Изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения
Изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения
Этикет в жизни общества играет важную роль, выполняя ряд функций, в том числе и коммуникативную. Благодаря этикету, мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими людьми, в том числе и детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми, стремление избежать конфликтов. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие, расширяет его внутренний мир.
Этикет в жизни общества играет важную роль, выполняя ряд функций, в том числе и коммуникативную. Благодаря этикету, мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими людьми, в том числе и детьми.
Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!
Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах: • при знакомстве • в момент приветствия и прощания • в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.) • в телефонном разговоре • как вести себя в гостях • как принимать гостей • как вести себя за столом • как правильно составлять письма, отвечать на письма • общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми • употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие) • выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code) • соблюдение личной гигиены и забота о здоровье • отношение к материальным ценностям • понятие о вкусе, красоте, моде, стиле
Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?
Раньше изучение норм этикета было обязательным во всех учебных заведениях. В перерывах между чтением Шекспира и изучением законов Ома гимназисты штудировали предназначение столовых приборов и правила сервировки стола, воспитывали в себе искусство поддержания непринуждённой беседы и учились правильно подбирать напитки под поданные блюда. Сейчас, к сожалению, всем этим важным навыкам детей не учат в школе, поэтому искусство этикета перенимается от родителей или постигается самостоятельно.
Но всё же некоторые знания по изучению этикета даются в школе на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения и внеклассных занятиях.
На уроках русского языка, начиная со 2 класса, мы знакомим детей с употреблением вежливых слов посредством выполнения упражнений. Например, в учебнике 2 класса УМК «21Век» такие упражнения дети выполняют на самом первом уроке. Детей знакомят с вежливыми словами (спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.)
Эта работа продолжается и в 3 классе. Например, мы учим детей как правильно составлять письма, отвечать на письма. Этой теме посвящены шесть уроков в первой части учебника русского языка.
На уроках литературного чтения этикету учат и произведения, написанные известными авторами. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасных творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные: 1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер) 2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак) 3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский) 4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц) 5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они, сами того не подозревая, поступят правильно. Например,
Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны.
На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединение метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.
Изучение произведений Григория Остера можно проводить во внеурочное время.
Игра – это лучший способ обучения для детей. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где правила этикета станут правилами игры!
Игровая деятельность свойственна людям с рождения до старости, это деятельность, через которую человек познает мир; игра –зачастую своеобразная предварительная тренировка перед серьезным делом, которое предстоит человеку в жизни. Играть можно как во время урока, так и во внеурочной деятельности.
Игра-эффективное средство создания коммуникативной ситуации на уроке, позволяющее приблизить процесс обучения к условиям естественного речевого общения.
Многие игры представляют собой коллективную форму работы. В таких играх значительно увеличивается объем речевой деятельности учащихся. Кроме того, работа в парах или хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, то есть игра помогает снять «психологические барьеры”.
Существует несколько видов игровых коммуникативных заданий.
Упражнение “Настойчивый друг”
Игра проводится по парам. Один из играющих добивается согласия другого на свою просьбу, предложение, настаивает на выполнении своего желания, а другой отказывается, объясняя причину своего отказа. Проигрывает тот, кто первый сдастся, то есть не найдет, что сказать.
Например, между учениками может произойти следующий диалог: – Давай сегодня сходим погулять. – Извини, но я не могу. – Почему ты не хочешь пойти? – Мне нужно сначала выучить уроки. – Пойдём сначала погуляем , а потом выучишь уроки.
– Я дал слово маме, что сначала приготовлю уроки, пригласи, пожалуйста, кого-нибудь другого. и т.д.
Упражнение “Мне нужен твой совет”
В процессе этой игры отрабатываются речевые конструкции по теме «Совет».
Для игры необходимо заранее подготовить карточки по количеству учеников в классе с описанием разных проблем. Каждый ученик получает карточку и описывает друзьям свою проблему, указанную в ней. Другие участники игры дают советы, как эту проблему решить.. Тот, кто дал лучший совет, получает один балл. Побеждает тот, кто по итогам игры получит больше баллов.
Пример карточек:
1. Вы любите играть в компьютерные игры. Но вашим родителям это не нравится. Из-за этого вы постоянно ругаетесь с ними.
2. У вас совсем нет друзей в классе.
Упражнение “Дозвонись до друга”
Данная игра позволяет отработать конструкции для ведения телефонного разговора.
Возможные задания: 1. Позвоните Екатерине и поблагодарите ее за помощь. 2. Позвоните Дмитрию и поздравьте его с днем рождения. 3. Позвоните Елене и поздравьте ее с Новым годом. 4. Позвоните Марине и пожалуйтесь ей на свои проблемы. 5. Позвоните Анне и извинитесь.
Упражнение “Ситуация”
Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Можно предложить детям придумать историю по правилам и против них и проиллюстрировать придуманные истории сценками.
Упражнение “Разорванные записки”
На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
Упражнение “Письма её Величества Вежливости”
Дети пишут друг другу письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Получивший письмо, должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.
Упражнение “Дорифмуй”
Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки. Например, В обмене добрых слов участвуйте И говорите чаще… (здравствуйте)
Нужно знать, как дважды два Все… (волшебные слова)
В день не бойся раз до ста Говорить… (пожалуйста).
Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.
Вот уже на протяжении нескольких лет в нашей школе проходит региональный конкурс экологических театров. Это хорошая школа для изучения правил этикета. В первом классе мы рассказывали о проблемах экологии на примере произведения «Айболит». Другие переделывали известные детские сказки с экологическим уклоном. Такие как «Репка», «Аленький цветочек» и другие.
Всякая теория без практики мертва. Если ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если с ним не посещают театры, музеи, кафе, не любят ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться ребенком не нужным.
Каждый учебный год-это не только уроки, но и многочисленные походы в театры, кино, музеи, выезды в другие города. Во время таких поездок дети учатся общению друг с другом, со взрослыми.
Задача взрослых состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.
И главное! Взрослые должны сами соблюдать правила этикета. Даже самые нескучые игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания.