комогорцева Анастасия
Балей, 2022г
Игра «Буква заблудилась»
Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание. Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Примечание. Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.
Описание. В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.
Игра «Слова по теме»
Цели: развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.
Примечание. С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.
Описание. Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.
После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.
Игра «Пятерки»
Цели: учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.
Описание. В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.
Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.
Игра «Поиграем в слова»
Цель: расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Примечание: можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.
Игра «Парад грамотеев»
Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.
- Кот стремительно мчался на одной ноге.
- Она так испугалась, что бросилась в обморок.
- На картине изображен ученик средних лет.
- Его правая щека весело улыбалась.
- Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.
- Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.
- Он сел на коня и поехал пешком.
- Он лег в постель и уснул изо всех сил.
- Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
- У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.
- Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.
- Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.
- Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.
- Мы спали, но нам не спалось.
- Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
- Мальчик облизался до ушей.
- Мой любимый уголок природы - солнце.
- На крыше было много голубей, человек сорок.
- На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.
- Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
- Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
- Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
- Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.
- В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.
- Северный океан очень ледовитый.
- Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.
- Лицо у него было овальное, как прямой угол.
- В своих сапогах я чувствовал себя как дома.
-У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.
- У него была шпага с одним патроном.
- Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.
- Я так люблю книги, что даже их читаю.
- Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.
- Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.
- Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.
- У моего друга громкий голос и сломанный велосипед.
- Я быстро стоял на одном месте.
- За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.
- У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.
- Неожиданно он услышал чей-то взгляд.
- Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.
- И тогда он взял нож и застрелился.
- За кустом белело что-то синее.
- Он узнал ее по родинке на правом носу.
- Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.
- Уши у него торчат кто куда.
- Самым любимым временем года у него были каникулы.
- Мысли как назло не хотели думать.
- Было мне так холодно, что я вспотел.
- Слева лес редкий, но дремучий.
- Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.
- На меня напала мысль.
- У Сережи зачесались руки на коленях.
- Медведь закричал не своим голосом.
- Саша вышел под громкое мычание всего класса.
- Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.
Игра «Соберите слова»
Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
1
Сено
овод
=
Сено-вал
2
Банк
рот
=
Банк-рот
3
Стол
ежи
=
Стол-яр
4
Зал
глас
=
Зал-ежи
5
Свет
ода
=
Свет-елка
6
Яр
вал
=
Яр-марка
7
Воз
очки
=
Воз-глас
8
Газ
елка
=
Газ-он
9
Гриб
марка
=
Гриб-очки
10
Хор
он
=
Хор-овод
11
Чувство
яр
=
Чувство-вал
12
Бор
=
Бор-ода
Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»
Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.
И
О
И
л
О
м
И
ра
О
Да
И
кра
О
рда
И
згиб
О
кунь
И
щейка
О
ружие
И
екание
О
борона
И
нститут
О
бманщик
И
гривость
О
дуванчик
И
нтермедия
О
снователь
И
стребитель
О
боснование
И
ипровизация
О
бозреватель
И
спользование
О
бщественница
И
скусственность
О
прометчивость
И
зобретательство
О
тносительносгь
И
носказательность
О
врагоукрепление
Игра «Дружная семья»
Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.
Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).
Л - ли — частица.
И - или - союз.
Т - триста - числительное.
Е - ехать - глагол.
Р - радостно - наречие.
А - а - союз.
Т - тот - местоимение.
У - у - предлог.
Р - розовый - прилагательное.
А - ах - междометие.
Другой пример со словом - трудолюбие.
Т - ты - местоимение.
Р - разве - частица.
У - удивляться - глагол.
Д - десять - числительное.
О - ох - междометие.
Л - легко - наречие.
Ю - юла - существительное.
Б - без - предлог.
И - или - союз.
Е - елейный - прилагательное.
Игра «Найдите числительные»
Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?
- Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
Игра «В словах рекорд будет побит: мы составляем алфавит!»
(по теме: Нарицательные и собственные имена существительные)
З адание: напишите 33 слова нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Каждое слово должно состоять из 5 букв. Из средних букв должен получиться полный алфавит. (Задание можно видоизменить: составить слова из 7 букв, чтобы из четвертых букв получился полный алфавит.)
Игра «Слова-заменялки»
(по теме: Наречие. Слова-синонимы)
Задание: замените слова наречием-синонимом, начинающимся с буквы «Н», и запишите в таблицу.
1.Навсегда -
2. Вверх -
3. Пополам -
4. Наудачу -
5. Настороже -
6. На землю -
7. Вчерне -
8. Намеренно -
9. Категорически
10. Наизусть –
11. Вдвоем, тет-а-тет -
12. Голышом -
13. Прочно, крепко-
14. Сквозь -
15. Навечно, до конца жизни -
16. Наизнанку -
17. Надоедливо –
18. Откровенно -
19. По диагонали -
20. Расстегнув (пальто, пиджак)
Ответы:
1. Навеки
2. Наверх
3. Надвое
4. Наугад
5. Начеку
6. Наземь
7. Начерно
8. Нарочно
9. Наотрез
10. Назубок
11. Наедине
12. Нагишом
13. Намертво
14. Насквозь
15. Навсегда
16. Навыворот
17. Навязчиво
18. Начистоту
19. Наискосок
20. Нараспашку
Игра «Найдите замаскированные слова»
Задание 1: найдите в тексте названия пяти известных спортивных клубов.
НУЖНА ТРЕНИРОВКА
В школе прозвенел звонок - переменка! Все вскочили с парт, а Колька сделал стойку на руках.
- Погляди на мои ноги, - попросил он соседа, тоже неплохого спортсмена, - Ровно держусь?
И тут в класс вошел преподаватель физкультуры.
- Молодец, - с какой-то непонятной улыбкой произнес он, - Но на соревнованиях не мечтай о призе. Ни тебе, ни твоему соседу такое пока не по силам. Нужно больше тренироваться. Живот не втягивай. А затылок? Не задирай так затылок. О мотивчике ритмичном подумай, легче будет работать. И верь в победу, тогда победишь!
Задание 2: найдите в этом рассказе девять животных и птиц.
ВЕЧЕР НА ДАЧЕ
Вечер. Сижу на крылечке со своим щенком. Марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу - люстра у соседа зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Ивановичем, он - повар, любит пироги печь. Обрадовался он мне.
- Может, приготовишь мака для пирога?
- Мака? Какого? Он где? - говорю.
- Вон, где масло нa столе, в банке! Да побыстрей, уже в печку пора ставить.
Хорош получился у нас пирог! Все соседи собрались к чаю.
Задание 3: в этом тексте перечислены пять общественных мест, куда интересно и полезно ходить в свободное время. Попробуйте их назвать.
ПРИЗВАНИЕ
Иру Токареву посещало несколько муз. Ей тогда хотелось писать стихи, танцевать, петь, рисовать. Иной раз они возникали перед девочкой все вместе, а третьего дня явилась только Терпсихора - муза танца. «У тебя прекрасные руки, ноги, хороши слух и пластика, но нужны еще труд и воля. Запомни: балет - цель твоей жизни. С детства ты должна постичь все танцевальные основы. Ставка: слишком большая. Занимайся с усердием, пожалуйста, Дионис».
С тех пор главным в жизни маленькой балерины стал танец. «Ирка, - звали подруги, - выходи к нам, поиграем в салочки». Но девочка разучивала балетные упражнения. Ирой владела теперь только одна страсть - танцы.
Игры на внимание и сообразительность «Знаете ли вы русский язык»
Цели: повторить (закрепить) темы изменения имен существительных по родам и числам; обратить внимание на неизменяемые имена существительные.
Задание 1: учитель произносит слова в единственном числе, а учащиеся хором повторяют их во множественном числе.
1. Кот - коты 8. Беда - беды
2. Плот - плоты 9. Рука - руки
3. Крот - кроты 10. Еда - ...
4. Грот – гроты 11. Слива - сливы
5. Дуга-дуги 12. Грива - гривы
6. Река-реки 13. Диво-...
7. Мука - ...
Задание 2: учитель называет существительное мужского рода, а учащиеся - женского рода, затем наоборот.
1. Повар — повариха 1. Коза — козел
2. Портной - портниха 2. Оса - ...
3. Купец - купчиха
4. Храбрец - ...
Задание 3: учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся - во множественном.
1. Ведро - ведра 7. Цыпленок - цыплята
2. Бедро - бедра 8. Козленок - козлята
3. Метро-... 9. Бочонок — ...
4. День - дни
5. Пень — пни
6. Лень - ...
Лингвистическое задание «Прогулка по лесу»
Нина Васильевна задала ребятам на уроке сочинение «Прогулка по лесу».
Вова Торпедов склонился над партой и начал старательно выводить: «Летом, на даче, мы с папой ходили на рыбалку и наловили целое ведро трясогузок. А потом я пошел прогуляться по лесу. Сначала погода была прекрасной. Ярко светило солнце, высоко в небе парила сова, выглядывая свою добычу. Почти у самых моих ног из норы высунулась любопытная беличья мордочка. Вдруг резкий порыв ветра закачал толстые сосновые, ольховые, гиацинтовые и дубовые стволы. С кленовых веток посыпались желуди.
Ветер так же внезапно стих. Испуганная природа опять ожила. Лес снова огласился радостным карканьем тетеревов, заливистой трелью воробьев.
Я заметил, как, осторожно озираясь, из кустов вышла лиса, и в ту же минуту с ближайшего дерева на нее прыгнул заяц. Лиса бросилась на утек. Заяц помчался за ней и вот уже приготовился совершить последний прыжок, как вдруг с неба на него вихрем обрушился хищный стриж. Он схватил зайца и взвился со своей добычей в облака.
Как только злой стриж растаял вдали, в небе снова появились ласточки, жаворонки и суслики. Я вернулся на дачу. Из леса, который находился от нас через дорогу, слышалось грозное мычание овец».
Когда Нина Васильевна зачитывала в классе отметки за сочинение, то выяснилось, что Володя получил единицу.
- А я так надеялся на пятерку, - расстроился Вова.
И. Бутман
Задание: объясните, почему Вова получил единицу. Найдите ошибки в его сочинении.