Просмотр содержимого документа
«Как научить ребёнка учиться»
Как научить ребёнка учиться
Один из самых частых родительских запросов — «Ребенок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо, как минимум, уметь. А это навык! А над выработкой такого навыка родители обязаны приложить максимум усилий и проявить большое усердие и терпение к своему ребёнку.
Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3-м уже более и или менее начинает включаться ответственность за себя), он еще не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, т. е. его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается. Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарован ности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребенка учиться в значительной степени лежит на взрослых! Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего! И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее. Но если, все-таки, ребенок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние –«все бесполезно, уже так все запущено, такой дикий объем, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!» Таких проблем не будет, если у ребенка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребенка во время выполнения уроков?
- Придавайте новые смыслы скучным заданиям Например, ребенку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание деду Морозу? Он же ничего не разберет в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!» Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!»
- Стимулируйте внутреннюю мотивациюМожно спросить у ребенка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивации — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребенку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.
- Меняйте роли — вместо ученика «учитель» Превращаем ребенка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.Этот прием снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребенок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперед, а не сваливаться в яму «я — никчемный неумеха».
- Научите его самостоятельно делать урокиЧерез какое-то время, когда вы видите, что ребенок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его на одного. Но нужно сделать так, чтобы ребенок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учеба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в которой присутствуют обязательно две темы.
Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Я или мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.
Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты все сумел доделать!».
Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе не понятное. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?» Так ребенок получает интерес к развитию — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.
- Делитесь успехамиМожно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего. В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!
- Работайте с материалом Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать какие-то задания, способствующие показать как и на сколько прочно ребёнок усвоил изученный материал.