Просмотр содержимого документа
«К вопросу о формировании финансовой грамотности»
К вопросу формирования финансовой грамотности младших школьников
Подушко Е. П., учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол
Повышение финансовой грамотности населения – одна из важнейших задач сегодняшнего времени. Результаты обучения финансовой грамотности заключаются прежде всего в формировании принципов разумного финансового поведения. Разумное финансовое
поведение предполагает ответственность индивида за свое финансовое и социальное благополучие, выбор стратегий рационального поведения, знание современных методов, технологий управления финансами, владение навыками пользования финансовыми продуктами. Финансовая неграмотность, напротив, усиливает риски неразумно набранных кредитов, потери сбережений, участия в финансовых пирамидах.
Спектр финансовых вопросов существенно велик, расширяется с каждым годом и включает рассмотрение следующих вопросов: макроэкономические явления и процессы; основы экономического поведения; деньги, инфляция; доходы и расходы, бюджеты разных уровней; финансовое планирование; расчеты и платежи, экономическая и финансовая безопасность; финансовые институты; банки; рациональное экономическое поведение; страхование; инвестирование; предпринимательство; права потребителей и пр..
Младшие школьники знакомятся с основами финансовой грамотности в процессе социализации. Известно, что школа является активным агентом процесса социализации. Экономическая социализация в свою очередь представляет собой усвоение ребенком различных аспектов социально-экономической жизни: деньги, собственность, социальная дифференциация, социоэкономическое поведение. Экономическая социализация напрямую зависит от успеха социализации ребенка в целом. Например, умение ребенка понять точку зрения другого или принимать разнообразные роли (7 – 12 лет). В 2-3 года дети уже способны узнавать знакомые упаковки продуктов, игрушки и одежду, которая им нравится, и знают бренды. В 4 – 6 лет формируется представление о деньгах, а также о том, что из себя представляет сам процесс покупки. Приходит осознание, что родители отдают предпочтение продуктам той или иной марки, которая часто показывается в рекламных роликах.
Реклама рассматривается как развлечение, а не как средство продвижения тех или иных продуктов. В 7 – 9 лет ребенок становится активным участником экономической жизни, так как у него появляются карманные деньги. Возникают предпочтения в одежде, подарках. В подростковом возрасте у ребенка уже есть постоянные карманные деньги, одежда и бренды используются для создания персональной и социальной идентичности.
Младшие дети предпочитают немедленное, но меньшее вознаграждение, в то время как старшие дети готовы подождать и получить больше. Дети 6-ти лет не умеют сберегать деньги, для них отложенные деньги – это потерянные деньги. Дети 9-ти лет умеют откладывать деньги, хотя и не любят это делать, и понимают назначение банка.
Таким образом, необходимо констатировать важность обучения финансовой грамотности в 1-4 классах. Рекомендуются следующие виды занятий: постановка, решение, подведение итогов решения проектных задач; проведение мини-исследований; осуществление занятий-игр; оценивание уровня усвоенных знаний [1-4].
Основы финансовой грамотности закладываются учителем при проведении уроков по математике, литературному чтению, окружающему миру. Так, на уроках математики дети закрепляют понятия «деньги», обучаются навыкам предприимчивости, бережливости, экономии и др.
При изучении произведений А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», А.Н. Толстого «Приключение Буратино», Н.Н. Носова «Приключение Незнайки» и «Незнайка на луне» младшие школьники погружаются в решение различных финансовых ситуаций, в которых оказываются герои сказки, примеряют «на себя» роли, решают «виртуальные» финансовые проблемы. Уроки окружающего мира помогают в значительной степени знакомят с основами денежного обращения, экономикой как наукой о хозяйствовании, качествами предпринимателя, факторами производства и пр.
Подводя итоги, заметим, что данные уроки способствуют развитию таких качеств ребенка как инициативность, самостоятельность, активность, потребность в познании, творчестве, позволяют раскрыть способности младших школьников, стимулировать их интерес к изучению экономики и практическому применению обретенных навыков. При этом очень важно учитывать психолого-педагогические особенности ребят, базирующиеся на памяти, логическом мышлении, а также адаптивную интеграцию методических материалов по финансовой грамотности в учебные предметы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 112 с.
Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.2–3 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).