kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение уровня воспитанности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснованность выбора темы самообразования

 

С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  меняется и расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем.  

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

Задачи:

  • раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
  • изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;
  • применять полученные знания на практике.

 

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение уровня воспитанности младших школьников»





План работы

по самообразованию

на 2019-2023 годы


Тема самообразования:


« Изучение уровня воспитанности младших школьников»










Учитель начальных классов: Чернявская О.С.




Обоснованность выбора темы самообразования


С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

Задачи:

  • раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

  • изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;

  • применять полученные знания на практике.


Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств добротаглавный показатель развитости человеческого в человеке...»

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимо­действия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует обще­ственно значимую и социально оцениваемую учебную деятель­ность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со свер­стниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система обра­зования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно ста­ло «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказы­ваются недоступны для младших школьников. Это обстоятель­ство значительно затрудняет усвоение детьми системы мораль­ных норм и нравственных принципов, препятствует форми­рованию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лише­ны возможности приобрести опыт лидерства и работы в ко­манде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социаль­ное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.


Этапы работы над темой самообразования 

1 этап – установочный- 2019год.

- создание определенного настроя на самостоятельную работу;

- выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;

-формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий. 

2 этап – обучающий- 2019-2020год

- знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива. 

3 этап – практический- 2020-2021год

- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. (Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.) 

4 этап – теоретическое осмысление- 2021-2022год

- анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

( отчет о ходе самообразования на заседаниях МО, открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования). 

5 этап – итогово-контрольный-2022-2023год

- итоги самостоятельной работы, обобщение наблюдений, оформление результатов. ( описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.)









Используемые формы и методы работы при изучении темы

Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачены 2 класса, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания учащихся, которые используются в системе внеурочной деятельности:


Система

Форма


Педагогические средства

В

Н

Е

У

Р

О

Ч

Н

А

Я Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

  1. Художественно-творчес­кие проекты.

  2. Викторина.

  3. Экскурсия.

  4. Мероприятие.

  5. Праздник класса.

  6. Конкурс и выставка работ.


Применение вариативных форм занятий (пригла­шение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подго­товке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих вы­страиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности.

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.


  1. Кружок.

  2. Дискуссии.

  3. Школьный праздник.




Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.

Педагогические средства содействия социализации учащихся (вов­лечение в общественно-полезную деятельность).

М

О

Н

И

Т

О

Р

И

Н

Г

  1. Анкетирование.

  2. Опрос.

  3. Беседа.

  4. Наблюдение.

  5. Тестирование.


Социологические измерения и диагностика запросов и притяза­ний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.


Основные коллективные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.

  • Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 2-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.

Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.

  • Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

  • Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.

  • Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.

  • Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.

В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.

Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.

Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.

Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.

  • В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.

Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

  • Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.

Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

  • Мною используются методы воспитывающих ситуаций.

Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.



Работа с родителями в рамках работы над темой

Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начи­нается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотноше­ния с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в буду­щей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ре­бенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;

3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.

Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!







Методики по изучению уровня воспитанности

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Сегодня общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания. Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей и составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личностных и общественных интересов.

С позиции методологии системного подхода, отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное отношение к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство, не присущее отдельным качествам, - воспитанность личности.

Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.







Уровни воспитанности младших школьников

В психолого-педагогической литературе ориентировочно выделяется 4 уровня воспитанности:

Очень низкий уровень характеризует нравственно отрицательный образ школьника: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия, самоорганизация и саморегуляция не развиты.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших, другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция ситуативна.

Средний уровень – свойственно устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.

Высокий уровень – наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизация и саморегуляция наряду со стремлениями к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявление активной позиции.

Для изучения уровня воспитанности младшего школьника следует обратиться к педагогической диагностике, где основным методом является наблюдение. Программа наблюдения служит ориентиром и может варьироваться. В программе изучения воспитанности традиционно рассматриваются следующие качества личности: ответственность, отношение к труду, отношение к творческому поручению, коллективизм и товарищество, дисциплинированность, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, бережливость.

Каждое из этих качеств может быть выражено на разном уровне. Соответственно: ярко проявляется - ЯП, проявляется - П, слабо проявляется - СП, не проявляется - НП.



Воспитание младших школьников

Когда дети поступают в школу, их прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом.

Во время активного учебно-воспитательного процесса дети обучаются построению наполненных, нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями.

При новом наборе первоклассников учителя отмечают у них достаточно низкий уровень воспитанности. Не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означает добро и зло, честность и обман, личный долг, совесть. Многие дети в таком юном возрасте не могут дать объективную оценку самому себе, у них может присутствовать завышенный либо заниженный уровень самооценки. Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать именно с малых лет.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

От содержания, методики работы учителя во многом зависит, каким станет ребенок: добросовестным и честным работником, хорошим человеком, активным образцом за все лучшее или мелким, эгоистичным и даже откровенным носителем зла.

Воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.



Роль диагностики в воспитании младших школьников

Чтобы воспитать гармоничную личность и создать сплоченный детский коллектив педагогу необходимо знать каждого ребенка со всех сторон, во всех его проявлениях. Все существующие сегодня методики воспитания работают, если учитывать несколько обязательных факторов: возрастные особенности, степень сформированности детского коллектива и особенности взаимоотношений внутри него, уровень доверия между детьми и взрослыми.

Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность. Все результаты проведенных исследований не должны стать достоянием лиц, не имеющих отношения к делам данного класса. Результаты диагностики должны стать основой для внесения в план воспитательной работы соответствующих изменений. Педагог при проведении диагностических мероприятий должен объяснять учащимся для чего он это делает.

Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.

Наблюдение всегда помогает составить мнение о каждом ученике и его участии в жизни коллектива без вмешательства со стороны взрослых, позволит понять суть конфликтных ситуаций и сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники - прекрасный инструмент для изучения мотивации действий, имеющихся интересов группы детей или всего. Опросник поможет определить уровень тревожности учащихся, определить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.[4]

Чтобы понять, как дети относятся к миру вообще и самому себе в частности используют проективные тесты. С их помощью также можно определить профессиональные предпочтения подростков и ощущение ими своей социальной роли.

Используя анкеты, педагог может получить картину, демонстрирующую позицию отдельного ребенка в коллективе и степень его значимости в этой общности.

Если нужно составить представление об уровне интеллектуального развития личности ребенка, его личностных качествах, отношении к окружающему миру, используют такой вид диагностики, как сочинение. Графические и рисуночные темы дают изучить отношение ученика к коллективу, к педагогам и родителям.[1]

Можно применять диагностические методики в работе с классным коллективом, если стоит задача изучить личностные качества учащихся класса и уровень их взаимоотношений внутри коллектива. Также этот способ исследования поможет установить способности класса, учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании и организации классных дел. Диагностика покажет, какие методы лучше выбрать для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Первоначальное представление о классе всегда можно получить, изучив школьную документацию: классный журнал, медицинские карты и личные дела учащихся. Классный журнал - показатель школьной успешности учащихся, медицинские карточки - здоровья. Личное дело расскажет об особенностях семейного развития ребенка степени его обучаемости на протяжении нескольких школьных лет.

Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.[3]

Из выше сказанного следует, что диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно – образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Примеры методик для изучения воспитанности младших

школьников

Для выявление уровня воспитанности младших школьников я выбрала несколько методик. Одна из них - анкета «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П. Капустина) 1-4 классы «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (Приложение 1). Данное исследование предназначено индивидуально для каждого учащегося. Цель исследования: определить уровень развития нравственных качеств учащихся 1-4 классов, выявить уровень воспитанности путём оценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений классного руководителя (учителя).

Методика определяет следующие критерии оценки:

  1. Любознательность;

  2. Прилежание;

  3. Отношение к природе;

  4. Я и школа;

  5. Прекрасное в моей жизни.

Оценка результатов: 5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5 - 4,5 – высокий уровень; 4,4 – 4 – хороший уровень; 3,9 – 2,9 – средний уровень; 2,8 – 2 – низкий уровень.

Методика является рефлексивной, предоставляет возможность для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой. Исследование проводится раз в год в мае.

Вторая методика позволяет диагностировать уровень развития как каждого учащегося, так и класса в целом. Эту анкету делают учащиеся и их родители. Затем результаты сравниваются и делается вывод.

Анкета определяет следующие критерии оценки:

  1. Долг и ответственность

  2. Бережливость

  3. Дисциплинированность

  4. Ответственное отношение к учебе

  5. Отношение к общественному труду

  6. Коллективизм, чувство товарищества

  7. Доброта и отзывчивость

  8. Простота и скромность

  9. Культурный уровень

Учащиеся оценивают себя по предложенной шкале.

Оценка результатов:

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса.

Уровни воспитанности взяты из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция































Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)


Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки




  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома




  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу




  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми




  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек






Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция.

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Описание уровней:

Низкий уровень. Слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизация и саморегуляция ситуативны.

Средний уровень. Свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень. Положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень. Устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Критерии выявления группы педагогического риска: наличие показателей низкого уровня воспитанности;













 Анкета для определения уровня воспитанности.

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.





















Список используемой литературы при изучении темы по самообразованию



  1. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданова О. С. – М. : Просвещение , 1986. - 192 с.
    Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак Б734; Инв. номер 2010269-ЕФ


  1. Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3. - С. 54-57.


  1. Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте : межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] , 1988. - 267 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХ


  1. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18.


  1. Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.


  1. Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.


  1. Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.


  1. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 55-64.


  1. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 88-93.


  1. Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. - N 3. - С. 72.


  1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.


  1. Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.


  1. Ерзунова Е. А. Добром наполним мир // Начальное образование. - 2009. - N 3. - С. 42-47.


  1. Ермолич С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 1. - С. 188-189.


  1. Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. - N 3. - С. 185-192.


  1. Левин Я. Н. В центре внимания нравственное и физическое здоровье школьников. Из опыта работы пед. коллективов отд. образования Администрации Окт. р-на / Левин Я. Н. - Екатеринбург : Б. и. , 1999. - 40 с.
    СОУНБ; Шифр 74.200.53+74.200.54; Авторский знак Л363; Формат С; Инв. номер 2210327-КО


  1. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007. - N 3 / 4. - С. 119-122.


  1. Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. – 1999. - N 4. - С. 53-61.


  1. Мартышин В. С. Твоя родословная : Духовно-нравственные основы семьи / Мартышин В. С. - М. : Школьная пресса , 2000. - 223 с.
    СОУНБ; Шифр 63.214я7; Авторский знак М294; Формат С; Инв. номер 2234067-КХ
    СОУНБ; Инв. номер 2231149-ЕФ


  1. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - N 7. - С. 21-29.


  1. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспирант и соискатель. - 2010. - N 3. - С. 51-52.


  1. Метлик И. В. Социальное партнерство семьи, школы и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей : новое качество взаимодействия // Семья в России. - 2009. - N 2. - С. 64-75.


  1. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.


  1. Мудрик А. В. Социализация и "смутное время" / Мудрик А. В. - М. : Знание , 1991. - 80 с.
    Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74; Авторский знак М893; Формат М; Инв. номер 2136285-ЕФ


  1. Никандров Н. Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Мир образования - образование в мире. – 2007. - N 2. - С. 181-190.


  1. Нравственное воспитание в начальной школе : разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград : Учитель , 2007. - 190 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2284153-КХ


  1. Обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания "Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры" // Воспитание школьников. – 2001. - N 5. - С. 2-9.


  1. Петрова В. Азбука нравственного образования. 2 класс // Воспитание школьников. – 2007. - N 3. - С. 45-48.


  1. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / Петрова В. И. – СПб. [и др.] : Питер , 2007. - 301 с.
    Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак А352; Инв. номер 2279208-ЕФ
    Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 74.2; Авторский знак А352; Инв. номер 2285017-КХ


  1. Петрова В. Нравственное образование младших школьников // Сельская школа. – 2007. - N 2. - С. 31-38.


  1. Петухова Л. В. От идеи общения к идее деятельного добра // Воспитание школьников. - 2009. - N 8. - С. 57-64.


  1. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. научных трудов. - М. : Б. и. , 1983. - 131 с.
    СОУНБ; Формат С; Инв. номер 1901013-КХ


  1. Скокова Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2006. - N 11. - С. 45-49.


  1. Соловцова Е. Нравственные представления младших школьников // Воспитание школьников. – 2000. - N 1. - С. 10-11.


  1. Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. – 2004. - N 8. - С. 16-20.


  1. Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. – 2006. - N 9. - С. 192-195.


  1. Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - N 7. - С. 76-78.


  1. Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания : научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей // Этическое воспитание. – 2007. - N 2. - С. 4-95.


  1. Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. - 2008. - N 5. - С. 5-40.


  1. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. – 2006. - N 12. - С. 16-21.


41.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учреждений / В.А.Сластенин [и др.] — М.: Школа-Пресс, 2007. — 512 с.


42. Поддубская Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: педагогическая диагностика: методические указания. / Г.С. Поддубская. – Могилев: МГУ имена А.А. Кулешова, 2010 – 52 с.



43.Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый – М.: «ВЛАДОС», 2008 - 464 с.


44.Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина – М.: «Академия», 2007 – 576 с.



45. Якубель Г. И. Лекции: Педагогическая диагностика в процессе обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.webkursovik.ru – Помощь студенту. – (Дата обращения: 28. 01. 2018).

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение уровня воспитанности младших школьников

Автор: Чернявская Олеся Сергеевна

Дата: 25.10.2019

Номер свидетельства: 524115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Эстетическое воспитание младших школьников "
    ["seo_title"] => string(50) "estietichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103170"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402570004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Самосовершенствование личности в воспитании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(70) "samosoviershienstvovaniie-lichnosti-v-vospitanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "209950"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431344854"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства