Повышение финансовой грамотности младших школьников
Повышение финансовой грамотности младших школьников
Данный проект направлен на формирование основ финансовой грамотности младших школьников. Цель проекта-создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение финансовой грамотности младших школьников»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мозжухинская основная общеобразовательная школа»
«Повышения финансовой грамотности
младших школьников»
Выполнила:
Ковалева И.В., к.п.н.,
учитель обществознания
д. Мозжуха, 2019
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
3
2. Описание учреждения (организации)
5
3. Постановка проблемы
6
4. Цель и задачи проекта
7
5. Обоснование актуальности проекта
8
6. Готовность к реализации проекта
10
7. Этапы, содержание и методы реализации проекта
13
8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности
27
9. Практическая значимость результатов
30
10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
32
11. Ресурсы (бюджет проекта)
34
12. Функционал участников проекта
37
13. Перечень источников
39
Краткая аннотация проекта
Данный проект посвящен формированию основ финансовой грамотности младших школьников через разработку, внедрение и реализацию комплекса образовательных мероприятий в МБОУ «Мозжухинская ООШ». Цель проекта - создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления младших школьников, их социализации.
Своевременность проекта для образовательной организации обусловлена потребностью обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации способностей и возможностей в аспекте овладения финансовой грамотностью как основы социализации; необходимостью организации деятельности школы с учетом требований ФГОС: разработка программ внеурочной деятельности, направленных на формирование финансовой грамотности, поиск эффективной системы социализации учащихся; готовностью педагогов школы к формированию финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности и на уроках.
Задачи проекта:
1.Ввести новое направление во внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Мозжухинская ООШ» – обучение финансовой грамотности.
2. Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин, реализуемых в образовательной организации, в частности математики.
3.Актуализировать знания обучающихся начальной школы в области финансовой грамотности, формируя актуальные метапредметные и личностные компетенции младших школьников, закладывая тем самым основы рационального финансового поведения младших школьников.
4.Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой одновозрастной и разновозрастной работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.
5.Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.
6.Создать сборник методических материалов по теме «Повышения финансовой грамотности младших школьников МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Данный проект находится в стадии реализации и рассчитан на осуществление в 2018-2021 годах педагогическим коллективом образовательной организации, обучающимися и их родителями (законными представителями). В ходе реализации проекта будет обобщен опыт работы и результативность применения конкретного УМК и определены области, требующие доработки, в МБОУ «Мозжухинская ООШ» будут созданы условия для формирования основ грамотного финансового поведения младших школьников как необходимого условия финансового благополучия обучающихся в дальнейшем; будет издан сборник методических материалов по теме «Повышения финансовой грамотности младших школьников МБОУ «Мозжухинская ООШ».
Новизна проекта «Создание образовательной среды МБОУ «Мозжухинская ООШ» для повышения финансовой грамотности младших школьников» в системном подходе к формированию финансовой грамотности подрастающего поколения, который рассмотрен, как форма обеспечения финансовой безопасности семьи.
Описание учреждения (организации)
Стратегические направления развития МБОУ «Мозжухинская ООШ» определены в новой редакции Программы развития «Совершенствование модели образовательного пространства школы на основе внедрения инновационных педагогических и информационных технологий в условиях реализации ФГОС» на 2016-2020 годы.
Миссия школы заключается в создании условий для успешной адаптации и социализации обучающихся, их самореализации в обществе.
Прогноз дальнейшего пути развития школы заключается в выстраивании системы педагогической деятельности с учетом образовательных потребностей обучающихся и их родителей, организации предпрофильной подготовки и профильного обучения через сетевое взаимодействие с высшими и средне специальными учебными заведениями, формировании инженерного мышления через введение курсов внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» и «Экономика» на уровне НОО с целью финансово-экономического образования младших школьников.
С сентября 2018 года в МБОУ «Мозжухинская ООШ» реализуется проект по формированию основ финансовой грамотности. Занятия «Финансовая грамотность» включены в действующий учебный план как внеурочная деятельность, а также будут встроены в качестве отдельных тем, задач, уроков в другие учебные предметы, такие как математика, окружающий мир и т.п.
Постановка проблемы
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, проведённое Национальным агентством финансовых исследований показало, что только 8% семей ведут детальный учет доходов и расходов. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. Только треть родителей (33%) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. «Поскольку очень часто дети младшего школьного возраста исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Из-за этого дети попадают в зону риска в вопросах финансовой грамотности.
По результатам анкетирования, проведённого среди родителей обучающихся младших школьников образовательного учреждения выявилось, что большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. (Приложение 1). Поэтому знания детей в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте. Данная проблема требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, которые предполагают не только участие обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах, исследованиях, но и включение всего образовательного учреждения в проекты разного уровня.
Цель и задачи проекта
Цель проекта - создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления младших школьников, их социализации.
Отправной точкой реализации данного проекта послужила инициатива Министерства финансов России по реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Цель ставит перед авторами проекта определённые задачи:
1.Ввести новое направление во внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Мозжухинская ООШ» – обучение финансовой грамотности.
2.Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин, реализуемых в образовательной организации, в частности математики, окружающего мира.
3.Актуализировать знания обучающихся начальной школы в области финансовой грамотности, формируя актуальные метапредметные и личностные компетенции младших школьников, закладывая тем самым основы рационального финансового поведения младших школьников.
4. Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой одновозрастной и разновозрастной работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.
5. Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.
6. Создать сборник методических материалов по теме «Повышения финансовой грамотности младших школьников МБОУ «Мозжухинская ООШ».
Обоснование актуальности проекта
Темпы роста просроченной задолженности населения перед банками в Сибирском федеральном округе (СФО) к маю 2016 года достигли рекордного показателя, отмечают коллекторские агентства. Объем просроченных выплат по кредитам физлиц увеличился за год на 16% и составил 149,38 млрд руб. Основной причиной эксперты называют падение доходов населения.
Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, участие в финансовых пирамидах. Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.
Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.
«Рынок финансовых услуг развивается. Российские граждане, в том числе и взрослые люди, не всегда аккуратно и осторожно себя на нем ведут. Да и, в общем-то, ребенок с малых лет должен понимать, что есть семейный бюджет, есть зарплата, надо как-то рачительно относиться к этим деньгам. Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Все это делает актуальным введение задач формирования финансовой грамотности в программы различных школьных предметов, организацию занятий внеурочной деятельности как важного элемента воспитания подрастающего поколения.
