Просмотр содержимого документа
«Изучение "Сказки о царе Салтане" на уроке литературного чтения в начальной школе»
Чернова Альбина Альбертовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани , учитель начальных классов.
Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе.
Сказки – богатейшая сокровищница народной мудрости. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа: она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [4].
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Сказка создает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
«Сказки» А.С.Пушкина включены во все современные программы литературного чтения начальной школы. «Сказка о царе Салтане» изучается по программе «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 4 классе [2]. На изучение сказки А.С.Пушкина отведем 3 урока. Первый урок – Знакомство со сказкой и ее героями. Второй урок – Характеристика царя Гвидона и царевны Лебеди. Третий урок – Чудеса в сказке Пушкина и их роль.
Первый урокотведем знакомству о «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и построим его в виде эвристической беседы с учащимися. Спросим школьников, какие сказки поэта им уже известны. Учащиеся знают сказки из дошкольного детства, которые им читали родители. Они помнят наизусть строки из «Пролога» - «У лукоморья дуб зеленый…». Дети любят сказки Пушкина, объясняют это простотой и доступностью слога.
Далее обратимся к названию сказки. Почему она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Младшие школьники понимают, что такое название обусловлено тем, что все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании. Учитель добавляет, что основой сюжета данной сказки послужила сказка няни поэта Арины Родионовны, рассказанная ему в Михайловском. Однако Пушкин в своем замысле идет дальше: он соединяет в своем произведении мотив простонародной русской сказки с западноевропейской сказкой. Творчески переработав сюжет «оклеветанной матери», Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, его приключениях, истории любви к царевне Лебеди, чудесной встрече отца царя Салтана со своей семьей. Что еще необычного заметили учащиеся в названии сказки? Герои не просто называются, а им дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора. Обратим внимание детей на имена героев. Какие они? Школьники отмечают, что большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. Например, князь Гвидон, царевна Лебедь, царь Салтан. Познакомим учащихся с новыми сведениями об именах героев. В словаре личных имен Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня новая в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, - у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.
На следующем этапе работы предлагаем учащимся выполнить задание тетради (задание №1,2).Оно поможет обобщить ранее прочитанные сказки А.С.Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане…»
Затем учитель проводит работу по тексту сказки Пушкина. Учащиеся самостоятельно читают начало сказки (с.118-122) до слов «Мать и сын теперь на воле». Предложим учащимся разделить текст на смысловые части. В ходе работы появляется следующий план:
1 часть – выбор невесты;2 часть – обман царя;3 часть – чудесное спасение.
Обращаемся к младшим школьником с заданием привести пример зачина в сказке. А о чем говорит отсутствие зачина? О том, что и герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле. Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие? Ученики подметили, что начало такое, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях. В нашей сказке три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что с торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. Ученики перечисляют: Балда с попом на базаре торгуются; старуха с золотой рыбкой ведут торг. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки еше более приближает слушателя, читателя с героем сказки. Задаем учащимся вопрос: в чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? Читая сказку, дети уже заметили, что царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит «позадь» забора на улице один, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер. Далее проводим выборочное чтение второй части сказки. Спросим школьников, каким они видят здесь царя Салтана? Царь Салтан разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает и несправедливым, гневным:
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить
Но, смягчившись на сей раз…
Неслучайно распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.
На следующем этапе урока проводим выборочное чтение третьей части сказки. Вернемся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Кто они? Вспомним, как народные сказки повествуют о путешествии героя. Невольными путешественниками в сказке Пушкина оказались молодая царица и ее сын:
В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, вопит ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Учитель обращается к детям с вопросом, как надо читать эти строки. Они читаются медленно, с выражением скрытой силы и мощи, энергии. Пушкин сделал сказку фольклорную психологической, динамической, основанной на конкретном действии. Вспомним, что основной закон народной сказки – действие. Пушкин, взяв принцип сказки как целого – последовательность действий – пронизал им все части этого целого. В русских народных сказках герой отправляется в путешествие из дома в чужую страну, в иной мир, где ждут его опасность и трудные испытания. Он должен преодолеть их, побороть страшные силы в виде Чуда-юда, Кащея Бессмертного, Бабы-яги и вернуться домой победителем. Много примеров сказочного повествования видим и в сказке Пушкина. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
После чтения предлагаем учащимся поработать над творческим заданием в рабочей тетради по чтению (задание №3) – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста.
Ученики получают в качестве домашнего задания самостоятельное чтение текста сказки до страниц 122-127 (слова «Снова князь у моря ходит»). Дифференцированное задание следующее: подумать над вопросами:
1.Обратите внимание на имена героев. Какие они?
2.Кто герои сказки? Вспомните, как народные сказки повествуют о путешествии героя.
3.Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение?
4.Почему царевна Лебедь не сразу призналась князю, что она и есть прекрасная царевна?
Литература
1. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. - М.: Просвещение. - 1996г., №9. - С31-34.
2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы). - М., 2009. – 298с.
3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.