В этой связи подготовка младшего школьника к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития д. Мозжуха.
Введение курса «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность обучающихся позволит решить вышеизложенные проблемы. Целью реализации курса «Финансовая грамотность» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся школы.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Грамотность школьников в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления финансовой системы Кемеровского муниципального района, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.
Готовность к реализации проекта
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Школьное образование имеет наибольший охват детей. При этом главная образовательная и воспитательная задача школьного образовательного учреждения дать простые финансово-экономические знания и сформировать правильное (бережное и экономное) отношение детей к деньгам и обращению с ними.
На основе действующих в школе нормативных актов, регламентирующих деятельность всех субъектов образовательного процесса, были проведены мероприятия по принятию решения о разработке плана-графика реализации проекта по формированию основ финансовой грамотности младших школьников на 2018-2021 годы. Разработана и апробирована модель организации проектной деятельности.
Анализ уровня методической работы школы, позволяет утверждать о подготовленности педагогов к освоению новшеств, что включает в себя владение современными психолого-педагогическими инклюзивными технологиями, знание психологических особенностей учащихся, владением технологией проектов.
Педагоги активно распространяют свой опыт на практико-ориентированных семинарах, представляют свой опыт в форме мастер-классов, на методических заседаниях, что свидетельствует о готовности педагогического коллектива к диссеминации опыта по формированию финансовой грамотности учащихся.
Кадровая подготовка коллектива ОУ к профессиональному осуществлению инновационной деятельности достаточно высока и характеризуется высокой степенью сплоченности вокруг идеи повышения финансовой грамотности учащихся как основы их социализации.
Программа курса «Финансовая грамотность» разрабатывается для возрастной группы 8-10 лет. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями. Целью реализации курса «Финансовая грамотность» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у младших школьников. Программа может быть реализована за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, как курс внеурочной деятельности, за счёт интеграции с другими предметами: математикой, информатикой, окружающим миром, технологией, в рамках программы дополнительного образования. При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу, подойдя к ней комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практико- ориентированный подход к реализации программы в полном объеме. В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернет-источники актуальной аналитической информации, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.
Включение курса «Финансовая грамотность» как составляющей внеурочной деятельности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию Основной образовательной программы начального общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе. При этом учебный план остается сбалансированным и не допускающим неоправданного увеличения учебной нагрузки.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Этапы,
сроки
Содержание работы
Прогнозируемые результаты
Средства контроля
1.Подго
товитель
ный,
март-август 2018г.
1. Анализ ресурсов для реализации проекта, изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей младшего школьного возраста к овладению основами финансовой грамотности.
2. Анализ состояния проблемы в теории и практике школьного образования.
3. Направление на курсы повышения квалификации педагогов по основам финансовой грамотности
4. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
5. Определение цели, задач проекта
6. Разработка нормативно-правового обеспечения проекта.
7.Моделирование учебного плана образовательного учреждения в соответствие с целями и задачами проекта
Создание проекта, определение
готовности школы к реализации проекта; план реализации проекта; инструментарий мониторинга показателей реализации проекта; формирование нормативно- методической базы реализации проекта;
1.. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения.
2. Проведение стартовой диагностики обучающихся 3Б класса, анализ полученных данных.
3. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для осуществления проекта.
Разработка и создание программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Диагностика обучающихся,
оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Обучаю
щий,
сентябрь
2018-
май 2019гг.
1.Разработка плана мероприятий для работы с родителями (законными представителями) обучающихся по реализации проекта.
2. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей. Создание в сети Интернет на официальном сайте ОУ вкладки «Финансовая грамотность», предполагающую публикацию новостей, анонса событий, результатов деятельности.
3.Накопление методического материала.
4.Реализация плана работы с детьми
5.Оптимальная организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО
6.Организация и проведение семинаров по подготовке учителей, родителей, волонтеров для проведения школьных мероприятий (День финансиста, недели финансовой грамотности, квестов)
7.Проведение специальных мероприятий выходного дня для всех участников образовательного процесса
8.Проведение классных часов, лекций, круглых столов, конкурсов для обучающихся, дискуссионных клубов для родителей, педагогов на темы финансовой грамотности
9.Организация и проведение олимпиад по финансовой грамотности обучающихся
10.Разработка и выпуск буклетов, лэпбуков, газет, журналов на темы, посвященные финансовому образованию.
11.Информирование общественности о процессах и результатах реализации проекта через школьный сайт, школьную газету, СМИ.
Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.
Проведение различных мероприятий
Анализ контрольного среза.
Сравнительный анализ
4. Заключительный, май 2020-май 2021гг.
1.Проведение итоговой диагностики обучающихся 3 Б класса
2. Сравнительный количественно-качественный анализ стартовой и итоговой диагностики
3. Проведение семинаров по обмену опытом с другими ОУ по этапам реализации проекта
4.Создание программы и методических рекомендаций по формированию основ финансовой грамотности младших школьников.
5.Размещение электронного пособия на сайте в Интернет.
6.Организация мониторинга эффективности реализации проекта
7. Определение перспектив развития проекта в последующие годы школе
8. Составление отчета об итогах реализации проекта «Создание образовательной среды в школе для повышения финансовой грамотности младших школьников»
Публикация методических материалов и распространение электронного пособия, Интернет.
Проведение контрольного среза;
сравнительный количественно-качественный анализ результатов
Выявление одаренных детей в области финансовой грамотности
Организация образовательного процесса по формированию основ финансовой грамотности младших школьников будет осуществляться с использованием разнообразных моделей: контекстной; предметной; внеурочной; проектной.
Контекстная модель предполагает включение модулей финансовой проблематики в курсы общеобразовательных дисциплин. Анализ содержания курсов математики, окружающего мира и технологии для начальной школы показал возможности интеграции вопросов финансовой грамотности с различными разделами программ перечисленных дисциплин. Так, при изучении раздела программы по математике «Числа и величины» будут рассмотрены такие модули, как «Зачем нужны деньги?» (1 класс), «Какими могут быть деньги» (2 класс), «Откуда берётся цена?» (3 класс), «Национальная валюта» (4 класс).
Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы будет осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач. (Приложение 2).
В русле системно-деятельностного подхода образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией финансовой проблематики. Для этого будет проведён тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулированы задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее продумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс. Для сюжета будут выбираться реальные ситуации, которые должны быть интересны детям и учитывать их возрастные особенности.
Например, сюжетами для формирования финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать совместная подготовка праздника, организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и другие. (Приложение)
Другим эффективным способом формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения общеобразовательных предметов является применение контекстных задач.
Введение в курс математики элементов оживляет процесс обучения математике, приближает ее к реальной действительности, позволяет младшему школьнику адаптироваться в социуме. Введение экономических понятий и категорий в курс математики может осуществляться с первых лет обучения, соответственно вся программа обучения математике с 1 по 4 класс должна содержать экономические задачи, но не стихийно разбросанные, а в некой единой системе. Содержание математики 1-4 класса имеет большие возможности для того, чтобы, включая задачи экономического характера, решать задачи формирования математической компетентности выпускника начальной школы.
Целенаправленная систематическая работа по введению элементов экономики, в том числе с помощью разработанных методических предложений, будет положительно влиять на качество математических знаний и уровень экономических знаний младших школьников.
В МБОУ «Мозжухинская ООШ» часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебными предметами, позволяющими заниматься деятельностью по формированию финансовой грамотности: «Информатика в играх и задачах», «Решение проектных задач», «Я - исследователь» - на уровне начального общего образования.
Процесс формирования финансовой грамотности будет сопровождаться различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в него как можно больше участников, расширяя круг социальных партнеров школы.
Еще одним структурным элементом системы являются информационные и просветительские материалы, направленные на популяризацию и широкое продвижение разрабатываемых дополнительных образовательных программ среди родителей, а также других заинтересованных участников процесса формирования финансовой грамотности школьников.
Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи.
До сегодняшнего дня ни один обучающий курс для учреждений общего образования не включал материалы для родителей. (Приложение 2). Опыт совместного изучения новых не только для детей, но и для многих взрослых вопросов из сферы финансов уникален. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы:
Что такое деньги, и для чего они нужны?
Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.
Как зарабатываются деньги?
Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а также денежных отношениях в современном мире. Важно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Нужно стараться честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, как ’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Мы подробнее остановимся на первом способе, так как он самый распространенный.
Уважение
Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.
Совместное планирование семейного бюджета
Необходимо разговаривать с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Пробовать вместе расписать важные пункты в статье расходов, находить способы сэкономить. Объяснять ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учить ребенка правильно распределять свой бюджет.
Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?
Есть два способа.
Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.
Полезные экономические игры и занятия
Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.
На занятиях учитель вместе с детьми обсуждают основу экономики как науки и экономики в семье, что такое деньги, для чего они нужны, почему нельзя любому желающему выпускать свои собственные деньги, и как различить фальшивки.
Школа выстраивает взаимодействие с родителями, предоставив специально разработанные для них пособия, организуя анкетирование, проводя родительские собрания, совместные встречи и консультации.
Организуя диалог взрослых и детей в целях принятия совместных финансовых решений, учителя используют потенциал семьи для мотивации детей к дальнейшему изучению основ финансовой грамотности.
Содержание образования и формы учебной деятельности, обеспечивающие формирование финансовой грамотности
Содержание образования – это те знания (понятия, установление причинно-следственных, иерархических связей между явлениями и процессами), умения (предметные и метапредметные), компетенции, которые осваивают учащиеся в ходе учебной деятельности.
Главной особенностью содержания образования занятий по финансовой грамотности является его практическая направленность, поэтому предметное содержание отобрано так, чтобы его освоение позволяло успешно и эффективно решать практические жизненные задачи в сфере финансов.
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения начального общего образования, а также программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком выступает Минфин России.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитываются особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, может быть составлена как на 16ч, так и на 34 часа в год для обучающихся 2-4 классов. Программа инновационная, как и сам предмет, поэтому никаких оценок, только базовые знания, причем те, что пригодятся в жизни каждому.
Цель программы:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансов и экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна программы в том, что она повышает уровень развития способностей обучающихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
В ходе образовательной деятельности учителю необходимо:
рассказать о видах денег, объяснить, что бывают деньги наличные и безналичные (формирование умения произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал);
объяснить, откуда в семье берутся деньги, т. е. какие существуют источники поступления денег (формирование умения аргументированно обосновать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета);
научить детей договариваться с родителями о покупке желаемых им благ при понимании ограниченности денежных средств, которыми располагают родители;
объяснить, на что тратятся семейные доходы и почему у семей возникают либо сбережения, либо долги (формирование умения понимать, что у семьи бывают расходы обязательные и неотложные, а бывают желательные, но не обязательные);
объяснить на понятийном и арифметическом уровне невозможность для семьи тратить денег больше, чем она получает доходов и имеет сбережений (формирования умения замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений).
Учащиеся начальной школы не могут иметь банковской карты, а родители в большинстве семей не готовы выделять ему даже карманные деньги, то при занятиях со школьниками начальных классов рассматриваются самые общие вопросы, позволяющие ввести ребенка в мир денег.
Методы обучения и организации занятий по «Финансовой грамотности» характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке: обучение в сотрудничестве, работа в команде, самостоятельная работа вне школы, получение знаний из различных источников (библиотеки, Интернет, семейный опыт, семейные проекты).
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например,
«Мозаика»
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач. Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач. Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
«Дерево решений»
При выполнении заданий по классификации, например, товаров и услуг, или принятию решений, например, выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
«Мозговой штурм»
В групповых проектах, например, организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
«Мини-исследование»
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы или короткого текста.
«Кейс»
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
«Аукцион»
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель, и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
«Квест» (Приложение 3)
Сетевое взаимодействие в рамках реализации проекта
Проект «Финансовая грамотность» имеет открытую форму, что способствует вхождению в него все большего количества участников.
Автором проекта внесено предложение - расширить формат участия. Наряду с профессиональным общением на семинарах формируется сетевое взаимодействие школы с другими участниками проекта, банками города, библиотеками. Школа определила совместно с заинтересованными сообществами формы взаимодействия – встречи с профессионалами финансовой сферы, проведение предметных игр со школьниками по финансовым темам.
Организуя взаимодействие с профессиональными и бизнес сообществами, школа решает управленческую задачу по внедрению креативных подходов при организации внеурочной деятельности и делает шаги по достижению цели проекта – формированию у широкого круга граждан разумного, ответственного поведения по отношению к личным финансам, повышению правовой грамотности для эффективной защиты прав потребителей финансовых услуг.
Предлагаемая деятельность отличается новизной:
- обоснована возможность формирования финансовой грамотности обучающихся как средства предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательной организации;
- определено содержание и предложена модель формирования финансовой грамотности участников образовательного процесса;
- опыт по формированию финансовой грамотности подрастающего поколения рассмотрен как форма обеспечения финансовой безопасности семьи;
- разработаны критерии и показатели, характеризующие уровень сформированности финансовой грамотности участников образовательного процесса;
Реализация проекта «Создание образовательной среды МБОУ «Мозжухинская ООШ» для повышения финансовой грамотности младших школьников» позволит администрации образовательной организации:
1. Ввести новое направление во внеурочной деятельности детей – обучение финансовой грамотности.
2. Начать обучение с любого образовательного уровня и любого класса в зависимости от возможности образовательной организации.
3. Реализовать принцип преемственности по изучению финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.
4. Формировать актуальные метапредметные и личностные компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
5. Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин, реализуемых в образовательной организации, в частности математики, окружающего мира, ОРКСЭ и других.
6. Обеспечить участникам образовательных отношений посредством обучения в определенной мере социальную защиту в финансовой сфере.
Преподавание курсов финансовой грамотности позволяет учителям:
1. Использовать матричный принцип (как по вертикали, так и по горизонтали) для организации практико-ориентированного обучения по финансовой грамотности и системно- деятельностный, компетентностный подходы для обеспечения реализации современных требований как к процессу обучения, так и к его результатам.
2. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.
3. Использовать УМК как ресурс для организации системного и непрерывного обучения, предпрофильного обучения, индивидуального и дистанционного обучения.
4. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные компетенции, соответствующие ФГОС.
5. Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой одновозрастной и разновозрастной работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.
6. Использовать материалы отдельных модулей для углубленного изучения тем финансовой сферы и организации работы с одаренными детьми.
7. Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.
8. Сформировать основы личной финансовой безопасности у себя, обучающихся и их родителей.
Серия учебно-методических материалов по финансовой грамотности предоставляет возможности для:
Обучающимся:
1. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; самостоятельного поиска методов решения практических задач; информационно- познавательной деятельности.
2. Ориентироваться в сложном мире финансов, научиться пользоваться финансовыми инструментами, оценивать свои риски при принятии финансовых решений, понимать ответственность и последствия необдуманных решений.
3. Понимать финансовую информацию и правильно толковать финансовые термины.
4. Использовать навыки рационального финансового поведения.
6. Применять полученные знания для эффективного исполнения социально- экономической роли потребителя и других.
7. Развить навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств.
8. Укрепить взаимоотношения с родителями.
9. Использовать полученные знания, умения и навыки в целях личной финансовой безопасности.
10. Быть готовым к самообразованию по финансовой грамотности.
Родителям:
1. Совместно с детьми изучать основы финансовой грамотности, приобрести умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.
2. Сформировать семейный бюджет и реализовывать его в жизни.
3. Расширить возможности по использованию финансовых услуг и продуктов и эффективно их использовать.
4. Сформировать стратегию личной финансовой безопасности.
5. Укрепить семейные взаимоотношения.
6. Быть готовыми к образованию, в том числе самообразованию, по финансовой грамотности.
Курс внеурочной деятельности для младших школьников «Финансовая грамотность» является средством мотивации и подготовки к участию в данной олимпиаде. Данный курс имеет возможность реализации в старших классах.
Практическая значимость результатов
В практике реализации ФГОС НОО происходит более широкое понимание образовательных/учебных достижений - не только академических знаний, но и компетентностей, гражданской позиции, умения позитивно взаимодействовать с другими, самоуважения, уважения к семье и обществу, заботе о других. Применительно к формированию финансовой грамотности эти положения означают следующее:
учащиеся изучают проблемы, которые для них имеют практическое значение (в частности, как формировать семейный бюджет, как пользоваться банковской картой и др.), поэтому у них возникает внутренняя мотивация;
в ходе организации обучения, учащиеся ставят цели собственной деятельности и соотносят полученные результаты с этими целями (что в принципе они и будут делать во взрослой жизни, самостоятельно решая финансовые задачи);
в ходе обучения, учащиеся осваивают конкретные умения (как действовать в той или иной финансовой ситуации), например, различать регулярные и нерегулярные источники доходов, понимать свои финансовые потребности и т.д.;
в ходе обучения исходным объектом являются знания и умения самого ученика, а конечным продуктом будут освоенные способы деятельности в различных финансовых ситуациях.
Следовательно, учебная деятельность обучающегося, организуемая на занятиях по финансовой грамотности, направлена на получение таких образовательных результатов, которые будут способствовать развитию собственной деятельности как умения действовать в различных жизненных ситуациях финансового характера.
Учитывая конкретно-ориентированный образ мышления младших школьников, обучение их основам финансовой грамотности призвано развить навыки логического мышления, обдуманного принятия финансовых решений и направлено на воспитание ответственности за их последствия. Кроме того, полученные знания создадут основу для положительной мотивации детей при изучении базовых предметов школьного курса, так как программа акцентирует внимание на ценности образования и его необходимости для достижения устойчивого финансового благосостояния.
Практическая значимость результатов проекта и в том, что чем раньше у детей будут сформированы базовые представления о финансовой стороне жизни человека, а на их основе - понятия, тем безболезненней будет их социальная адаптация во взрослом мире, тем легче будет осуществлен их профессиональный выбор в будущем, а общество получит более грамотных потребителей и производителей.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Для мониторинга достижения поставленных в инновационном проекте целей и задач предусматривается использование следующих показателей:
№ п/п
Показатели
Единицы измерения
1.
Изменение качества знаний обучающихся (результаты стартовой диагностики, итоговой диагностики по методике оценки результатов, предоставленной разработчиками УМК «Финансовая грамотность»
В процентах
2.
Формирование метапредметных компетенций обучающихся и универсальных учебных действий
Абсолютные величины
3.
Мониторинг развития творческих способностей учащихся, творческой самореализации и социальной активности младших школьников
Кол-во творческих проектов
4.
Статистические данные о количестве победителей и призеров различного рода конкурсов исследовательских и проектных работ
Проценты и абсолютные величины
5.
Разработка и внедрение новых программ в учебно-воспитательный процесс
Абсолютные величины
6.
Мониторинг участия обучающихся начальной школы в исследовательских и проектных работах.
Абсолютные величины и проценты
7.
Количество новых форм организации внеурочных занятий.
Абсолютные величины
8.
Статистические данные о количестве обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью по формированию основ финансовой грамотности
Абсолютные величины и проценты
9.
Ведение портфолио обучающихся.
Абсолютные величины
10.
Приобретение обучающимися начальной школы функционального навыка коммуникативного взаимодействия и опыта исследовательской и проектной деятельности;
Групповая проверка деятельности
11.
Распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно – практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в формате записей в блогах, семинаров, консультаций;
Абсолютные величины
12.
Улучшение условий для внеурочного взаимодействия с обучающимся;
Результаты наблюдений
13.
Удовлетворённость родителей (законных представителей) в предоставлении образовательной услуги
Абсолютные величины и проценты по результатам анкетирования
Представленная практика способствует: повышению эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами; развитию творческой и деятельной атмосферы в школе, активизации профессиональной деятельности учителей; оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса; повышению конкурентоспособности общеобразовательного учреждения; обеспечению широкого участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением.
Ресурсы (бюджет проекта)
Ресурсы
Наименование
Есть в наличии
Потребность в приобретении, сумма (руб)
Нормативно-правовые ресурсы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Устав МБОУ «Мозжухинская ООШ».
Программа по финансовой грамотности
Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
+
+
+
+
1
Материально-технические ресурсы
Учебный кабинет начальных классов
Помещения для групп продлённого дня
Спортивные залы (большой и малый)
Актовый зал
Компьютер
Интерактивная доска
Экран
Проектор
Принтеры (чёрно-белый)
Принтер лазерный (цветной)
Библиотечный фонд
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы. В 2-х частях. Часть 1
Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы. В 2-х частях. Часть 2
Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+
1
1
30
30
30
30
30
1
(20 000руб)
Кадровые ресурсы
педагог, прошедший курсы повышения квалификации по курсу «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»
готовность педагогов начальной и основной школы к реализации курса «Финансовая грамотность» в условиях ФГОС НОО, ФГОС ООО.
система внутришкольного контроля, позволяющая анализировать, корректировать и осуществлять сопровождение данной деятельности.
2
+
+
Информационные ресурсы
сеть Интернет;
сайт ОУ;
сайт регионального методического центра по финансовой грамотности;
Мотивационные ресурсы
система стимулирования инновационной деятельности педагогов;
удовлетворение потребности обучающихся к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков проектирования.
Финансовое обеспечение
Повышение квалификации педагогов в 2018-2019 годах
Финансирование проекта: приобретение методического комплекта, учебно-методической литературы по основам финансовой грамотности
Муници
пальный бюджет
Федеральный бюджет
Функционал участников проекта
№
п/п
Ф.И.О. сотрудника
Должность
Функционал специалиста
1
Трофимов А.Б.
Директор школы
Руководитель проекта
2
Ковалева И.В.
Руководитель творческой лаборатории
Разработчик проекта
3
Классные руководители 2-4 классов
Учителя начальной школы
Участники проекта
4
Родители (законные представители) обучающихся 2-4 классов
Участники проекта
В МБОУ «Мозжухинская ООШ» программа «Финансовая грамотность» реализуется в рамках внеурочной деятельности младших школьников.
Методическое объединение учителей начальных классов одним из направлений своей деятельности определило организацию работы с педагогическими кадрами по реализации инновации «Финансовая грамотность», намечен план мероприятий:
Организовать творческую группу, в которую будут включены учителя с учётом опыта работы по преподаванию учебных дисциплин социально-гуманитарной направленности с учащимися данной возрастной группы (в начальной школе – «Математика», «Окружающий мир», «Решение проектных задач»), наличия знаний и умений, связанных с преподаванием на основе деятельностного подхода и практико-ориентированных задач; знания специфики познавательных заданий и умения их использовать на различных этапах образовательного процесса; наличия квалификации, позволяющей участвовать в инновационной деятельности; готовности к работе в режиме эксперимента с учащимися и родителями; умения привлекать собственный творческий потенциал для решения образовательных задач; наличия собственных творческих разработок.
На основе норм административного управления издание приказа «Об организации работы по реализации проекта «Создание образовательной среды МБОУ «Мозжухинская ООШ» для повышения финансовой грамотности младших школьников»
Определение задач учителя по содействию становления определённых основ финансовой грамотности школьников.
Проведение плановых занятий обучающих семинаров, включающие мастер- классы учителей, анализ содержания презентаций разработчиков курса «Финансовая грамотность»
Проведение консультаций для учителей по видеоматериалам занятий, с целью определения проблемных полей и вариантов решения педагогических задач.
Творческая группа учителей школы приступила к формированию банка педагогических идей (методических разработок занятий) по направлению «Финансовая грамотность».
Таким образом, именно качественно организованная среда позволит обучающимся получать основы грамотного финансового поведения, предоставив им условия для повышения уровня финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления младших школьников, их социализации.
Перечень источников
Сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/
УМК по финансовой грамотности:
Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополни- тельное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному фи- нансовому поведению»).
Евтыхова Н. М., Хачемизова Н. М. Методические аспекты обучения решению экономических задач на уроках математики в 4 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95035.htm.
Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm
Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» -
Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru
Приложение 1
Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
Как Вы относитесь к введению в образовательном учреждении нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) в младшем школьном возрасте;
б) в старшем школьном возрасте;
в) не вижу необходимости в таком обучении.
Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
Как меняется поведение детей в процессе изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменяется в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относиться к вещам и предметам;
е) ребенок стал проявлять интерес и участвовать в планировании покупок и семейного бюджета.
Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
Приложение 2
Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы обще- образоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Допол- нительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе- нию»). — ISBN 0000000 https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131587464/5.%20%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%202-4%20%D0%BA%D0%BB..pdf
Курс «Финансовая грамотность» имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. Позитивное отношение родителей к изучению их детьми этого курса и их активное участие в этом процессе будет способствовать реализации учебных целей. В пособии подробно описаны формы взаимодействия родителей с детьми, с учителем. Приведены виды исследовательских и творческих работ, игры, моделирующие жизненные ситуации, кейсы, например,
Кейс
Первоклассник обменивается игрушками и вещами ... Однако тревожиться не стоит, ничего опасного или необычного в таком поведении детей нет. Просто именно в школе вводится понятие «чужое», то есть взрослые достаточно серьезно объясняют, что брать чужую вещь нельзя и какое наказание за это бывает. Но ведь для ребенка очень желанной оказывается именно та вещь, которая есть у приятеля и ему не принадлежит. Вот и начинается веселый обмен всего, чего угодно, на все, что угодно. Почему обмен иногда бывает совсем неравнозначный? Вспомните себя в детстве. Иногда совершенно дешевый автомобильчик, но, например, обладающий каким-то ценным именно для вас качеством (открываются двери, он военный, у него есть запасное колесо), был гораздо дороже и ценнее собственной дорогущей радиоуправляемой машины. Чтобы в будущем не было недоразумений, когда вы разыскиваете очередную дорогущую игрушку и звоните родителям всех одноклассников или, наоборот, чья-то мама требует вернуть обменянную вещь, договоритесь с ребенком о правилах обмена. Например, если он хочет обменяться какой-то слишком дорогой игрушкой, то должен спросить об этом у вас. Объясните, что «купить» дружбу за неравнозначный обмен никак невозможно. А ведь частенько именно так и бывает, что ребенок соглашается на неравнозначный обмен, чтобы завоевать расположение кого-то из детей. Ни в коем случае не запрещайте ребенку меняться, это большая часть коллективной игры и взросления. Вспомните рассказы детских классиков, например Марка Твена, когда перочинный ножик меняется на дохлую крысу, и не мешайте ребенку обмениваться.
Вопросы для размышления 1. Согласны ли вы с мнением автора статьи? 2. Можно ли разрешать детям меняться игрушками? 3. Как поступать родителям в случае явно неравнозначного обмена?
Если ваш ребёнок не занимается обменами, обсудите эту тему со своими друзьями. Если вы сталкивались с подобными проблемами, возможны следующие действия. Сначала родители должны чётко определить собственную позицию. После этого нужно серьёзно объяснить её ребёнку, выяснить его мнение и добавить немного игры: «Давай заключим договор об обменах!»
Например, такой: ты сам/сама распоряжаешься своими игрушками и можешь делать с ними что хочешь, но сожаления по поводу неудачной сделки оставляешь при себе. Или такой: недорогими игрушками ты распоряжаешься сам / сама. По поводу обмена дорогими игрушками консультируешься с родителями. (При этом должно быть определено, что считать недорогими игрушками.) Или такой: при любом обмене необходимо проконсультироваться с родителями. Или: любые обмены запрещены!
Удачной практикой обменов являются ярмарки старых игрушек.
Кейс Ярмарка старых игрушек.
Традиционно мероприятие собирает сотни детей, готовых дать вторую жизнь своим игрушкам. В Екатеринбурге началась подготовка к «Ярмарке старых игрушек», где дети продают и обмениваются машинками, медведями и куклами, в которые уже не играют. «Дети смогут встать за импровизированный прилавок ярмарки, определить цену и пообщаться с потенциальными покупателями. Для горожан это отличная возможность увидеть тысячи забавных игрушек советского периода и периода современной России», — рассказывают организаторы. Стоит отметить, что эксперты в области экономики проведут для детей урок финансовой грамотности, на котором расскажут, что такое деньги, бизнес и как правильно общаться с потенциальными покупателями. Такие уроки, по мнению организаторов, помогают лучше разбираться в денежных вопросах уже с детства. Также на ярмарке пройдет выставка уникальных авторских игрушек. Авторство большей части экспонатов принадлежит уральским мастерам. Они познакомят детей с технологией создания игрушек, а также научат правильно играть в игры, в которых не могут разобраться ни взрослые, ни дети. Как показала ярмарка прошлых лет, чаще всего трудности возникают с детскими настольными играми. «Многие в детстве мечтали увидеть, как делаются игрушки. На ярмарке у каждого такого шанса будет. Мы планируем открыть небольшую мастерскую, где можно будет попробовать сделать игрушку самостоятельно», — рассказывают организаторы.
Вопросы для размышления:
1. Какие преимущества вы видите в таком мероприятии? 2. Какие «подводные камни» могут встретиться на ярмарке? 3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок участвовал в подобной ярмарке? Если да, то вы можете рассказать об этом на родительском собрании и организовать её в классе или в школе. Конечно, это принесёт вам дополнительные хлопоты, но не больше, чем организация любого праздника. В некоторых школах проводятся другие ярмарки и обмен игрушками (книгами, дисками) может стать их составной частью.
Приложение 3
Система задач, применяемая в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе, состоящая из нескольких блоков:
1. Задачи на кодирование и декодирование финансовых, экономических терминов
Например:
Выполни действия, расположи полученные результаты в порядке возрастания, и ты узнаешь очень важное слово для семьи и для страны
(экономика)
2. Задачи на исполнение и составление алгоритмов
Например:
1) в таблице представлены цены на некоторые виды товаров и их цены в интернет- магазине
б) составь комплект из трех книг так, чтобы сумма их цен не превосходила 1000рублей. Представь все варианты
3. Задачи на чтение и составление таблиц, простых диаграмм, графиков экономического содержания.
Например, 4 А класс решил отдохнуть в горах Адыгеи во время школьных весенних каникул. Денису Кораблеву поручили выяснить цены на размещение в гостинице и на экскурсии. Запросив информацию в интернете, Денис нашел гостиницу под названием ""Парк Хаджох", которая предлагает свои услуги , представленные в таблице:
а) Какие номера самые дорогие? Какие номера самые дешевые?
б) На сколько рублей двухместный номер в будни дешевле, чем тот же номер в выходные дни?
в) Во сколько рублей обойдется трехразовое питание в течение дня?
г) Какая экскурсия самая дорогая? Самая дешевая?
д) Сколько будут стоить все экскурсии вместе?
*Рассчитайте стоимость отдыха на два дня 25 учащихся 4 класса, двух учителей и трех родителей, сопровождающих детей, если забронировать двухместные номера, с трехразовым питанием и двумя экскурсиями (в Гуамское ущелье и на плато "Лаго-Наки")
** Составьте наиболее экономную смету расходов для двухдневного отдыха. 4. Текстовые арифметические задачи, фабула которых отражает финансовые категории.
Например:
Отец получает 4000 рублей в месяц, а мама – 2000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 рублей и съездить в отпуск на 15000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ).
Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)
"Семья Коржиковых состоит из отца, матери, бабушки и двух детей. Отец зарабатывает 25000 рублей в месяц, мать – 20000 рублей, а бабушка получает 7000 рублей в виде пенсии. Каков средний денежный доход на одного члена семьи?"
Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои. Например:
Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремрнту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?
Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 10000 рублей, стены поставить – 36000 рублей. Крышу установить – 20000 рублей, отделать изнутри – 24000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?
5. Межпредметные проекты.
Например, проект "Чай"
Учитель с детьми читает отрывок из историй про Винни-Пуха. "Однажды в гости к Кролику пришел Вини-Пух. Вини-Пух всегда не прочь был немного подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что завтрак в это время давно уже окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать – меду или сгущенного молока?» – Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!». Винни-Пух, наверное, мог съесть и мед и сгущенное молоко, ничем не запивая. Но, как правило, эти сладости употребляются с чаем, потому, что это сладости и в них много сахара. Откуда взялся чай? Этот сюжет позволяет рассказать о месте произрастания чая. Это юго-восточная окраина Тибета, Китай, Индия, Шри-Ланка. И, где больше всего выпивают чая: страны Европы, Россия, Австралия, меньше в США. Также обсуждается места произрастания сырья, из которого производится сахар. Это Южная и Юго-Восточная Азия, острова Малайского архипелага, страны Карибского бассейна и на юге Северной Америки, Индия – страны, в которых произрастает сахарный тростник. А также Украина, Россия, США, страны центральной и Западной Европы – страны, где выращивают сахарную свеклу. Несмотря на то, что в начальной школе не изучают географию, но на наш взгляд, вполне возможно показать на географической карте или на глобусе эти государства или регионы. При обсуждении вопросов о странах, в которых произрастает чай и сырье для сахара, рассматриваются понятия «экспорта» и «импорта», «страны производители» и «страны потребители» чая и сахара. эти термины могут введены видами задачам первого блока. Так к числу экспортеров чая относят Японию, Индонезию, Монголию и Пакистан, хотя в этих странах чай не произрастает. К потребителям чая относят страны Европы, США, Россию и Австралию. Чайные «кирпичики» (спрессовывалась чайная пыль) в Монголии служили в 19 веке денежной единицей.
Можно рассказать, что в России с конца прошлого века также производился чай в Краснодарском крае в районе города Сочи. В Адыгее производится самый северный в мире чай -Адыгейский чай.
Задача. Имеется всего один вид чёрного россыпного чая, но в разной упаковке: в картонной пачке по 100 г за 300 р. и в банке по 50 г за 200 р. В банке - крупный лист, а в пачку его ломают, чтобы он туда поместился. Зареме захотелось подарить своим гостям из Москвы Адыгейский чай. У нее в кошельке оказалось 1500 рублей. Помоги составить различные наборы на эту сумму денег. Сколько и каких наборов может получиться?
Далее обговаривается понятие «производство», в частности чая, сахара. Если в данном населенном пункте есть сахарный завод или чайная фабрика, то можно организовать экскурсию на этот завод (фабрику), чтобы пронаблюдать за производственным процессом. Можно обсудить в каком виде продается сахар в магазинах. Поговорить от том, о том, что чаще всего мы пользуемся так называемым «сахарным песком», или «сахаром рафинадом», а для выпечки отдельных видов печенья и плюшек применяют сахарную пудру или сахарный сироп в кондитерских изделиях. Чай может, расфасован также в разных формах. Например, в чайных листьях или в чайных брикетах, чайные пакетики (в них чайные листья мелко раздроблены) стали частью нашего быта. При переходе к математической части можно решать множество задач геометрического характера. Например, изобразить форму сахара – рафинада и коробочки для чая и найти сходство и различия в этих формах. Сравнить форму пакетика с чаем и пакета с молоком. Сравнить форму глобуса и изображение земли на карте и форму самой Земли (здесь сравниваются такие фигуры как круг и шар). Выявить какие геометрические фигуры помогут нарисовать сахарный тростник и сахарную свеклу, чайный лист и чайный куст. Найти в окружающей действительности предметы, напоминающие рассматриваемые фигуры. Можно обсудить формы и виды экспорта чая и сахара, зависимость стоимости чая и сахара от формы, вида упаковки. Значение упаковки для реализации (продажи чая). Здесь же можно затронуть такие понятия как торговля и его виды «оптовая» и «розничная». Выяснить в какой форме закупают сахар и чай: в виде сырья или в готовой к употреблению форме в России, а в Англии, а в Японии? Сахар обладает таким необходимым свойством как сладость. Говоря об этом свойстве можно найти в окружающей среде другие продукты, которые обладают таким свойством, но их не так много: мед, сладкие плоды и соки некоторых растений. Тем не менее, сахар используют еще и как ценное сырье для химической промышленности (из него изготовляют моющие и красящие и другие вещества). Здесь же выясняется причина произрастания чая и сахарной свеклы или сахарного тростника в тех странах, о которых сказано было ранее, а именно климатические условия. Отсюда возникает необходимость рассмотреть такие величины как температура, влажность воздуха и т.п. Затем, можно выделить такие математические величины как, масса чая, масса одного пакетика, количество; или же площадь, урожайность. Длина тростника, масса и объем свеклы, а также масса сахара получаемого из каждой единицы массы сырья и т. д. позволит составить и решить большое количество задач, связанных с этими величинами. Здесь же будут уместны и задачи на движение, так как они возникнут при обсуждении вопросов транспортировки данных продуктов. В экономической части данной категории предлагается рассмотреть такое понятие как «экономическая выгода». Например, использовать сахар выгоднее, чем нефть и уголь, так как это возобновимое сырье. «Прибыль» от торговли сахаром и чаем, и как следствие такие понятия как «стоимость», «себестоимость», «затраченный труд», «реклама», «спрос», «предложение». Здесь можно вспомнить о рекламе различных видов чая по телевидению. Известно, что кормовая свекла содержит немногим более 1℅ сахара, и потребовалось приложить немало усилий, чтобы получить сорта, пригодные для промышленного производства сахара. При проведении экскурсии на сахарный завод, важно отметить какие изменения происходят с сырьем прежде, чем оно примет вид того сахара, который мы видим на прилавках магазина. Также можно отметить, что с чаем таких кардинальных изменений не происходит. Важно показать, как зависит производство сахара от погодных и климатических условий. Можно рассмотреть решение сюжетных задач на пропорциональные зависимости, задачи на движение, на работу, на зависимость между величинами «цена, количество, стоимость».
6. Деловые игры.
Например:
Игра «Рыночная активность». (авторы-разработчики А.С.Прутченков, Б.А.Райзберг).
«Цель игры – ознакомление участников с механизмом рыночной торговли, формирование установки на принятие самостоятельных решений и активные действия. В ней моделируются процессы производства («выпуска») потребительских товаров и их реализация на рынке.
Контекстные задачи и задания на формирование финансовой грамотности.
Сюжет контекстной задачи, которая используется на уроках математики:
«Миша хочет обновить свой компьютер, для этого ему необходимо накопить определенную сумму денег. Некоторую сумму он может накопить, если будет еженедельно откладывать карманные деньги, которые ему дают родители. Кроме того, он может заработать деньги, подрабатывая в свободное от учебы время курьером. Оборудование для компьютера родители могут купить для Миши в кредит, с условием, что он будет компенсировать им все выплаты по кредиту. Известна сумма карманных денег, которые дают родители Мише, заработная плата курьера, различные кредитные предложения банков. Необходимо рассчитать оптимальный вариант накопления денег для обновления компьютера».
Задания:
1. Магазин посещают в среднем 500 клиентов в день. Средний чек 450 рублей. Найдите ежемесячную выручку. Указание: Средний чек = Ежемесячная выручка: Число клиентов за месяц.
*Требуется рассчитать, каким должен быть средний чек магазина, чтобы ежемесячная выручка (за 30 дней) увеличилась на 20%. Предложить методы увеличения среднего чека
2. В гипермаркете можно купить картофель на развес, т.е. килограммами или в упаковках - сетках по 10 кг.
А) во что обойдется 1 кг помидоров в сетке?
Б) Что выгоднее купить 1 сетку и картофель на развес, если нам нужно 5 кг? Некоторые люди считают, что выгоднее купить сетку картофеля, чем отдельно по 1 кг? Объясните их позицию.
В) Другие люди считают покупку сетки картофеля плохим финансовым решением. Как вы думаете почему?
8.Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Примером может служить составление плана проведения праздника. Подготовка и проведение праздника – это командное мероприятие. Каждый член класса играет важную роль в проведении этого мероприятия. Дети определяют дату (тематику) и обсуждают меню. Для того чтобы составить бюджет, учащиеся в сопровождении взрослых посещают рынок или магазин. После возвращения составляется таблица, в которую прописывают наименование продуктов, количество, цену за единицу, просчитывают стоимость продуктов и других товаров. Сумма расходов не должна превышать сумму общих денег, отложенных. Далее планируется распределение обязанностей между всеми участниками мероприятия: - покупка продуктов - приготовление блюд - культурная программа - сервировка стола и украшение зала - уборка (все участники мероприятия). Далее осуществляется составление заданий и задач, относящихся к разным предметам, которые распределяются между всеми детьми.
Приложение 4
9. Квесты
Квест «Как правильно планировать семейный бюджет, чтобы накопить?»
Данный квест был представлен как результат выпускного проекта, допущенного к защите старшим методистом РМЦ Л.Н.Ивановой, в Сибирском институте управления – филиале РАНХ и ГС, региональном методическом центре по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Новосибирской области, набрав второй результат среди десяти представленных проектов.
Методическая характеристика
Цель: Получение опыта экономически разумного поведения в отношении семейного бюджета.
Задачи:
Совершать необходимые расходы.
Совершенствовать навыки использования ИКТ.
Получить коммуникативный опыт совместной работы.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при планировании семейного бюджета необходимо рационально тратить денежные средства.
Умения:
– разумно тратить денежные средства и бережно относиться к семейному бюджету.
Компетенции:
Принимать рациональные решения о расходовании денежных средств.
Соотносить свои желания, потребности и возможности.
-знать источники доходов и направлений расходов семьи,
-уметь находить необходимую информацию о банках
-сравнение доходов и расходов для принятия решения.
-умение находить актуальную информацию в сети Интернет;
-получить опыт командной работы и развития коммуникативных навыков;
- понимать личную ответственность за принятия решения.
Основное содержание (понятийный аппарат) - семейный бюджет, доход, расходы, сбережения.
Ведущая технология – квест (квест- это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры).
Описание хода занятия с организацией учебной деятельности(ориентировочная технологическая карта)
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Начальный этап
Ролевой этап
Учитель сообщает, что занятие пройдет в форме квеста, определяет игровое пространство, временные рамки, делит на команды, знакомит с легендой и правилами игры.
Легенда:
«Каждая команда –это семья из пяти человек: папа, мама, бабушка, сын-студент, дочь-школьница. Ваша задача пройти пять локаций за 45 минут. Время пребывания на каждой локации ограничено. Перед началом прохождения локаций, выполнив определённое задание, вы получите необходимую сумму денег для расходов.
Учитель предлагает сложить правильный семейный бюджет, собрав словосочетание из слогов (Приложение 4.1)
Учитель выдаёт каждой команде маршрутный лист, конвертысденьгами и конверт для накоплений. (Приложение 4.2)
Помогает в осуществлении выбора учащимися;
(Приложение 4.3)
координирует деятельность учащихся при решении поставленных работ.
(Приложения 4.3,4.4,4.5,4.6)
Включаются в игровое пространство, делятся на команды до 5 человек, знакомятся с правилами.
Собирают словосочетание, распределяют обязанности
Вникают в сущность заданий, выполняют, решают предложенные на каждой локации задания, находят отгадки, сэкономленные деньги собирают в отдельный конверт.
ЗЗаключительный этап
Напоминает сообщённые в начале занятия правила и параметры оценки квеста, совместно с учащимися заслушивает отчёты групп о проделанной работе (посчитать сэкономленные денежные средства), подводит итоги квеста.
Команды представляют результаты своей работы, участвуют в оценивании работы по заранее определённым учителем критериям.
По результатам исследования проблемы формируются выводы и предложения.
Данная разработка исключительно практико-ориентированная, все представленные в приложениях к проекту материалы, помогут коллегам подготовиться и провести внеурочное мероприятие. Проект направлен на мотивацию обучающихся, понимания личной ответственности за решения, принимаемые в процессе формирования семейного бюджета. Надеемся, что данный проект является некоторым вкладом в методическую копилку коллег, которые будут заниматься финансовым просвещением младших школьников.